АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2012 года N 261
Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края
В целях реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от 29.12.2009 N 120-ЗС "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые нормативы градостроительного проектирования Алтайского края.
2. Признать утратившими силу:
постановления Администрации края:
от 14.10.2009 N 431 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Алтайского края";
от 16.06.2011 N 323 "О внесении изменения в постановление Администрации края от 14.10.2009 N 431";
от 20.04.2011 N 200 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 14.10.2009 N 431";
пункт 6 постановления Администрации края от 27.07.2010 N 330 "О памятниках природы краевого значения";
абзац десятый пункта 1, абзацы семнадцатый-двадцатый пункта 2 постановления Администрации края от 12.09.2011 N 498 "О некоторых актах Администрации края".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ишутина Я.Н.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.Карлин
Нормативы градостроительного проектирования Алтайского края
Нормативы градостроительного проектирования Алтайского края (далее - "нормативы") применяются при подготовке, согласовании документов территориального планирования и документации по планировке территорий муниципальных районов, городских округов и поселений Алтайского края, а также для принятия решений в области градостроительной деятельности органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления.
Нормативы разработаны в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от 29.12.2009 N 120-ЗС "О градостроительной деятельности на территории Алтайского края" на основании статистических и демографических данных, с учетом природно-климатических, социальных, национальных и территориальных особенностей Алтайского края.
Нормативы разработаны в целях обеспечения градостроительными средствами безопасного и устойчивого развития поселений, охраны здоровья населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), защиты территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также создания условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации и Алтайского края социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Нормативы содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории), расчетные показатели для размещения и проектирования объектов капитального строительства и благоустройства территорий при планировке и застройке земельных участков из земель рекреационного назначения и земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов Алтайского края, показатели, характеризующие территорию Алтайского края по сейсмическому районированию.
Нормативы конкретизируют основные положения действующих федеральных норм. По вопросам, не рассматриваемым в настоящих нормативах, следует руководствоваться законами, нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". При отмене и (или) изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые дается ссылка в настоящих нормативах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных.
Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в настоящих нормативах градостроительного проектирования.
Нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Алтайского края, независимо от их организационно-правовой формы.
Основные термины и определения, примененные в настоящих нормативах, приведены в приложении А.
Перечень законодательных, нормативных правовых и нормативных технических документов Российской Федерации и Алтайского края, которые были использованы при разработке нормативов и на которые имеются ссылки, приведен в справочном приложении Б.
1.1. Городские округа и поселения Алтайского края в зависимости от численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с таблицей 1.
Типы городских округов и | Численность населения, тыс.чел. | |
поселений | городские округа | городские и сельские поселения, чел. |
1 | 2 | 3 |
Крупные | свыше 250 | свыше 5 |
Большие | свыше 100 до 250 | свыше 1 до 5 |
Средние | свыше 50 до 100 | свыше 0,5 до 1 |
Малые | свыше 10 до 50 | до 0,5 |
1.2. Элементами планировочной организации территорий муниципальных образований Алтайского края являются:
1) земли населенных пунктов и иных категорий;
2) функциональные зоны;
3) зоны с особыми условиями использования территорий;
4) земельные участки под объектами капитального строительства, в том числе линейными;
5) земельные участки, запланированные для размещения объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов;
6) элементы планировочной структуры (планировочные районы, микрорайоны, кварталы);
7) иные элементы планировочной организации территорий, определяемые в соответствии с законодательством.
1.3. При определении в документах территориального планирования перспективы развития населенных пунктов городских округов и поселений необходимо:
1) учитывать административный статус городов и сельских поселений, их местоположение и роль в системе расселения (агломерации, прогнозируемую численность населения, экономическую базу, перспективы развития рынка недвижимости), а также природно-климатические, социально-демографические, национально-бытовые и другие местные особенности;
2) исходить из комплексной оценки имеющихся ресурсов (природных, водных, энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения;
3) предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия;
4) определять рациональные пути развития поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем.
1.4. Схема территориального планирования Алтайского края, схемы территориального планирования муниципальных районов, предусматривающие размещение линейных объектов федерального значения, линейных объектов краевого значения, линейных объектов местного значения, утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. В иных случаях указанные схемы территориального планирования утверждаются на срок не менее чем десять лет. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
1.5. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.
1.6. В районах, подверженных опасному воздействию природных и техногенных факторов, при зонировании территории поселений необходимо учитывать установленные техническими регламентами ограничения на размещение зданий и сооружений. В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом требований главы 33 настоящих нормативов. При этом под зоны жилой застройки следует использовать земельные участки с меньшей сейсмичностью.
1.7. При подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территорий городских округов и поселений необходимо зонировать их территорию с установлением видов преимущественного функционального использования, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности.
1.8. Перечень видов функциональных зон в документах территориального планирования может включать в себя: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные зоны, зоны особо охраняемых территорий, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, в том числе зоны размещения военных и иных режимных объектов, зоны кладбищ, прочие зоны специального назначения.
1.9. Жилые зоны предусматриваются в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Не допускается размещать в жилых зонах объекты и осуществлять виды деятельности, не соответствующие требованиям настоящих нормативов.
1.10. Планировочную структуру жилых зон следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
1.11. В общественно-деловых зонах могут размещаться здания и помещения здравоохранения, социального и сервисного обслуживания населения, культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов, здания и помещения для временного проживания, здания объектов по обслуживанию общества и государства.
1.12. Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
1.13. В состав функциональных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
1.14. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
1.15. В состав функциональных зон могут включаться особо охраняемые территории. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
1.16. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления, зоны размещения военных объектов и иных объектов, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
1.17. При разработке документов территориального планирования могут выделяться иные функциональные зоны с учетом особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
1.18. Функциональные зоны и параметры их планируемого развития, определенные документами территориального планирования городского округа, поселения, муниципального района, являются основанием для градостроительного зонирования и определения границ территориальных зон в составе правил землепользования и застройки.
2.1. В жилых зонах размещаются жилые дома разных типов для постоянного проживания граждан: многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности, блокированные с приквартирными земельными участками, индивидуальные усадебные с приусадебными земельными участками.
2.2. В жилых зонах допускается размещение:
1) зданий и помещений для временного проживания, зданий и помещений учебно-воспитательного назначения, здравоохранения, социального, сервисного обслуживания населения, сооружений, зданий и помещений для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов, зданий объектов по обслуживанию общества и государства;
2) стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду;
3) отдельных объектов общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка не более 0,5 га, а также малых предприятий (мини-производств), не оказывающих вредного воздействия на окружающую среду (включая шум, вибрацию, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия) и не требующие установления санитарно-защитной зоны;
4) садово-дачной застройки, расположенной в границах населенных пунктов;
5) транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения.
2.3. Для предварительного определения общих размеров жилых зон допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 человек: в городах - при средней этажности жилой застройки до 3 этажей - 10 га для застройки без земельных участков и 20 га - для застройки с участком; от 4 до 8 этажей - 8 га; 9 этажей и выше - 7 га; в сельских поселениях с преимущественно с индивидуальной усадебной жилой застройкой - 40 га.
2.4. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом.