ПРАВИТЕЛЬСТВО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2011 года N 132-пп
О внесении изменений в постановление Администрации Тверской области от 29.09.2010 N 461-па
(Утратил силу:
Постановление Правительства от 10.12.2012 N 752-пп НГРru69000201201327)
г. Тверь
Правительство Тверской области постановляет:
1. Внести в постановление Администрации Тверской области от 29.09.2010 N 461-па "Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010-2016 годы" (далее - Постановление) следующие изменения:
а) долгосрочную целевую программу Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы", утвержденную Постановлением, изложить в новой редакции (прилагается);
б) в подпункте "а" пункта 2 Постановления слово "департамент" заменить словом "Министерство";
в) подпункт "б" пункта 2 Постановления изложить в следующей редакции:
"б) администраторами долгосрочной целевой программы Тверской области (далее - администраторы ДЦП):
Министерство экономического развития Тверской области;
Министерство образования Тверской области;
Министерство социальной защиты населения Тверской области;
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области;
Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций;
Министерство по делам территориальных образований Тверской области;
Комитет по делам культуры Тверской области;
Комитет по физической культуре и спорту Тверской области;
Комитет по делам молодежи Тверской области.";
г) пункт 3 Постановления изложить в следующей редакции:
"3. Министерству финансов Тверской области:
а) по результатам полугодия в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять полугодовой и годовой отчеты о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы" в Правительство Тверской области, Министерство экономического развития Тверской области и Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций;
б) обеспечить периодичность (не менее двух раз в год) размещения сведений о реализации долгосрочной целевой программы Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Министерства финансов Тверской области начиная с 2010 года.";
д) в пункте 5 Постановления слова "заместителя Губернатора Тверской области Каспржака А.А." заменить словами "заместителя Председателя Правительства Тверской области Меньщикова А.В.".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию и размещению на сайте Министерства финансов Тверской области, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Губернатор области А.В.Шевелев
Приложение
к постановлению Правительства
Тверской области
от 18.10.2011 N 132-пп
"Приложение
к постановлению Администрации
Тверской области
Долгосрочная целевая программа Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы"
г. Тверь, 2010 год
Паспорт долгосрочной целевой программы Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа Тверской области "Совершенствование системы управления общественными финансами Тверской области на 2010 - 2016 годы" (далее - ДЦП) |
Государственный заказчик - координатор ДЦП, | Государственный заказчик-координатор ДЦП - Министерство финансов Тверской области (далее - Министерство финансов). |
Дата утверждения ДЦП | 29.09.2010 |
Стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которой (которых) планируется их достижение | Стратегическая цель 1. Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами |
Сроки реализации ДЦП | 2010 - 2016 годы |
Ожидаемые результаты реализации ДЦП | 1. Степень качества организации и осуществления бюджетного процесса в Тверской области в рейтинге качества организации и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации, формируемого Минфином России (целевое значение: I степень). |
Объемы и источники финансирования | Источники финансирования - областной бюджет Тверской области, федеральный бюджет. |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||
Министерство образования Тверской области | 2 300,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1169,2 | 1169,2 | |
Министерство социальной защиты населения Тверской области | 26 00,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 8615,8 | 8615,8 | |
Министерство по делам территориаль-ных o бразований Тверской области | 6 00,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 2500,0 | 2500,0 | |
Министерство финансов | 145339,4 | 17850,0 | 13750,0 | 13750,0 | 13750,0 | 246063,1 | 246063,1 | |
Министерство экономического развития Твер c кой области | 260 0,0 | 1159,5 | 0, 0 | 0,0 | 0,0 | 16946,4 | 16946,4 | |
Комитет по делам культуры Тверской области | 2500,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |
Комитет по физической культуре и спорту Тверской области | 1500,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0, 0 | 0,0 | 0,0 | |
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области | 200,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0 ,0 | 0,0 | 0,0 | |
Комитет по делам молодежи Тверской области | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 500,0 | 500,0 | |
Всего | 1 5763 9,4 | 19009,5 | 13750,0 | 13750,0 | 13750,0 | 275794,5 | 275794,5 |
Основные механизмы реализации ДЦП | Реализация ДЦП осуществляется администраторами ДЦП в течение периода, на который она разработана, путем достижения предусмотренных в ДЦП стратегических целей, исходя из необходимости достижения плановых значений показателей ДЦП. |
Основные механизмы мониторинга реализации ДЦП | В течение всего периода реализации ДЦП Министерством финансов осуществляются полугодовой и ежегодный мониторинги реализации ДЦП путем составления отчетов о ее реализации. |
Раздел I. Характеристика проблем, на решение которых направлена ДЦП
В последние годы в Тверской области осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на реформирование системы управления общественными финансами региона и повышение эффективности бюджетных расходов. Среди наиболее существенных изменений: переход на казначейское исполнение бюджетов, как регионального, так и муниципальных, внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения с целью повышения эффективности их деятельности и повышения качества предоставляемых ими услуг населению, переход к новой системе межбюджетных отношений.
