Недействующий
Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 августа 2012 года N 1054/32

     
Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие торговли в Московской области на 2013-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Московской области
 от 26 декабря 2013 года N 1154/57

____________________________________________________________________


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации" и постановлением Правительства Московской области от 19.06.2012 N 848/21 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие торговли в Московской области на 2013-2015 годы" Правительство Московской области

постановляет:

Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие торговли в Московской области на 2013-2015 годы".

Вице-губернатор -
Председатель
Правительства
Московской области
А.В.Шаров

     

     

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Московской области
от 28 августа 2012 года N 1054/32

     
Долгосрочная целевая Программа Московской области "Развитие торговли в Московской области на 2013-2015 годы"

     

     

Паспорт долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие торговли в Московской области на 2013-2015 годы"

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие торговли в Московской области на 2013-2015 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

Закон Московской области N 174/2010-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Московской области";

постановление Правительства Московской области от 19.06.2012 N 848/21 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие торговли в Московской области на 2013-2015 годы"

Государственный заказчик Программы

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

Разработчик Программы

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области

Цели Программы

1. Оптимизация развития инфраструктуры потребительского рынка и услуг.

2. Улучшение условий жизни населения.

3. Привлечение инвестиций в экономику Московской области

Задачи Программы

1. Развитие современных форматов торговли и качественное улучшение инфраструктуры потребительского рынка с ростом числа крупных современных торговых объектов.

2. Снижение доли рынков в объемах розничных продаж.

3. Повышение культуры обслуживания населения Московской области.

4. Рациональное использование средств бюджета Московской области на обеспечение деятельности Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.

5. Создание условий для обеспечения бесперебойного и качественного насыщения покупательского спроса граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Московской области.

6. Привлечение внебюджетных инвестиций на потребительский рынок

Сроки реализации Программы

2013-2015 годы

Исполнители Программы

Министерство потребительского рынка и услуг Московской области,

Министерство экономики Московской области, Министерство финансов Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерство транспорта Московской области, Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Комитет по труду и занятости населения Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий Программы, - 35014582,0 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2013 год - 10569852,0 тыс. рублей;

2014 год - 11871500,0 тыс. рублей;

2015 год - 12573230,0 тыс. рублей.

Из них по источникам:

средства бюджета Московской области, всего - 514582,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год - 169852,0 тыс. рублей;

2014 год - 171500,0 тыс. рублей;

2015 год - 173230,0 тыс. рублей;

внебюджетные средства, всего - 34500000,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 10400000,0 тыс. рублей; 2014 год - 11700000,0 тыс. рублей; 2015 год - 12400000,0 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы из бюджета Московской области уточняются ежегодно в соответствии с законом Московской области о бюджете Московской области на очередной финансовый год

Планируемые результаты Программы (количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы)

Реализация Программы создаст объективные условия для:

повышения территориальной доступности товаров для потребителей Московской области;

повышения степени обеспеченности населения Московской области торговым сервисом;

повышения уровня ценовой доступности товаров для населения Московской области, включая граждан с низкими доходами;

повышения доли субъектов малого и среднего предпринимательства в розничной торговле Московской области;

повышения доли товаров местных производителей на потребительском рынке Московской области.

В результате реализации Программы будут достигнуты следующие показатели:

годовой оборот розничной торговли вырастет в физическом выражении на 32 процента к уровню 2012 года;

оборот розничной торговли на душу населения вырастет в 1,5 раза;

доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли сократится с 7,8 до 6,5 процента;

оборот розничной торговли в сельских поселениях вырастет на 25процентов;

средняя обеспеченность населения площадью торговых объектов вырастет на 11 процентов и составит 1225 кв.м на 1000 жителей;

обеспеченность населения площадью торговых объектов предприятий розничной торговли площадью более 1000 кв.м вырастет на 7 процентов и составит 888,5 кв.м на 1000 жителей;

установленные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов будут достигнуты по всем муниципальным районам и городским округам Московской области;

количество социально ориентированных предприятий розничной торговли вырастет на 16 процентов;

доля субъектов малого и среднего предпринимательства в обороте розничной торговли составит 46,8 процента;

количество ярмарок на территории Московской области вырастет на 16 процентов;

темп роста инвестиций в основной капитал в сфере торговли составит 6 процентов

     

     

1. Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Торговля играет важную роль в экономике Московской области. Вклад отрасли в валовой региональный продукт составляет порядка 23 процентов, доля торговли в среднегодовой численности занятых в экономике - не менее 20 процентов.

_______________

Отрасль "Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования".


Оборот розничной торговли Московской области в 2011 году составил 1207,8 млрд.руб., что выше аналогичного показателя 2010 года на 10,8 процента (в сопоставимых ценах). Большую часть в обороте розничной торговли занимали непродовольственные товары - 53 процента. В январе-апреле 2012 года оборот розничной торговли составил 395,6 млрд.руб., что на 5,7 процента выше, чем в соответствующем периоде 2011 года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 45,5 процента, непродовольственных - 54,5 процента.

Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли в 2005-2008 году составляли более 20 процентов и были одними из самых высоких в Центральном Федеральном округе (далее - ЦФО), а также выше, чем в городах Москва, Санкт-Петербург. В 2009 году в связи с финансово-экономическим кризисом оборот розничной торговли Московской области сократился на 8 процентов, в последние годы рост возобновился. В 2010-2011 годы индекс физического объема оборота розничной торговли в Московской области превышал средние показатели по Российской Федерации и по ЦФО, а также соответствующие показатели по Москве и Санкт-Петербургу.

Доля рынков в обороте розничной торговли Московской области в 2011 году составляла 7,9 процента (в 2010 году - 8,4 процента). В январе-мае 2012 году оборот розничной торговли на 91,5 процента формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети, доля рынков и ярмарок составила 8,5 процента.

Средняя по Российской Федерации и ЦФО доля рынков в обороте розничной торговли (12,5 процента и 15,7 процента) выше показателя по Московской области. В Москве на рынки приходится порядка 20 процентов розничного оборота, в Санкт-Петербурге - порядка 3 процентов.

Оборот оптовой торговли Московской области в 2011 году составил 4319,6 млрд.руб., или 11 процентов оборота оптовой торговли Российской Федерации и 20 процентов оборота ЦФО. Оборот оптовой торговли демонстрирует более высокие темпы роста, чем оборот розничной торговли: в 2006-2007 годы рост физических объемов оптовых продаж составлял до 35 процентов, в 2010 году оптовый оборот вырос на 33 процента по сравнению с 2009 года, в 2011 году рост составил 116,6 процента.

Торговля Московской области функционирует в условиях активизации процессов формирования субурбанизированной модели расселения в Московском регионе, что соответствует общемировым тенденциям развития крупных городов-мегаполисов. Это выражается в увеличении масштабов трудовой и культурно-бытовой (в том числе для приобретения товаров) маятниковой миграции населения между городом и областью, а также в росте количества москвичей, сезонно или постоянно проживающих в Московской области. Оборот розничной торговли в расчете на 1 жителя в Московской области - 168,9 тыс.руб. в год - превышает среднероссийский показатель и является самым высоким среди регионов ЦФО после Москвы, что связано с процессами субурбанизации в регионе.

_______________

Субурбанизация - процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов, в результате которого происходит формирование городских агломераций.

Город Москва и Московская область.


Система товароснабжения Московской области характеризуется процессами интеграции товаропроводящей сети Москвы и Московской области. Транспортно-логистические системы города и области оказывают взаимное влияние друг на друга и фактически функционируют как единый транспортно-складской узел Московского региона, через который проходит большинство грузопотоков России, в том числе обеспечивающих импорт и экспорт. Объёмы оптовой торговли, приходящейся на 1 жителя Московской области, по некоторым видам товаров в 5 и более раз превышают средние показатели по Российской Федерации.

Важнейшей характеристикой общественной эффективности функционирования региональной торговли является уровень и динамика потребительских цен в регионе. В 2010-2011 годы темп роста цен на потребительские товары в Московской области был ниже среднероссийского, среднего уровня по ЦФО, а также темпа роста цен в городах Москве и Санкт-Петербурге и в Ленинградской области.

В апреле 2012 года стоимость фиксированного набора товаров и услуг в Московской области составила 10276,6 рубля, что на 10 процентов выше среднероссийского показателя; стоимость минимального набора продуктов питания - 2483,9 рубля, что примерно равно средней стоимости по Российской Федерации.

Потребительский спрос на товары, реализуемые в розничной торговле региона, определяется уровнем и динамикой доходов населения, распределением населения по доходным группам.

Период 2005-2011 гг. характеризуется значительным ростом уровня и качества жизни в Московской области, который привел к увеличению покупательной способности населения, возрастанию потребления основных продуктов питания и увеличению покупок непродовольственных товаров в домохозяйствах региона.

