АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 сентября 2008 года N 276-па
Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Улучшение условий и охраны труда в Тверской области на 2009-2013 годы"
(Изменения:
постановление Администрации от 21.09.2009 N 395-па НГРru69000200900522)
(Утратил силу: постановление Администрации от 20.11.2009 N 490-па НГРru69000200900659)
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" (с изменениями, внесенными постановлением Администрацией Тверской области от 26.08.2008 N 243-па) Администрация Тверской области постановляет:
1.Утвердить долгосрочную целевую программу Тверской области "Улучшение условий и охраны труда в Тверской области на 2009-2013 годы" (прилагается).
2. Определить администратором долгосрочной целевой программы Тверской области "Улучшение условий и охраны труда в Тверской области на 2009-2013 годы" департамент занятости населения Тверской области.
{п. 2 в редакции постановления Администрации от 21.09.2009 N 395-па}
3. Департаменту занятости населения Тверской области:
{п. 3 в редакции постановления Администрации от 21.09.2009 N 395-па}
3.1. по результатам полугодия, в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Улучшение условий и охраны труда в Тверской области на 2009-2013 годы" в департамент финансов Тверской области, департамент экономики Тверской области, комитет внутренней политики Тверской области и контрольно-аналитический комитет Тверской области;
{п. 3.1. в редакции постановления Администрации от 21.09.2009 N 395-па}
3.2. обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Улучшение условий и охраны труда в Тверской области на 2009-2013 годы" в сети Интернет на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области начиная с 2009 года.
4. Управлению информатизации аппарата Губернатора Тверской области обеспечить размещение долгосрочной целевой программы Тверской области "Улучшение условий и охраны труда в Тверской области на 2009-2013 годы" и сведений о ее реализации на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области.
{п. 4. в редакции постановления Администрации от 21.09.2009 N 395-па}
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Тверской области Боченкова А.А.
{п. 5. в редакции постановления Администрации от 21.09.2009 N 395-па}
Отчет об исполнении постановления представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года, подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Тверской области.
Губернатор области Д.В.Зеленин
Долгосрочная целевая программа Тверской области "Улучшение условий и охраны труда в Тверской области на 2009-2013 годы"
г. Тверь, 2008 год
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Улучшение условий и охраны труда в Тверской области на 2009-2013 годы" |
Администратор ДЦП (государственный заказчик-координатор) | Департамент занятости населения |
Дата утверждения ДЦП | 01.09.2008 |
Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках | Содействие улучшению условий и охраны труда в Тверской области. |
Сроки реализации ДЦП | 2009 - 2013 годы |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП | Снижение: |
Объемы и источники финансирования (в разрезе годов и кодов разделов и подразделов классификации расходов бюджета области) с указанием объемов финансирования по ВЦП | Источник финансирования: |
Основные механизмы реализации ДЦП | Реализацию ДЦП осуществляет управление по труду и социальным вопросам Тверской области посредством выполнения государственных полномочий исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда: |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП | - ведение внутренней отчетности, мониторинг статистических показателей, характеризующих достижение поставленных целей и задач; |
Для тверского региона, где действует более 50 тысяч организаций и предприятий, в том числе в сферах строительства, машиностроения, металлообработки, химической и пищевой промышленности, сельского и лесного хозяйства, проблема охраны труда более чем актуальна. При таком многоотраслевом укладе экономики, наличии большого числа травмоопасных производств и предприятий с опасными и вредными условиями труда, в том числе взрыво - пожароопасных, особую тревогу вызывают многочисленные факты нарушений требований к безопасности рабочих мест. Лидерами по числу несчастных случаев на производстве, по наличию рабочих мест с условиями труда, не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам, с опасными и вредными условиями труда остаются предприятия обрабатывающей, строительной и транспортной отраслей экономики.
В связи с этим основными проблемами, на решение которых направлена ДЦП, являются:
1. Работа в плохих, не отвечающих требованиям и нормам, условиях труда.
2. Высокий уровень производственного травматизма на предприятиях Тверской области.
Так по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области на конец 2007 г. на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (повышенный уровень шума, ультразвука, инфразвука, вибрации, запыленности и загазованности рабочей зоны и т.д.), трудились 28,2 тыс. человек, или каждый пятый работник обследованных видов экономической деятельности (примерно на уровне 2006 г.). За последние 5 лет (2003-2007 гг.) удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, увеличился с 16,7% до 19,3%. По-прежнему почти третью часть этих работников составляют женщины (31%).
По данному показателю среди 16-ти регионов Центрального федерального округа Тверская область находится на 9 месте. Наименьшим является показатель в Москве и Рязанской области (14%), наибольшим - в Липецкой области (29,3%).
Тяжелым физическим трудом в обследованных видах экономической деятельности на конец 2007 г. было занято 5541 человек, или 3,8% работников обследованных предприятий и организаций, из них 52% работники обрабатывающих производств, 20% - транспорта, 16% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды, 11% - строительства, 0,7% - связи. Наибольший удельный вес занятых на тяжелых работах в обрабатывающих производствах на конец 2007 г. приходился на работающих на предприятиях по производству кожи, изделий из кожи и производству обуви (15%), по обработке древесины и производству изделий из дерева (7%).
В течение 2003-2007 гг. удельный вес работников, занятых тяжелым физическим трудом, увеличился с 2,3% до 3,8%. Каждый седьмой занятый на тяжелых работах - женщина.
На работах во вредных и опасных условиях труда на конец 2007 г. было занято 47,7 тыс. человек, или 32,7% от общей численности работников обследованных видов экономической деятельности.
По данному показателю среди 16-ти регионов Центрального федерального округа Тверская область находится на 7 месте. Наименьшим является показатель в Москве (24,9%), Тамбовской области (28,6%), наибольшим - в Курской (43,1%), Белгородской области (43,6%).
Распределение работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, по видам экономической деятельности выглядит следующим образом: 59,2% работают на предприятиях обрабатывающего производства, 18% - на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, 16,2% - на транспорте и связи, 6,5% - в строительстве.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области в 2007 г. на предприятиях и в организациях обследованных видов экономической деятельности пострадали от травм и временно утратили трудоспособность 837 человек (27 человек из которых погибли), или 3,3 пострадавших на 1000 работающих, что на 3,1% больше, чем в 2006 г. Каждая третья среди пострадавших - женщина (на уровне 2006 г.). По данному показателю Тверская область в 2006 г. занимала 10 место среди 16-ти регионов Центрального федерального округа.
Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. В 2007 г. зарегистрировано 58 случаев профессиональных заболеваний (в 2006 г. - 64), из них 31 случай (или 53,4%) - среди женщин. Острых случаев профессиональных заболеваний в 2007 г. не зарегистрировано. В Тверской области за период 2003-2007 гг. наметилась положительная динамика снижения уровня профессиональной заболеваемости со 103 случаев до 58.
Показатель профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих с 2003 г. по 2007 г. снизился с 1,98 случаев до 0,94 случаев.
Однако в структуре хронических профзаболеваний преобладают заболевания, вызванные физическими перегрузками (нейросенсорная тугоухость - 37,9%, заболевание опорно-двигательного аппарата - 20,7%), аллергические заболевания - 20,7%, заболевания, связанные с воздействием химических и биологических факторов - 20,7%.
Основными причинами сложившейся ситуации с состоянием условий и охраны труда в организациях Тверской области остаются причины организационного характера - неудовлетворительная организация производства и технологических процессов, недостатки в обучении работников, нарушения трудовой и производственной дисциплины. Имеют место слабая заинтересованность работодателей в улучшении условий труда работников, низкий уровень правовых знаний как руководителей, так и самих работников, слабая мотивация работников к соблюдению техники безопасности, остаточный принцип финансирования работ по охране труда, отсутствие квалифицированных специалистов.
Вопросы улучшения условий и охраны труда в регионе являются предметом совместного ведения и постоянного контроля со стороны органов власти, работодателей и профсоюзов.
Полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Для обеспечения принятия активных мер по улучшению ситуации в области охраны труда целесообразно продолжить работу по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления охраной труда по следующим направлениям:
- активизировать деятельность в разработке, принятии и реализации нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
- продолжить работу по проведению государственной экспертизы условий труда;
- разработать и внедрить стандарт государственной услуги "Государственная экспертиза условий труда работников и выдача экспертных заключений о соответствии деятельности организаций требованиям охраны труда по запросам работодателей, работников, профессиональных союзов";
- регулярно, в соответствии с утвержденным положением и планом работы, проводить заседания межведомственной комиссии по охране труда Тверской области;
- в рамках координации деятельности организаций, осуществляющих обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Тверской области, формировать банк данных обучающих организаций;
- с целью обобщения и распространения положительного опыта в деле улучшения условий труда организовать проведение ежегодного областного конкурса на звание "Лучшее предприятие Верхневолжья в области охраны труда", торжественных мероприятий к Всемирному дню охраны труда.
С увеличением темпов роста объемов экономического производства вопросы создания безопасных для здоровья работающих условий и охраны труда должны иметь особую значимость. Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм, профессиональные заболевания приводят к значительным социальным и экономическим потерям, потерям трудового потенциала и соответственно ухудшают демографическую ситуацию.
Поэтому, учитывая большую социально-экономическую значимость изложенных выше проблем, решение задач, поставленных в ДЦП, в соответствии с полномочиями управления по труду и социальным вопросам Тверской области частично позволит снизить высокий уровень производственного травматизма и улучшить условия труда работающих.
ДЦП реализуется в рамках ведомственной целевой программы управления по труду и социальным вопросам Тверской области.
Стратегическая цель ДЦП "Содействие улучшению условий и охраны труда в Тверской области" достигается в рамках полномочий, предусмотренных трудовым законодательством для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по государственному управлению охраной труда и реализации на территории региона государственной политики в области охраны труда.
Показатели достижения стратегической цели приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование стратегической цели, показателя цели | Единица измерения | 2007 год (факт) | 2008 год(план) | Период реализации ДЦП | ||||
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
Стратегическая цель ДЦП: | ||||||||
Показатель 1 | в % к общей числен- | 19,3 | 18,7 | 18,6 | 18,5 | 18,4 | 18,3 | 18,2 |
Показатель 1.2 | еди-ница | 58 | 59 | 110 | 115 | 120 | 120 | 125 |
Показатель 2 | человек | 3,3 | 3,1 | 3,0 | 2,9 | 2,8 | 2,7 | 2,6 |
Стратегическая цель достигается посредством решения следующих двух тактических задач:
Тактическая задача 1. Государственное управление охраной труда в Тверской области;
Тактическая задача 2. Формирование общественного мнения о приоритете сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.
Решение тактических задач предполагается осуществить посредством следующих основных мероприятий:
подготовка проектов нормативных правовых актов по охране труда (при изменении федерального законодательства);