Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010-2011 годы
1. Паспорт Программы
Наименование Программы | Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010-2011 годы | |||
Основание для разработки Программы | Закон города Москвы от 09.12.98 N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" | |||
Государственный заказчик-координатор Программы | Департамент торговли и услуг города Москвы | |||
Государственные заказчики Программы | Департамент строительства города Москвы | |||
Департамент труда и занятости населения города Москвы | ||||
Разработчики Программы | Департамент торговли и услуг города Москвы | |||
Исполнители Программы | Департамент торговли и услуг города Москвы | |||
Департамент имущества города Москвы | ||||
Департамент земельных ресурсов города Москвы | ||||
Департамент строительства города Москвы | ||||
Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы | ||||
Департамент науки и промышленной политики города Москвы | ||||
Департамент образования города Москвы | ||||
Департамент социальной защиты населения города Москвы | ||||
Департамент труда и занятости населения города Москвы | ||||
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы | ||||
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы | ||||
Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы | ||||
Комитет государственных услуг города Москвы | ||||
Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы | ||||
Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы | ||||
Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия | ||||
Префектуры административных округов города Москвы | ||||
Управы районов города Москвы | ||||
Предприятия и организации потребительского рынка и услуг, организации оптовой торговли и инфраструктуры торговой деятельности, иные исполнители, определяемые на конкурсной основе. | ||||
Сроки и этапы выполнения Программы | 2010-2011 годы | |||
Цель Программы | Реализация политики Правительства Москвы в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания: развитие конкурентного потребительского рынка с гармонизированным размещением торговых объектов в системе городского хозяйства, обеспечивающего условия для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления. | |||
Основные задачи Программы | 1. Гармонизация функционирования, развития и размещения объектов торговли и услуг в системе городского хозяйства. | |||
2. Реализация комплекса антикризисных мер на потребительском рынке города. | ||||
3. Повышение ценовой доступности товаров и услуг. | ||||
4. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города. | ||||
5. Повышение территориальной доступности предприятий потребительского рынка и услуг. | ||||
6. Обеспечение доступности предприятий потребительского рынка и услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. | ||||
7. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. | ||||
8. Развитие системы товарообеспечения и логистики на потребительском рынке. | ||||
9. Развитие функциональных обеспечивающих подсистем на потребительском рынке. | ||||
10. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг. | ||||
Основные мероприятия Программы | 1. Гармонизация функционирования, развития и размещения объектов торговли и услуг в системе городского хозяйства | |||
- реализация Программы упорядочения деятельности рынков и торговых предприятий с элементами рыночной торговли на территории города; | ||||
- развитие взаимодействия города Москвы и Московской области в сфере потребительского рынка и услуг, системы товародвижения, складской и транспортной инфраструктуры; | ||||
- упорядочение размещения объектов мелкорозничной сети; | ||||
- оптимизация развития и размещения ярмарок "выходного дня". | ||||
2. Реализация комплекса антикризисных мер на потребительском рынке | ||||
- поддержка малообеспеченных категорий граждан на потребительском рынке; | ||||
- поддержка социально значимых предприятий потребительского рынка и услуг; | ||||
- сохранение занятости на предприятиях потребительского рынка и услуг. | ||||
3. Повышение ценовой доступности товаров и услуг | ||||
- мониторинг цен на товары и услуги на потребительском рынке; | ||||
- реализация комплекса мер по развитию конкуренции на потребительском рынке; | ||||
- развитие сети социально ориентированных предприятий потребительского рынка и услуг; | ||||
- развитие системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан с предоставлением скидок на товары и услуги по Социальной карте москвича в рамках собственных дисконтных программ предприятий потребительского рынка и услуг; | ||||
- развитие сегмента торговли, общественного питания и бытовых услуг эконом-класса; | ||||
- организация питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений города, в том числе детей и подростков из многодетных и социально незащищенных семей; реализация мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары. | ||||
4. Повышение качества и обеспечение безопасности товаров и услуг, реализуемых на потребительском рынке города | ||||
