Система образования Ленинградской области функционирует в режиме развития в соответствии с направлениями, определенными приоритетным национальным проектом "Образование", национальной образовательной инициативой "Наша новая школа". Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы и другими масштабными проектами и программами федерального и регионального уровней, в рамках реализации которых осуществляется комплексная поддержка системы общего образования, что является прочным фундаментом для институциональных изменений в сфере образования.
В Ленинградской области управление системой образования осуществляется с использованием программно-целевого подхода. Особенностью данного механизма является его реализация органами управления образованием регионального и муниципального уровней во взаимодействии с органами исполнительной власти с привлечением иных структур и организаций, а также общественности в целях достижения максимально возможного эффекта.
Ресурс для достижения системных преобразований заложен в целевых программах, направленных на развитие материально-технического, учебно-материального и кадрового ресурсов, в том числе:
долгосрочная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы" (объем финансирования - 4,5 млрд. рублей);
долгосрочная целевая программа "Дети Ленинградской области" на 2011-2013 годы (объем финансирования - 4,8 млрд. рублей);
ведомственная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области на 2010-2011 годы" (объем финансирования - 2,5 млн. рублей);
ведомственная целевая программа "Развитие системы дистанционного обучения в Ленинградской области на 2010-2012 годы" (объем финансирования - 25,7 млн. рублей).
Консолидированный бюджет системы образования составляет: в 2010 году - 16,4 млрд. рублей, в 2011 году - более 18 млрд. рублей, в 2012 году - 19,5 млрд. рублей.
Интегрированным результатом как важнейшим достижением от реализации программ развития системы образования Ленинградской области являются следующие институциональные изменения:
переориентация на ученика и его потребности в таком образовании, которое востребовано социумом и рынком труда;
последовательный переход от логики "отдачи долгов" к логике финансирования, ориентированной на поддержку системы образования по результатам, то есть на создание условий для дальнейшего развития системы;
формирование и использование внешних по отношению к системе образования индикаторов и оценок;
повышение открытости системы образования и встраивание общественных институтов в развитие этой системы.
Фактическое состояние системы образования в настоящее время оценивается по конкретным показателям и характеристикам, в том числе по результатам электронного мониторинга, проводимого на федеральном уровне.
Указанный мониторинг объединяет контроль реализации четырех направлений модернизации системы образования, а именно: собственно модернизации региональных систем общего образования, реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", введения новой системы оплаты труда и введения новых федеральных государственных образовательных стандартов.