ЗАКОН
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
от 21 июня 1996 года N
Об охране труда
(Изменения:
Закон Оренбургской области от 4.09.1996 г. б/н, НГР RU 56000199600023;
Законом Оренбургской области от 27.11.1996 г. б/н, НГР RU 56000199600024;
Закон Оренбургской области от 08.06.2000 г. N 553/135-оз НГР RU56000200000050;
Закон Оренбургской области от 06.09.2002 г. N 190/37-III-ОЗ, НГР RU56000200200188;
Закон Оренбургской области от 30.04.2004 г. N 1112/175-III-ОЗ, НГР RU56000200400137;
Закон Оренбургской области от 09.03.2005 г. N 1878/332-III-ОЗ, НГР RU56000200500315;
Закон Оренбургской области от 02.05.2006 г. N 119/15-IV-ОЗ, НГР RU56000200600111;
Утратил силу. Закон Оренбургской области от 16.03.2007 г. N 1038/234-IV-ОЗ, НГР RU56000200700096).
Принят
Законодательным Собранием
Оренбургской области 21 июня 1996 года.
Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;
рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, в том числе специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;
производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
1. Законодательство об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Оренбургской области.
2. Действие настоящего Закона распространяется на:
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную и учебную практику;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в организациях.
3. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства-работодателя.
4. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации". (Изменения: Закон Оренбургской области от 30.04.2004 г. N 1112/175-III-ОЗ, НГР RU56000200400137)
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом и настоящим Законом, применяются правила международного договора.
1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах Оренбургской области об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
3. Порядок разработки и утверждения областных подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются правительством Российской Федерации (Изменения: Закон Оренбургской области от 30.04.2004 г. N 1112/175-III-ОЗ, НГР RU56000200400137)
.
1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области об охране труда, целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
обеспечение установленной государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда, проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
контроль установленного порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
К полномочиям органов государственной власти Оренбургской области по охране труда относятся:
реализация государственной политики по охране труда на территории области;
принятие областных законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
государственное управление охраной труда на территории области, участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработка, утверждение и реализация областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов области;
участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
создание служб охраны труда в органах исполнительной власти;
разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда в пределах своих полномочий;
организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;
организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях (Изменение: Закон Оренбургской области от 06.09.2002 г. N 190/37-III-ОЗ, НГР RU56000200200188);
обеспечение взаимодействия органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;
распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
обеспечение государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;
другие полномочия, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.
Статья б. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Оренбургской области в установленном порядке.
Каждый работник имеет право на:
рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законодательством (Изменение: Закон Оренбургской области от 09.03.2005 г. N 1878/332-III-ОЗ, НГР RU56000200500315);
получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;
обеспечение средствами индивидуальной и коллективной ащиты работников в соответствии с требованиями охраны руда за счет средств работодателя;
обучение безопасным методам и приемам труда за счет редств работодателя;
профессиональную переподготовку за счет средств рабо-одателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;