- ограничение производства и оборота пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы, с использованием механизмов саморегулирования рынка; | ||||
- развитие технического регулирования и сертификации товаров и услуг; | ||||
- мониторинг и контроль рынка алкогольной продукции; введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции; | ||||
- совершенствование системы контроля качества продукции и услуг на потребительском рынке города; | ||||
- осуществление мер по борьбе с контрафактной продукцией; | ||||
- развитие новых направлений охраны окружающей среды и утилизации отходов в сфере потребительского рынка и услуг. | ||||
5. Повышение территориальной доступности предприятий потребительского рынка и услуг | ||||
- мониторинг обеспеченности населения города услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания на местном уровне с выявлением "проблемных зон", образующихся в результате выбытия предприятий; | ||||
- совершенствование комплексного обслуживания населения, открытие предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на базе реконструируемых центральных тепловых пунктов; | ||||
- открытие комплексных предприятий бытового обслуживания населения по типу "мультисервис"; | ||||
- реализация Концепции развития сети детских, молодежных кафе и многофункциональных предприятий семейного досуга. | ||||
6. Обеспечение доступности предприятий потребительского рынка для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями | ||||
- реализация мер по обеспечению доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан на вновь вводимых предприятиях потребительского рынка и услуг; | ||||
- реализация мер по обеспечению доступа и передвижения инвалидов и других маломобильных граждан на действующих предприятиях потребительского рынка и услуг. | ||||
7. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения | ||||
- открытие, реконструкция и модернизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; | ||||
- увеличение качественных торговых площадей за счет открытия крупных торговых объектов; | ||||
- развитие сети предприятий общественного питания по месту работы и учебы (закрытая сеть); | ||||
- строительство и реконструкция бань; | ||||
- строительство и реконструкция объектов похоронного назначения. | ||||
8. Развитие системы товарообеспечения и логистики на потребительском рынке | ||||
- развитие системных форм организации и интеграции розничной и оптовой торговли; | ||||
- организация снабжения аккредитованных магазинов и магазинов шаговой (пешеходной) доступности с логистических распределительных центров на действующих предприятиях оптовой торговли продовольствием и в крупных сетевых компаниях; | ||||
- развитие инфраструктуры оптовой торговли в звене "опт-мелкий опт-розница"; | ||||
- разработка и реализация логистических схем снабжения аккредитованных магазинов и магазинов шаговой (пешеходной) доступности по административным округам города; | ||||
- оптимизация размещения объектов оптовой торговли непродовольственными товарами и складской инфраструктуры в городе; | ||||
- развитие межрегиональных связей в области производства и обращения потребительских товаров; | ||||
- развитие каналов прямых поставок продовольственных товаров в розничную торговлю; | ||||
- реализация мер по поддержке отечественных, в том числе московских производителей; | ||||
- организация и проведение выставок, ярмарок. | ||||
9. Развитие функциональных обеспечивающих подсистем на потребительском рынке | ||||
- разработка и внедрение новых технологий в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения; | ||||
- реализация кадровой и молодежной политики на потребительском рынке; | ||||
- проведение мероприятий по охране труда на предприятиях потребительского рынка и услуг; | ||||
- развитие современных систем обеспечения безопасности на предприятиях потребительского рынка и услуг. | ||||
10. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг | ||||
- совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере потребительского рынка и услуг; | ||||
- обеспечение защиты прав потребителей и поддержка предпринимателей на потребительском рынке города; | ||||
- совершенствование работы органов исполнительной власти с заявителями в сфере потребительского рынка и услуг по принципу "одного окна"; | ||||
- повышение эффективности управления городской собственностью в сфере потребительского рынка и услуг. | ||||
Объемы и источники (млн.руб.) финансирования | Общий объем финансирования 115046,2 млн.руб., в т.ч. по годам реализации: | |||
Источники финансирования | 2010 | 2011 | Всего | |
Бюджет города Москвы*, | 1085,4 | 1126,7 | 2212,1 | |
В том числе по отдельным статьям расходов: | ||||
Бюджетные инвестиции | 328,7 | 421,1 | 749,8 | |
Содержание и благоустройство городских кладбищ (762, 809, 961, 901, 971, 981, 991, 911, 951, 931, 941, 921 0503 5222600) | 701,2 | 668,7 | 1369,9 | |
Мероприятия по исследованию пищевых продуктов на наличие ГМО (762, 809 0412 5222600) | 55,5 | 36,9 | 92,4 | |
В том числе по госзаказчикам: | 5,0 | |||
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы (762) Бюджетные инвестиции | 50,0 | - | 50,0 | |
