АДМИНИСТРАЦИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2010 года N 461-па
Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы"
(Утратил силу:
Постановление Правительства от 10.12.2012 N 752-пп НГРru69000201201327)
(Изменения:
Постановление Администрации от 16.03.2011 N 102-па НГРru69000201100207
Постановление Правительства от 18.10.2011 N 132-пп НГРru69000201100982
Постановление Правительства от 15.08.2012 N 485-пп НГРru69000201200824
Постановление Правительства от 09.10.2012 N 584-пп НГРru69000201201040
Постановление Правительства от 04.12.2012 N 739-пп НГРru69000201201288)
В целях повышения качества управления общественными финансами в Тверской области и в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 04.03.2008 N 49-па "О Порядке разработки, формирования и реализации долгосрочных целевых программ Тверской области и проведения оценки эффективности их реализации" Администрация Тверской области постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы" (прилагается).
2. Определить:
а) администратором (государственным заказчиком-координатором) долгосрочной целевой программы Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы" Министерство финансов Тверской области;
{п. а в редакции постановления Правительства от 18.10.2011 N 132-пп}
б) администраторами долгосрочной целевой программы Тверской области (далее - администраторы ДЦП):
Министерство экономического развития Тверской области;
Министерство образования Тверской области;
Министерство социальной защиты населения Тверской области;
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области;
Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций;
Министерство по делам территориальных образований Тверской области;
Комитет по делам культуры Тверской области;
Комитет по физической культуре и спорту Тверской области;
Комитет по делам молодежи Тверской области;
{п. 2 в редакции
постановление Администрации от 16.03.2011 N 102-па
постановления Правительства от 18.10.2011 N 132-пп}
3. Министерству финансов Тверской области:
а) по результатам полугодия в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы" в Правительство Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области и Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций;
б) обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Министерства финансов Тверской области начиная с 2010 года.
{п. з в редакции постановления Правительства от 18.10.2011 N 132-пп}
4. Администраторам ДЦП по результатам полугодия в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно в срок не позднее 20 марта года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы" в департамент финансов Тверской области.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Тверской области Меньщикова А.В.
Отчет об исполнении постановления представлять ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
{п. 5 в редакции постановления Правительства от 18.10.2011 N 132-пп}
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию и размещению на сайте департамента финансов Тверской области.
Губернатор области Д.В.Зеленин
Приложение
к постановлению Администрации
Тверской области
от 29.09.2010 N 461-па
Долгосрочная целевая программа Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы"
г. Тверь, 2010 год
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы" (далее - ДЦП) |
Государственный заказчик - координатор ДЦП, | Государственный заказчик-координатор ДЦП - Министерство финансов Тверской области (далее - Министерство финансов). |
Дата утверждения ДЦП | 29.09.2010 |
Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой (которых) планируется их достижение | Стратегическая цель 1. Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами |
Сроки реализации ДЦП | 2010 - 2016 годы |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП | 1. Степень качества организации и осуществления бюджетного процесса в Тверской области в рейтинге качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, формируемого Минфином России (целевое значение: I степень). |
Объемы и источники финансирования | Источники финансирования - областной бюджет Тверской области, федеральный бюджет. |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||
Министерство образования Тверской области | 2300,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1169,2 | 1169,2 | |
Министерство социальной защиты населения Тверской области | 26 00,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 861,8 | 8615,8 | |
Министерство по делам территориальных o бразований Тверской области | 6 00,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2500,0 | 2500,0 | |
Министерство финансов Тверской области | 145339,4 | 17850,0 | 21250,0 | 13750,0 | 13750, | 246063,1 | 246063,1 | |
Министерство экономического развития Твер c кой области | 260 0,0 | 1159,5 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 16946,4 | 16946,4 | |
Комитет по делам культуры Тверской области | 2500,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Комитет по физической культуре и спорту Тверской области | 1500,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0, 0 | 0,0 | 0,0 | |
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области | 200,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0 ,0 | 0,0 | 0,0 | |
Комитет по делам молодежи Тверской области | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 500,0 | 500,0 | |
Всего | 1 5763 9,4 | 19009,5 | 21250.0 | 13750,0 | 13750,0 | 275794,5 | 275794,5 |
Основные механизмы реализации ДЦП | Реализация ДЦП осуществляется администраторами ДЦП в течение периода, на который она разработана, путем достижения предусмотренных в ДЦП стратегических целей, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей ДЦП. |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП | В течение всего периода реализации ДЦП Министерством финансов осуществляются полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации. |
В последние годы в Тверской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления общественными финансами региона и повышение эффективности бюджетных расходов. Среди наиболее существенных изменений: переход на казначейское исполнение бюджетов, как регионального, так и муниципальных, внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения с целью повышения эффективности их деятельности и повышения качества предоставляемых ими услуг населению, переход к новой системе межбюджетных отношений.
