АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2011 года N 378
Об утверждении краевой программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг" на 2011 - 2013 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Администрации Алтайского края от 06.03.2015 N 87, вступающего в силу в день официального опубликования.
____________________________________________________________________
Во исполнение Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в целях повышения качества государственных и муниципальных услуг и обеспечения их доступности для жителей Алтайского края постановляю:
1. Утвердить прилагаемую краевую программу "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг" на 2011 - 2013 годы.
2. Считать план мероприятий, необходимых для реализации в Алтайском крае Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержденный распоряжением Администрации края от 24.01.2011 N 15-р, и План мероприятий Алтайского края по методическому и правовому обеспечению перехода к межведомственному и межуровневому взаимодействию при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, утвержденный распоряжением Администрации края от 15.06.2011 N 216-р, приложениями 2 и 3 к краевой программе "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг" на 2011 - 2013 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Алтайского края А.Б.Карлин
КРАЕВАЯ ПРОГРАММА "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг" на 2011-2013 годы
Наименование программы
Основание для разработки программы
краевая программа "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг" на 2011-2013 годы (далее - "программа")
протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 27 января 2011 года N 4; Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1021-р
Государственный заказчик программы
Основной разработчик программы
Ответственные исполнители программы
Администрация Алтайского края
департамент Администрации края по вопросам государственной службы и кадров
департамент Администрации края по вопросам государственной службы и кадров;
Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края;
Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне
Соисполнители про- органы исполнительной власти Алтайского края;
граммы департамент организации управления Админист
рации края;
департамент Администрации края по взаимодействию с территориальными органами федеральных органов государственной власти;
органы местного самоуправления (по согласованию);
краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края";
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию)
иные организации, участвующие в реализации мероприятий программы
Цели Программы снижение административных барьеров;
оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Алтайском крае
Задачи программы проведение комплексной оптимизации предостав
ления государственных и муниципальных услуг в различных сферах общественных отношений, а также оптимизация порядка оказания и минимизация услуг, необходимых и обязательных для получения государственных и муниципальных услуг; совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях в соответствии с имеющимися у органов государственной власти Алтайского края и органов местного самоуправления полномочиями; дальнейшая разработка и принятие административных регламентов предоставления (исполнения) государственных (муниципальных) услуг (функций), а также административных регламентов осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций;
создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, соответствующих установленным требованиям;
формирование системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг, проведение регулярного мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
развитие государственной информационной системы и внедрение современных информационных технологий в работу органов исполнительной власти Алтайского края и исполнительно- распорядительных органов местного самоуправления при предоставлении государственных (муниципальных) услуг Целевые индикаторы и на момент завершения реализации программы: показатели эффективно- среднее число обращений заявителей в орган ис- сти программы полнительной власти Алтайского края, исполни
тельно-распорядительный орган местного самоуправления для получения одной государственной (муниципальной) услуги составит 1; среднее число обращений представителей бизнеса в орган исполнительной власти Алтайского края, исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской и иной деятельности в реальном секторе экономики, достигнет 2; нарушения нормативных сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг будут отсутствовать;
степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых непосредственно органами исполнительной власти Алтайского края и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, составит не менее 65%; степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на базе МФЦ, клиентских залов, составит не менее 95%; охват населения услугами, предоставляемыми сетью МФЦ, клиентских залов, достигнет 100%; доля органов исполнительной власти Алтайского края и исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов и городских округов, подключенных к государственной информационной системе, достигнет 100%
Программные мероприятия
Сроки реализации программы
Объем средств и источники финансирования программы
Ожидаемые результаты реализации программы программные мероприятия определяются целями и задачами программы и отражают различные направления деятельности по оптимизации и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, совершенствованию разрешительной и контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления, мониторингу качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Алтайском крае 2011-2013 годы
финансирование программы осуществляется в пределах средств краевого бюджета и средств бюджетов муниципальных образований:
предусмотренных на содержание органов исполнительной власти Алтайского края, исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, подведомственных им организаций;
специально предусмотренных на реализацию направлений программы в части создания и развития системы МФЦ, обеспечения информационного (электронного) взаимодействия в процессе предоставления государственных (муниципальных) услуг (соответствующие расходы краевого бюджета на 2011 год предусмотрены в объеме 85 млн. рублей)
результатами реализации программы станут:
оптимизация порядка предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг для физических и юридических лиц на территории Алтайского края;
снижение организационных, временных, финансовых затрат юридических лиц на преодоление административных барьеров;
обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в каждом муниципальном районе и городском округе Алтайского края;
создание системы контроля качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Алтайского края;
создание региональной системы межведомственного электронного взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, подведомственных им организаций;
внедрение в деятельность органов исполнительной власти Алтайского края технологий интерактивного информационного взаимодействия по предоставлению государственных услуг;
снижение затрат органов исполнительной власти Алтайского края, исполнительно-
распорядительных органов местного самоуправления на организацию обмена информацией, повышение эффективности бюджетных расходов
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституционному принципу социального государства в полной мере соответствует выдвинутая Министерством экономического развития Российской Федерации концепция "компактного сервисно ориентированного государства". При этом признак компактности предполагает, что роль государства в жизни общества, в регулировании экономических отношений должна быть ограничена решением задачи эффективной реализации прав и свобод человека и гражданина. Характеристика же государства как сервисно ориентированного связана с идеей обеспечения необходимого качества государственных и муниципальных услуг. Другими словами, речь идет о создании условий, при наличии которых гражданин будет тратить минимум времени, сил и ресурсов для получения государственных и муниципальных услуг, а предприниматель - для начала ведения бизнеса.