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы (762) Содержание и благоустройство городских кладбищ | 688,3 | - | 688,3 | |
Департамент торговли и услуг города Москвы (809) Содержание и благоустройство городских кладбищ | - | 657,0 | 657,0 | |
Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы (762) Мероприятия по исследованию пищевых продуктов на наличие ГМО | 55,5 | - | 55,5 | |
Департамент торговли и услуг города Москвы (809) Мероприятия по исследованию пищевых продуктов на наличие ГМО | - | 36,9 | 36,9 | |
Департамент городского строительства города Москвы (815) Бюджетные инвестиции | 5,0 | - | 5,0 | |
Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы (806) Бюджетные инвестиции | 273,7 | - | 273,7 | |
Департамент строительства города Москвы (806) Бюджетные инвестиции | - | 421,1 | 421,1 | |
Префектуры АО Содержание и благоустройство городских кладбищ - всего: | 12 | 11,7 | 24,6 | |
из них | ||||
Центральный (961) | 1,7 | - | 1,7 | |
Восточный (901) | 1,2 | 1,2 | 2,4 | |
Юго-Восточный (971) | 1,3 | 1,3 | 2,6 | |
Юго-Западный (981) | 1,1 | 1,3 | 2,4 | |
Южный (991) | 1,5 | 1,5 | 3,0 | |
Западный (911) | 1,2 | 1,3 | 2,5 | |
Северо-Западный (951) | 1,0 | 1,0 | 2,0 | |
Северный (931) | 1,7 | 1,8 | 3,5 | |
Северо-Восточный (941) | 1,5 | 1,6 | 3,1 | |
Зеленоградский (921) | 0,7 | 0,7 | 1,4 | |
Внебюджетные источники | 84322,2 | 28511,9 | 112834,1 | |
ИТОГО | 85407,6 | 29638,6 | 115046,2 | |
________________ | ||||
Ожидаемые | Целевой показатель (результат) Программы | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Программы | Оборот розничной торговли, млрд.руб. | 2517,0 | 2774,0 | 3153,0* |
Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах, % | 95,0 | 102,0 | 104,1* | |
Оборот общественного питания, млрд.руб. | 114,0 | 127,0 | 139,8 | |
Темп роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах, % | 95,0 | 100,5 | 101,0 | |
Объем реализации бытовых услуг, млрд.руб. | 60,0 | 60,0 | 65,7 | |
Темп роста объема реализации бытовых услуг населению в сопоставимых ценах, % | 85,0 | 90,0 | 100,5 | |
Среднегодовой индекс потребительских цен на товары и услуги, % | 114,0 | 111,0 | 107,5* | |
Обеспеченность в предприятиях потребительского рынка на 1000 жителей: | 770 | 800 | 796 | |
- торговая площадь, кв.м | 40,7 | 800 | 42,5 | |
- число посадочных мест в предприятиях общественного питания (общедоступная сеть) | 7,5 | 7,6 | 7,7 | |
- число рабочих мест в предприятиях бытового обслуживания | ||||
Количество аккредитованных предприятий (на конец года) | 2041 | 2228 | 2400 | |
Удельный вес аккредитованных предприятий в общем количестве предприятий потребительского рынка, % | 4,9 | 5,2 | 5,5 | |
Удельный вес организованного рынка в формировании оборота розничной торговли, % | 80,0 | 80,5 | 82,0 | |
Удельный вес новых и модернизированных предприятий в общем количестве предприятий потребительского рынка и услуг, % | ||||
- торговля | 87,2 | 87,3 | 87,5 | |
- общественное питание | 96,5 | 96,6 | 96,7 | |
- бытовое обслуживание | 75,8 | 76,0 | 76,6 | |
Привлечение инвестиционных ресурсов из негосударственных источников (средства предприятий, инвесторов и др.) в развитие инфраструктуры, реконструкцию и строительство предприятий потребительского рынка и услуг, млрд. рублей | 54,1 | 84,3 | 28,5 | |
Создание новых рабочих мест, тыс. рабочих мест | 30,3 | 10,3 | 7,9 | |
Объем налоговых поступлений в бюджет города Москвы от предприятий потребительского рынка и услуг, млрд. рублей | 40,0 | 42,0 | 45,0 | |
________________ | ||||
Система организации управления и контроля за исполнением Программы | Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - координатор программы. | |||
Государственные заказчики Программы: Департамент строительства города Москвы, Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент труда и занятости населения города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент информационных технологий города Москвы и префектуры административных округов города Москвы представляют отчеты в Департамент торговли и услуг города Москвы о фактическом выполнении мероприятий в сроки: до 15 февраля - за отчетный год, до 1 ноября - за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. | ||||
Государственный заказчик - координатор Программы - Департамент торговли и услуг города Москвы представляет ежегодно отчет о выполнении Программы в Департамент экономической политики и развития города Москвы в сроки: до 1 марта - за отчетный год, до 15 ноября - за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. | ||||
Внешний контроль за выполнением Программы осуществляют: Департамент финансов города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы, Контрольно-счетная палата города Москвы. |
2. Характеристика проблем развития потребительского рынка и услуг, на решение которых направлена программа, и оценка сложившейся ситуации
Потребительский рынок города Москвы обеспечивает сферу конечного потребления товаров и услуг постоянного и временного населения города общей численностью порядка 13,5 млн. человек (или около 9% всего населения Российской Федерации).
