Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2011 года N 753

Об утверждении краевой программы "Доступная среда" на 2012-2015 годы

Документ утратил силу на основании постановления Администрация Алтайского края от 19 февраля 2014 года N 62.

{Изменения: постановление Администрации Алтайского края от 23 июля 2013 года N 397.}

{Новая редакция с изменениями от 23 июля 2013 года.}

В целях формирования условий по созданию для инвалидов и других маломобильных групп населения безбарьерной среды в приоритетных сферах жизнедеятельности постановляю:

1. Утвердить прилагаемую краевую программу "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

Губернатор Алтайского края А.Б.Карлин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 20.12.2011 N 753

КРАЕВАЯ ПРОГРАММА "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы

ПАСПОРТ краевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы


Наименование программы

Основание для разработки программы

Государственный заказчик программы

Основные разработчики

программы

Цели программы

Задачи программы

краевая программа "Доступная среда" на 2012-2015 годы (далее - "Программа") постановление

распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р; постановление Администрации края от 28.11.2011 N 683 "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы"; закон Алтайского края от 06.04.2010 N 25-ЗС "Об утверждении программы социально- экономического развития Алтайского края на период до 2012 года" {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 июля 2013 года N 397.}

Главное управление по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - "Главалтайсоцзащита") Главалтайсоцзащита;

формирование к 2016 году условий для обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, образование, культура, транспорт, информация и связь, социальная защита, физическая культура и спорт, жилой фонд); совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломо-

бильных групп населения; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам Целевые индикаторы и доля инвалидов, положительно оценивающих показатели программы уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов; доля муниципальных образований, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве муниципальных образований; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

доля общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений;

количество субтитрированных новостных телевизионных краевых программ; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения; доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности указанной категории граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы;

доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов, имеющих индивидуальные программы реабилитации

Сроки реализации программы

Основные этапы реализации программы

Исполнители основных мероприятий

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

2012-2015 годы

первый этап - 2012 - 2013 годы второй этап - 2014 - 2015 годы

Главалтайсоцзащита;

Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;

управление Алтайского края по культуре и архивному делу;

управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

управление Алтайского края по печати и информации;

управление Алтайского края по строительству и архитектуре;

управление Алтайского края по труду и занятости населения;

управление Алтайского края по физической культуре и спорту

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов до 55 %;

увеличение доли муниципальных образований, имеющих сформированные и обновляемые карты доступности объектов и услуг, в общем количестве муниципальных образований до 90 %;

увеличение количества приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов до 45 %;

увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений до 4,3 %; сохранения ежегодного количества субтитрированных новостных телевизионных краевых

программ (498 выпусков); увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения до 5 %;

сохранение уровня трудоустройства (45%) инвалидов на постоянные и временные рабочие места, а также доли прошедших профессиональное обучение по направлению службы занятости в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости; увеличение численности инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов до 98 %

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами


Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (далее - "Конвенция"), которая определила принципы построения политики государства в отношении инвалидов. В рамках реализации положений Конвенции принята Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (далее - "Государственная программа"), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 июля 2013 года N 397.}.

В соответствии с требованиями Конвенции и Государственной программы органы исполнительной власти Алтайского края, местного самоуправления должны принимать надлежащие меры по обеспечению для инвалидов и других маломобильных групп населения равного с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению, формировать толерантное отношение граждан к проблемам инвалидов, эффективно решать проблемы их социальной адаптации и интеграции в общество.

Актуальность решения проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья в крае обусловлена их масштабностью. Из 2,4 млн. человек, проживающих в Алтайском крае, по состоянию на 1 ноября 2011 имеют инвалидность 215439 граждан (8,9 % от общей численности населения края), из них 8766 - дети-инвалиды (более 4 % от общей численности инвалидов). Почти 20 тысяч человек, то есть около 10 % от общего числа инвалидов, имеют ограничения жизнедеятельности, являясь инвалидами по зрению, слуху или с поражением опорно-двигательного аппарата.

В настоящее время наблюдается разрыв между реальным состоянием ресурсной базы учреждений социального обслуживания и сформировавшейся потребностью эффективной реализации индивидуальных программ реабилитации (далее - ИПР) инвалидов.

Существующая сеть реабилитационных учреждений (1 центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий, 4 краевых реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, 46 отделений реабилитации при краевых государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания, 6 учреждений медицинской реабилитации) не удовлетворяет потребности инвалидов. Состояние материально- технической базы учреждений и их территориальная доступность (особенно в сельской местности) не соответствуют современным требованиям. Указанные учреждения недостаточно методически обеспечены, испытывают нехватку специалистов в области реабилитации.

Осуществление инвалидами трудовой и общественно полезной деятельности, получение образования, проведение досуга сопряжены с необходимостью передвижения, пользования транспортом, пешеходными дорожками и тротуарами, входами, лифтами, спусками в подземные переходы, использования специальных информационных технологий и т.д.

Анализ наличия возможностей беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам транспорта и связи (автовокзалы и пассажирские станции, железнодорожные вокзалы и аэропорты) показывает, что из 130 объектов доступны 60 (46%), здравоохранения - из 1941 объекта здравоохранения (больниц, амбулаторий, ФАПов, аптек и других объектов) доступны 1531 (79%). Из 2487 учреждений культуры инвалидам доступно 205 (9,3%), из 233 объектов социальной защиты - 106 (45,5%). Из 53 образовательных учреждений (всего их 2297) и 2050 (всего - 5603) объектов физкультуры и спорта, востребованных инвалидами, все требуют дооборудования.