По мнению Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, озвученному в рамках Послания Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года, необходимы новые стандарты в деятельности органов государственного управления и оказании публичных услуг, а система оказания государственных и муниципальных услуг нуждается в оптимизации. Данная позиция главы государства не случайна. Практика показывает, что количество обращений в различные органы власти и организации зачастую превышает установленные в правовых актах нормативы в 2 и более раза, временные и материальные затраты заявителей при обращении - в среднем на 40 процентов. Кроме того, выявлены затруднения с получением информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг. Эти обстоятельства и ряд других факторов, включая сложность прохождения всех процедур и заполнения необходимых документов, зачастую обусловливают необходимость обращения получателей услуг к посредникам. Такая практика должна быть прекращена.
Важной и болезненной проблемой является оказание так называемых сопутствующих платных услуг организаций, как правило, подведомственных государственным или муниципальным органам, результат которых необходим при обращении за государственными и муниципальными услугами. Другими словами, для получения государственной или муниципальной услуги заявитель вынужден обращаться в организацию, которая за деньги (по договору) предоставит справку, проведет экспертизу, окажет другие необходимые услуги. Как следствие, требует решения задача формирования исчерпывающего перечня и минимизации числа сопутствующих услуг, а в целях установления жесткого контроля за их стоимостью ее размер должен определяться органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "О порядке предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено право заявителей получать и обязанность органов публичной власти предоставлять услуги в электронной форме, а также запрет требовать у заявителя документы, справки, согласования, имеющиеся в распоряжении указанных органов. В связи с этим необходимо развивать юридически значимое межведомственное и межуровневое информационное взаимодействие, в том числе в электронной форме.
Изложенные и связанные с ними иные проблемы актуальны не только для обычных граждан - потребителей услуг, но также и для представителей бизнес-сообщества, иных структур реального сектора экономики. В условиях развития инновационной экономики задача снижения административных барьеров становится особенно актуальной. Избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов публичной власти, связанные с ними другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность региона, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие экономики.
Решению изложенных проблем призваны способствовать меры по совершенствованию механизмов лицензирования и аккредитации, внедрению саморегулирования и расширению использования уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, оптимизации осуществления контрольных функций и предоставлению государственных услуг. В частности, необходимо дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, введение бессрочного характера действия лицензий, электронной формы взаимодействия лицензиата и лицензирующего органа, утверждение исчерпывающего перечня лицензионных требований. Требуется системная и последовательная работа по государственной поддержке развития малого и среднего предпринимательства, включая обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к инструментам финансовой помощи.
В рамках программы проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах, утвержденной постановлением Администрации края от 9 апреля 2008 года N 142, к настоящему времени реализованы определенные мероприятия, направленные на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощение соответствующих процедур. Созданы Реестр государственных услуг Алтайского края и Портал государственных услуг Алтайского края. Последний содержит описание 318 федеральных государственных услуг, 91 краевой государственной услуги и 95 муниципальных услуг. Портал государственных услуг Алтайского края доступен любому пользователю Интернета и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации о той или иной услуге.
Особое значение придается вопросу регламентации предоставляемых государственных и муниципальных услуг, исполняемых государственных и муниципальных функций. Постановлением Администрации края от 4 мая 2011 года N 243 утвержден новый Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов. В установленном порядке утверждены 102 административных регламента в отношении государственных услуг и государственных функций, предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти Алтайского края. Значение данной работы сложно переоценить. Потребитель не обязан разбираться в сложностях государственного и муниципального управления, полномочиях и порядке взаимодействия органов публичной власти, подведомственных им организаций. В результате внедрения административных регламентов повышается управляемость и прозрачность деятельности властных структур, персональная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих за свои действия. Алгоритм предоставления услуги, регулируемый многочисленными нормативными и иными правовыми актами, инструкциями, теперь пошагово изложен в одном документе. В целом административными регламентами утверждается ясная схема взаимодействия. В 2012 году основная работа по регламентации предоставляемых государственных и муниципальных услуг в Алтайском крае должна быть завершена.
Повышение качества и доступности предоставляемых государственных и муниципальных услуг невозможно без создания соответствующих многофункциональных центров (далее - "МФЦ"), обеспечивающих предоставление комплекса публичных услуг по принципу "одного окна". При этом взаимодействие, необходимое для оказания той или иной публичной услуги (включая согласования, получение выписок, справок и другое) должно происходить без участия потребителя услуги.
В соответствии с постановлением Администрации края от 21 декабря 2010 года N 566 создано краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края" (далее - "КАУ "МФЦ Алтайского края"), приступающее к своей работе в июле 2011 года. В процессе реализации данного проекта выявился ряд проблем, среди которых:
1) ведомственная разобщенность органов исполнительной власти Алтайского края и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, отсутствие необходимой единой методической базы по реализации эффективного межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг заявителям, о чем уже упоминалось ранее;
2) неразрешенные правовые вопросы, связанные с предоставлением персональной информации о гражданах, неэффективная система документооборота в органах публичной власти, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
3) отсутствие межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и, как следствие, отсутствие качественного обеспечения информационного сопровождения заявителей на протяжении всего процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.