В 2010-2011 годы реальные денежные доходы в Московской области росли темпами, превышающими среднероссийский уровень (2010 год - 105,3 процента; 2011 год - 103,8 процента, при средних по Российской Федерации: 2010 год - 105,1 процента; 2011 год - 100,8 процента). С 2005 по 2011 годы среднедушевые денежные доходы населения Московской области выросли с 7592 до 25255 руб. в месяц. По абсолютному уровню среднедушевого денежного дохода Московская область уступает в ЦФО только городу Москве. За тот же период номинальная заработная плата в Московской области выросла с 9558 до 28456 руб. В течение всего рассматриваемого периода она была выше среднероссийской. Средний размер назначенных пенсий в Московской области составил в 2011 году 8848,5 руб. В течение 2005-2011 годов пенсии в Московской области были выше среднероссийских, но ниже, чем в городах Москва и Санкт-Петербург.

В I квартале 2012 года реальные денежные доходы населения Московской области выросли на 7 процентов по сравнению с I кварталом 2011 года, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличилась на 14,9 процента и составила 29815 руб.

Доля потребительских расходов на товары и услуги в общем объеме денежных доходов населения Московской области составляет порядка 70 процентов, что на несколько процентных пунктов ниже, чем в среднем по Российской Федерации и примерно на уровне среднего значения по ЦФО. За последние 10 лет эта доля существенно сократилась, в 2000 году на оплату товаров и услуг жители Московской области тратили 84,5 процента денежных доходов.

_______________

В марте 2012 года денежные доходы и потребительские расходы в расчете на душу населения составили соответственно 26241 и 18269 руб.


Доля расходов на покупку товаров в потребительских расходах жителей Московской области одна из самых низких по Российской Федерации - порядка 67 процентов.

Наряду с общими объемами денежных доходов и расходов важным фактором, оказывающим влияние как на объемы оборота розничной торговли, так и на их структуру, является дифференциация доходов населения.

Уровень дифференциации доходов жителей Московской области растет. Индекс Джини за 2005-2011 годы увеличился на 12 процентов: с 0,37 до 0,413. Коэффициент фондов за тот же период вырос на 34 процента и составил 15,6. Уровень дифференциации доходов жителей Московской области ниже чем населения Российской Федерации в целом, городов Москвы и Санкт-Петербурга, но выше соответствующих показателей в Ленинградской области и практически во всех областях ЦФО.

_______________

В странах Евросоюза коэффициент фондов относительно стабилен и находится в пределах до 8 раз (Швеция - 3 раза); индекс Джини - в пределах 0,15-0,17; доля населения, живущего на пороге бедности, как правило, составляет 8,5-9,0 процента. По оценке западных экспертов пороговыми значениями социальной безопасности являются: коэффициент фондов - 6-7 раз, показатель уровня бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) - 10 процентов.


Уровень бедности в Московской области ниже средних показателей по Российской Федерации и один из самых низких в ЦФО. В 2011 году численность населения Московской области с доходами ниже прожиточного минимума составляла 9,8 процента от общей численности населения области (в 2005 году - 18 процента). Это означает, что порядка 700 тысяч постоянных жителей области имеют доход ниже прожиточного минимума. Доходы ниже 10 тысяч рублей на человека в месяц имеют 20,4 процента постоянного населения области (1,4 млн. человек). Средние доходы представителей временного населения, большинство из которых трудовые мигранты, находятся на уровне самых малообеспеченных групп постоянного населения области.

_______________

Средний прожиточный минимум для жителей Московской области в 2011 году - 7004 рубля в месяц, в I квартале 2012 году - 6801 рубль.


Следствием высокой дифференциации доходов и существования части населения за чертой бедности являются существенные различия в структуре и уровнях расходов и фактического потребления товаров и услуг населением по доходным группам. На потребительском рынке это означает, что наряду с группами потребителей, спрос и удовлетворение потребностей которых обеспечиваются за счет механизмов рыночного саморегулирования, существуют группы потребителей с особо низким уровнем доходов.

В настоящее время в Московской области действует около полутора тысяч социально ориентированных предприятий розничной торговли, осуществляющих обслуживание социально незащищенных категорий граждан, в том числе магазины и отделы в магазинах для ветеранов, сетевые магазины эконом-класса, магазины с отделами, реализующими социально значимые продовольственные товары первой необходимости с минимальной наценкой - 5-10 процентов или со скидкой 5-15 процентов.

Социально ориентированные предприятия розничной торговли располагаются на территории Московской области крайне неравномерно. Так, в Коломенском муниципальном районе работает 34 социально ориентированных предприятия розничной торговли, или 8 магазинов на каждые 10 тыс. жителей; в Дмитровском муниципальном районе 100 магазинов, или не менее 6 на каждые 10 тыс. жителей; в городском округе Котельники 4 магазина на 10 тыс. жителей; в городском округе Звенигород 4 магазина на 10 тыс. жителей; в городских округах Лобня, Орехово-Зуево, муниципальных районах Серпуховский, Ногинский, Можайский - на каждые 10 тыс. жителей приходится не менее 4 социальных предприятия торговли.