Однако доступность среды для инвалидов - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта, но и приспособление под нужды инвалидов правил работы образовательных, медицинских, социальных, спортивно-культурных, информационных, юридических, транспортных, коммунальных, строительных и прочих служб.

Необходимо совершенствование системы адаптации инвалидов к существующим условиям жизни через обеспечение доступа к информационным ресурсам. Инвалиды по слуху являются практически незащищенными в случае наступления форс-мажорных обстоятельств: службы экстренной помощи не оснащены необходимым оборудованием для принятия CMC-сообщений, что не позволяет людям с дефектами слуха и речи при возникновении экстренной ситуации обратиться в службу "Скорой помощи", полицию или сообщить о пожаре. Общественный транспорт не оснащен световым табло оповещения остановок для инвалидов по слуху. Недостаточно удовлетворяются их потребности в сурдосредствах.

Администрация края принимает меры по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов. В 2010 году в органы службы занятости населения обратилось 5527 инвалидов, из них трудоустроено 2434 человека (44,0 %), в первом полугодии 2011 года численность обратившихся составила 2259 инвалидов, из них трудоустроено 866 человек, или 38,4 %.

Вместе с тем при реализации мероприятий по содействию занятости граждан с ограниченными возможностями здоровья возникают сложности в трудоустройстве инвалидов, нуждающихся (согласно рекомендациям ИПР) в создании специально оборудованных рабочих мест. В этой ситуации первостепенное значение приобретает четкое правовое регулирование вопросов профессиональной реабилитации и трудоустройства инвалидов, обеспечения выполнения работодателями федеральных законов.

Остаются важными проблемы получения инвалидами образования и повышения квалификации специалистов, осуществляющих работу с ними.

Администрацией Алтайского края, органами исполнительной власти Алтайского края принимаются меры по решению одной из важнейших задач - поддержке и социальной защите инвалидов в современных социально- экономических условиях.

Реализуется закон Алтайского края от 06.07.2006 N 59-ЗС "Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов", направленный на решение проблем их трудоустройства. Администрацией Алтайского края принято постановление от 22.07.2009 N 331 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений в специализированных жилых домах для проживания инвалидов с поражением о порно-двигательного аппарата". Разработаны и утверждены постановлением Администрации края от 18.05.2012 N 261 нормативы градостроительного проектирования Алтайского края, в которых имеется раздел "Обеспечение доступности объектов социальной и транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения" {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 23 июля 2013 года N 397.}.

Существует система грантовой поддержки наиболее важных социально значимых проектов, предоставляемых на конкурс общественными организациями (в том числе организациями инвалидов) и направленных на интеграцию граждан с ограниченными возможностями в социально-общественную деятельность и предоставление им социально значимых услуг.

Введен в эксплуатацию "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края", имеющий все условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов и оказывающий более 70 государственных и муниципальных услуг по 4 направлениям: социальная поддержка населения, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение гражданско-правового статуса, регулирование предпринимательской деятельности.

В крае действуют отделения общероссийских общественных организаций инвалидов - Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), Всероссийского общества слепых (ВОС), Всероссийского общества глухих (ВОГ).

В целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края, территориальных органов федеральных органов государственной власти, общественных организаций инвалидов по реализации федерального и краевого законодательства в сфере реабилитации и интеграции инвалидов, решения других жизненно важных вопросов действует краевой координационный Совет по делам инвалидов, утвержденный постановлением Администрации Алтайского края от 27.04.2006 N 177.

На заседаниях краевого координационного Совета по делам инвалидов рассматриваются актуальные вопросы жизнеобеспечения данной категории населения: обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в городах и районах Алтайского края, обеспечение их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, лекарственными средствами, медицинская, социальная и профессиональная реабилитация инвалидов, функционирование в крае пункта предоставления во временное пользование инвалидам технических средств реабилитации и службы социального такси и другие.

Вместе с тем принимаемые меры по формированию доступной среды для инвалидов недостаточны.

Меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности окружающей среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, имеют комплексный, межотраслевой характер.

Целесообразность решения проблем создания доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется несколькими факторами:

1. Масштабность и высокая социально-экономическая значимость проблемы.

В создании на территории края доступной среды жизнедеятельности заинтересованы не только инвалиды, но и другие маломобильные группы населения. Решение проблемы предполагает модернизацию или дооборудование большого количества объектов социальной, транспортной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

2. Комплексность и межведомственный характер проблемы.

С учетом обозначенных вопросов возникает необходимость продолжить проведение на территории Алтайского края комплекса мероприятий, объединенных по конкретным целям, срокам реализации, исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидности и инвалидов программными методами, как наиболее целесообразными в решении задач их комплексной реабилитации и адаптации.

Требуется решение различных задач правового, финансового, информационного, организационного характера. С учетом их содержания и перечня необходима консолидация усилий и координация действий органов исполнительной власти Алтайского края, краевых и федеральных государственных учреждений, органов местного самоуправления, общественных организаций (в том числе организаций инвалидов), организаций различных форм собственности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»