Реализация указанных мероприятий позволила повысить качество управления общественными финансами, систематизировать и оптимизировать многие процессы, повысить прозрачность финансовой системы, сделать ее более понятной и доступной как для непосредственных участников бюджетного процесса, так и для жителей области.
Тем не менее, не все поставленные задачи были реализованы в том объеме, в котором планировалось. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем, а именно:
1. Не в полной мере отработаны механизмы повышения эффективности бюджетных расходов, контроля и оценки эффективности производимых расходов, в том числе на уровне бюджетных учреждений Тверской области.
2. Недостаточно полно реализованы возможности повышения качества управления региональными и муниципальными финансами, совершенствования процедур бюджетного процесса, проведения эффективной долговой политики.
3. В недостаточной степени используется административный ресурс, мотивирующие и стимулирующие механизмы для обеспечения полного использования доходного потенциала Тверской области.
4. Финансовая грамотность населения находится на низком уровне, сохраняется потребность в дополнительном обучении и повышении квалификации работников общественных финансов.
Отсутствие эффективных мер, направленных на решение вышеназванных проблем, в обозримой перспективе несет риски снижения общей эффективности функционирования бюджетной системы, появления индикаторов несбалансированности бюджетов региона, роста неудовлетворенности населения проводимой бюджетной политикой.
В то же время и уровень задач, которые сегодня стоят перед руководством региона, существенно повысился. Качество управления общественными финансами можно оценить с точки зрения его влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей. В связи с этим необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития, поставленных в как в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, так и в Ежегодном послании Губернатора Тверской области Законодательному Собранию Тверской области от 10 декабря 2009 года, повышение требований к эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления ставит новые задачи и в области управления общественными финансами.
Комплексный подход к выполнению поставленных задач в рамках ДЦП позволяет обеспечить эффективное решение актуальных вопросов развития бюджетной системы области.
1.1. Вопросы, связанные с повышением эффективности бюджетных расходов, оценки их эффективности, совершенствования бюджетного контроля
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года был поднят вопрос о необходимости оптимизации органами исполнительной власти бюджетных расходов. В связи с этим на федеральном уровне распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Необходимо уже в 2010 году разработать аналогичную региональную программу с расширенным перечнем мероприятий и приступить к ее непосредственной реализации с 2011 года.
В Программе повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденной на федеральном уровне, особо подчеркивается необходимость перехода к формированию федерального бюджета в программном формате.
В Тверской области уже осуществлено практическое внедрение методов бюджетирования, ориентированного на результат, сформирована нормативная правовая база, обеспечившая внедрение механизма программно-целевого планирования бюджета Тверской области, что на протяжении ряда лет обеспечило стабильно высокие показатели доли расходов консолидированного бюджета, формируемых в рамках программ. Тем не менее, необходимо предпринять еще целый ряд мер, направленных на приведение действующих в Тверской области механизмов в соответствие с концептуальными подходами, которые будут внедряться на федеральном уровне.
В рамках ДЦП планируется реализация мероприятий, направленных на совершенствование различных инструментов планирования и осуществления бюджетных расходов, прежде всего методологии формирования и исполнения программного бюджета и его увязки с приоритетами развития региона.
При этом долгосрочные стратегические приоритеты должны быть сопоставлены с реальными возможностями бюджета. Как отмечено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. Этот подход особенно важен при принятии расходных обязательств на долгосрочную перспективу в рамках формирования программного бюджета.
Не менее важным представляется планомерное внедрение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений Тверской области.
Несмотря на то, что в регионе достигнуты определенные результаты работы по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения, необходимо активизировать данный процесс.
Требуют детальной проработки вопросы оптимизации деятельности государственных и муниципальных учреждений Тверской области, в том числе их финансового обеспечения, связанные с реализацией в Тверской области Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Для повышения эффективности деятельности государственных учреждений, повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг необходимо разработать и реализовать мероприятия организационного и нормотворческого характера, направленные на совершенствование правового положения государственных учреждений, внедрение государственных (муниципальных) заданий, нормативов затрат на оказание государственных и муниципальных услуг, нормативов затрат на содержание имущества бюджетных учреждений Тверской области.
Расширение самостоятельности участников бюджетного процесса в Тверской области, в том числе на уровне учреждений, должно сопровождаться одновременным усилением ответственности за принятые решения и укреплением надежности системы бюджетного контроля.
В целях содействия развитию и повышению эффективности контрольно-ревизионной деятельности в рамках ДЦП предлагается софинансировать мероприятия на муниципальном уровне по организации и развитию органов муниципального финансового контроля, созданных представительными органами муниципальных образований Тверской области.
Также в ДЦП запланирован комплекс мероприятий по контролю за недопущением возникновения просроченной задолженности по обязательствам Тверской области и муниципальных образований. Необходимо сосредоточить усилия на недопущении роста просроченной кредиторской задолженности и максимальном сокращении уже имеющейся задолженности.
В области принято и реализуется постановление Администрации Тверской области от 18.06.2008 N 155-па "О Порядке мониторинга бюджетного сектора и кредиторской задолженности государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Тверской области".