Недействующий


ЗАКОН ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


О внесении изменений и дополнений в Закон Оренбургской области
"Об охране труда"


Принят
Законодательным Собранием области
24 мая 2000 года




Статья 1.

Внести в Закон Оренбургской области от 21 июня 1996 года "Об охране труда" изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

ЗАКОН

Об охране труда в Оренбургской области


 Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации", устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

охрана труда -  система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

 условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, в том числе специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (СИЗ), используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его применения

1. Законодательство об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Оренбургской области.

2. Действие настоящего Закона распространяется на:

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную и учебную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в организациях.

3. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях Оренбургской области, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации и настоящий Закон, если иное не предусмотрено международным договором Российской федерации.

4. На граждан Российской Федерации, работающих по найму у иностранных юридических лиц и на совместных предприятиях, находящихся на территории Оренбургской области, распространяется законодательство Российской Федерации и настоящий Закон.

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом и настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда

1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах Оренбургской области об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в статье 2 настоящего Закона при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3. Порядок разработки и утверждения областных подзаконных еормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются правительством Оренбургской области.

Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда

1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Оренбургской области об охране труда, целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

обеспечение установленной государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда, проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

контроль установленного порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

 2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Оренбургской области по охране труда

К полномочиям органов государственной власти Оренбургской области по охране труда относятся:

реализация государственной политики по охране труда на территории области;

принятие областных законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

государственное управление охраной труда на территории области, участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разработка, утверждение и реализация областных целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;

определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов области;

участие в расследовании несчастных случаев на производстве;

создание служб охраны труда в органах исполнительной власти;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда в пределах своих полномочий;

организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях;

обеспечение взаимодействия органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда;

распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

обеспечение государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований;

другие полномочия, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

Статья б. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Оренбургской области в установленном порядке.

ГЛАВА II. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ,
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА


Статья 7. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной ащиты работников в соответствии с требованиями охраны руда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет редств работодателя;

профессиональную переподготовку за счет средств рабо-одателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на то рабочем месте органами государственного надзора и юнтроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

в случае получения статуса безработного - бесплатное прохождение обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра при наличии у него направления на трудоустройство от органов по труду;

компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Статья 8. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»