Реализация указанных мероприятий позволила повысить качество управления общественными финансами, систематизировать и оптимизировать многие процессы, повысить прозрачность финансовой системы, сделать ее более понятной и доступной как для непосредственных участников бюджетного процесса, так и для жителей области.
Тем не менее, не все поставленные задачи были реализованы в том объеме, в котором планировалось. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем, а именно:
1. Не в полной мере отработаны механизмы повышения эффективности бюджетных расходов, контроля и оценки эффективности производимых расходов, в том числе на уровне бюджетных учреждений Тверской области.
2. Недостаточно полно реализованы возможности повышения качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствования процедур бюджетного процесса, проведения эффективной долговой политики.
3. В недостаточной степени используется административный ресурс, мотивирующие и стимулирующие механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Тверской области.
4. Финансовая грамотность населения находится на низком уровне, сохраняется потребность в дополнительном обучении и повышении квалификации работников общественных финансов.
Отсутствие эффективных мер, направленных на решение вышеназванных проблем, в обозримой перспективе несет риски снижения общей эффективности функционирования бюджетной системы, появления индикаторов несбалансированности бюджетов региона, роста неудовлетворенности населения проводимой бюджетной политикой.
В то же время и уровень задач, которые сегодня стоят перед руководством региона, существенно повысился. Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей. В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития, поставленных в как в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, так и в Ежегодном послании Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 10 декабря 2009 года, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления ставит новые задачи и в области управления общественными финансами.
Комплексный подход к выполнению поставленных задач в рамках ДЦП позволяет обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы области.
1.1. Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов, оценки их эффективности, совершенствования бюджетного контроля
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года был поднят вопрос о необходимости оптимизации органами исполнительной власти бюджетных расходов. В связи с этим на федеральном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Необходимо уже в 2010 году разработать аналогичную региональную программу с расширенным перечнем мероприятий и приступить к ее непосредственной реализации с 2011 года.
В Программе повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной на федеральном уровне, особо подчеркивается необходимость перехода к формированию федерального бюджета в программном формате.
В Тверской области уже осуществлено практическое внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат, сформирована нормативная правовая база, обеспечившая внедрение механизма программно-целевого планирования бюджета Тверской области, что на протяжении ряда лет обеспечило стабильно высокие показатели доли расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках программ. Тем не менее, необходимо предпринять еще целый ряд мер, направленных на приведение действующих в Тверской области механизмов в соответствие с концептуальными подходами, которые будут внедряться на федеральном уровне.
В рамках ДЦП планируется реализация мероприятий, направленных на совершенствование различных инструментов планирования и осуществления бюджетных расходов, прежде всего методологии формирования и исполнения программного бюджета и его увязки с приоритетами развития региона.
При этом долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями бюджета. Как отмечено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.
Не менее важным представляется планомерное внедрение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений Тверской области.
Несмотря на то, что в регионе достигнуты определенные результаты работы по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения, необходимо активизировать данный процесс.
Требуют детальной проработки вопросы оптимизации деятельности государственных и муниципальных учреждений Тверской области, в том числе их финансового обеспечения, связанные с реализацией в Тверской области Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".