В то же время, в городских округах Восход, Рошаль, Молодежный, Лыткарино отсутствуют социально ориентированные предприятия розничной торговли; в городских округах Железнодорожный, Жуковский, Климовск, Королев, Юбилейный, Краснознаменск и муниципальных районах Истринском, Каширском, Серебряно-Прудском, Чеховском, Щелковском - на каждое социально ориентированное предприятие приходится более 10 тыс. жителей.

Открытие крупными торговыми сетями магазинов эконом-класса ("Пятерочка", "Дикси", "Копейка" и другие) - одна из возможностей обеспечить низкодоходное население Московской области относительно дешевой продукцией.

Снижению цен и увеличению ценовой и территориальной доступности товаров в магазинах области способствует также открытие магазинов фирмами - производителями товаров. Поддержка образования и развития сетей фирменных магазинов от сельскохозяйственных предприятий, птицефабрик и пищевых производств является одним из способов насыщения рынка продукцией местных производителей.

В оптовой и розничной торговле Московской области занято порядка 580 тысяч человек. Сектор розничной торговли характеризуется дефицитом кадров и низким уровнем подготовки персонала высшего и среднего звена. Проблемы с набором персонала низшего звена (продавцы, грузчики и тому подобные) связаны, в первую очередь, с относительно невысокими ставками заработной платы, отсутствием социальных гарантий, мотивации к работе и непрестижностью профессии. Кадровый дефицит ведет к использованию в розничной и оптовой торговле труда мигрантов из регионов России и других стран.

Малый бизнес играет существенную роль в развитии торговли в Московской области. Более 29 процентов малых и средних предприятий (без микропредприятий) работают в оптовой и розничной торговле. Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 46 процентов в совокупном обороте розничной торговли, более 28 процентов - в обороте оптовой торговли.

С деятельностью представителей малого предпринимательства связано развитие и функционирование небольших социально значимых магазинов шаговой доступности, которым крайне трудно конкурировать с крупной, в том числе сетевой торговлей. Необходимые им маленькие партии товара существенно увеличивают закупочные цены и транспортные расходы. Практически отсутствуют рыночные рычаги, которые сделали бы конкурентоспособными небольшие магазины.

Выходом из сложившейся ситуации может быть объединение субъектов малого бизнеса в части оптовых поставок товаров в магазины, создание закупочных кооперативов, а также интеграция субъектов малого бизнеса с крупными оптовыми организациями, распределительными центрами, в том числе сетевыми.

Проблемой развития малого и среднего предпринимательства потребительского рынка Московской области по-прежнему остается недостаток финансовых средств. Процесс кредитования малого и среднего бизнеса в торговле развит недостаточно и характеризуется высокими процентными ставками по кредитам, большим количеством документов, необходимых для доступа к кредитным ресурсам, короткими сроками возврата кредита и тому подобное.

Важную роль в обеспечении товарами населения области (особенно сельского, составляющего 20 процентов жителей) играют организации потребительской кооперации (далее - потребкооперации). В 2011 году в системе потребкооперации Московской области функционировало 1728 магазинов, из которых 18 процентов размещалось в малых городах, 66 процентов - в сельских населенных пунктах. Оборот розничной кооперативной торговли составил в 2011 году 15,1 млрд.руб., или 1,3 процента оборота розничной торговли в Московской области, в том числе в сельской местности - 8,2 млрд.руб. По системе самообслуживания работают 30 процентов магазинов потребкооперации, на их долю приходится 67 процентов кооперативного оборота. Оптовое звено потребкооперации Московской области включает 209 складов.

Организациями потребкооперации обслуживается примерно половина сельских населенных пунктов Московской области. Стационарные магазины потребкооперации функционируют только в 16 процентов сельских населенных пунктах Московской области, остальные, а также садоводческие товарищества (в летнее время) обслуживаются посредством выездной торговли.

Главная задача организаций потребкооперации - формирование товарооборота за счет собственных источников - заготовительной деятельности, кооперативной промышленности. В 2011 году объем закупок сельскохозяйственной продукции у местных производителей организациями потребкооперации составил 872 млн.руб. (мясо, яйца, плодоовощная продукция); объем реализации собственной продукции - 287 млн.руб. (хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мясные полуфабрикаты, переработанная рыба).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»