Московский потребительский рынок насчитывает в своем составе (по состоянию на 01.01.2009) более 41,0 тыс. стационарных предприятий, из них: 20,7 тыс. предприятий торговли, 11,0 тыс. - бытового обслуживания, 10,0 тыс. - общественного питания, 76 рынков. Кроме того, в городе функционирует более 16 тыс. объектов мелкорозничной сети. В сфере потребительского рынка занято более 1,5 млн. человек.
В 2008 году оборот розничной торговли через все каналы реализации составил 2365,6 млрд. руб., что дало рост в сопоставимых ценах по отношению к уровню 2007 года - 105,3%. (2007 год - 105,1%).
Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса москвичей принадлежит организованной розничной торговле, на которую приходится 80,0%.
Оборот общественного питания в 2008 году составил 112,0 млрд. руб., что обеспечило прирост в сопоставимых ценах к уровню 2007 года на 8,6%. (2007 год - 6,3%).
В 2008 году населению было оказано услуг бытового характера на сумму 62,2 млрд. руб., что в фактических ценах на 101,0% выше, а в сопоставимых - на 15,9% ниже объемов 2007 года.
Сводный индекс потребительских цен в Москве составил в 2008 году 112,3% (декабрь 2008 к декабрю 2007 года), в том числе на продовольственные товары - 114,5%, непродовольственные - 106,8%, платные услуги - 115,8%. В среднем по России индексы цен были выше по всем перечисленным позициям и, соответственно, равнялись 113,3%, 116,5%, 108,0% и 115,9%.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчины трудоспособного возраста), рассчитанная по среднероссийским нормам потребления, в 2008 году возросла на 14,3% (в целом по России - на 17,5%).
В течение 2007-2009 годов в городе реализуется Городская целевая программа развития потребительского рынка и услуг города Москвы, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 29.08.2006 N 647-ПП. В ходе ее реализации удалось обеспечить определенный прогресс в решении ряда крупных долгосрочных проблем:
- осуществить меры по расширению социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, в том числе инвалидов, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных семей;
- улучшить условия обслуживания инвалидов на предприятиях потребительского рынка;
- улучшить условия питания учащихся в образовательных учреждениях города;
- сократить имевшийся дефицит сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности в "проблемных зонах" города;
________________
- активизировать процесс совершенствования товаропроводящей сети, упорядочения рыночной инфраструктуры оптовой и розничной торговли и развития логистики товародвижения;
- сократить долю неорганизованного рынка;
- усилить контроль за качеством и безопасностью продуктов питания, реализуемых на потребительском рынке города;
- создать правовые условия, направленные на повышение социально-экономической эффективности функционирования потребительского рынка и услуг, обеспечение безопасности, защиту прав потребителей и предпринимательских структур.
За период 2007-2009 годов ожидается: ввод в строй около 8,8 тыс. предприятий потребительского рынка и услуг (в том числе 3,2 тыс. - торговли, 1,7 тыс. - общественного питания, 3,9 - бытового обслуживания), реконструкция - более 2,2 тыс. предприятий (в том числе, 1,1 тыс. - торговли, около 0,6 тыс. - общественного питания, более 0,5 - бытового обслуживания), что значительно превысило задания Программы. В результате улучшится обеспеченность населения города предприятиями отрасли.
По состоянию на 1 октября 2009 года на тысячу жителей Москвы приходится: в розничной торговле 755 кв.м торговой площади; в бытовом обслуживании - 7,4 рабочих мест; в общественном питании (общедоступная сеть) - 40,4 посадочных мест.
За период реализации Программы превышены задания по росту оборота розничной торговли и оборота общественного питания, а также по увеличению доли организованной торговли.