АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 09 апреля 2008 года N 142
Об утверждении программы проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах
Документ признан утратившим силу на основании постановления Администрации края от 20 апреля 2012 года N 203.
Опубликовано: газета "Алтайская правда" от 19 апреля 2008 года N 112-113 стр.3; Сборник законодательства Алтайского края 2008 год N 144 часть 1 стр.169.
{ Изменения:
1. Постановление Администрации Алтайского края от 15 апреля 2009 года N 163;
2. Постановление Администрации Алтайского края от 19 августа 2010 года N 374;
3. Постановление Администрации края от 22 апреля 2011 года N 213;
4. Постановление Администрации края от 5 августа 2011 года N 430.
}
{Новая редакция с изменениями от 5 августа 2011 года.}
В целях дальнейшего совершенствования механизма государственного управления в Алтайском крае, в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах.
2. Считать План мероприятий по проведению административной реформы в Алтайском крае в 2007 - 2008 годах, утвержденный распоряжением Администрации края от 09.01.2007 N 3-р (далее - "План"), приложением к Программе проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах.
3. Департаменту Администрации края по вопросам государственной службы и кадров (Гниденко И.В.) совместно со структурными подразделениями Администрации края, органами исполнительной власти Алтайского края, являющимися ответственными исполнителями мероприятий Плана, разработать и в срок до 30.04.2008 представить на утверждение в комиссию по проведению административной реформы и реформированию государственной гражданской службы Алтайского края проект подробного плана мероприятий по проведению административной реформы в Алтайском крае в 2008 году { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 19 августа 2010 года N 374 }.
4. Утвердить прилагаемые положение о комиссии по проведению административной реформы и реформированию государственной гражданской службы Алтайского края и ее персональный состав.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработать и утвердить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы в соответствии с Программой проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
Программа проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах
Программа проведения административной реформы в Алтайском крае в 2008 - 2010 годах (далее - "Программа") разработана в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации и планом мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренными распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р, и определяет основные направления деятельности Администрации края как высшего органа исполнительной власти Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края по дальнейшему повышению эффективности государственного управления в Алтайском крае в целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического развития Алтайского края, роста уровня и качества жизни населения Алтайского края.
Деятельность органов исполнительной власти должна быть направлена непосредственно на повышение качества жизни граждан. Отсутствие в Алтайском крае эффективной системы адресного взаимодействия населения и органов исполнительной власти препятствует достижению этой цели. Таким образом, проблема повышения эффективности государственного управления в Алтайском крае выражается, в первую очередь, в сохранении низкого качества государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти края гражданам и организациям.
В ряду основных проблем повышения эффективности государственного управления необходимо выделить следующие:
недостаточное ориентирование органов исполнительной власти края и подведомственных им организаций на конечный результат;
незначительная регламентация и стандартизация процессов взаимодействия органов исполнительной власти Алтайского края с гражданами и организациями, способная привести к нарушению прав и законных интересов граждан и организаций;
слабое участие граждан и общественных организаций в разработке социально значимых решений, принимаемых органами государственной власти Алтайского края;
низкий уровень доступности государственных услуг (длительные сроки предоставления услуг, некомфортные для оказания государственных услуг условия;
отсутствие открытой информации о порядке их предоставления).
В соответствии с имеющимися проблемами в сфере повышения эффективности государственного управления основными приоритетами административной реформы в Алтайском крае являются:
последовательное внедрение в деятельность органов исполнительной власти Алтайского края и подведомственных им организаций принципов результативного управления;
регламентация и стандартизация государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Алтайского края;
оптимизация существующих функций и структуры органов исполнительной власти Алтайского края;
повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, расширение участия населения, институтов гражданского общества в принятии ключевых управленческих решений;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Алтайского края;
создание особых механизмов регулирования управления в коррупционно опасных сферах общественных отношений;
формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, внедрение технологий распространения успешного опыта государственного управления.
Одним из приоритетных направлений административной реформы в Алтайском крае в настоящее время выступает разработка нормативных правовых и методических основ перехода к управлению по результатам. Это, в свою очередь, предполагает оптимизацию деятельности всей системы органов исполнительной власти Алтайского края, подведомственных им организаций в лице краевых государственных учреждений и краевых государственных унитарных предприятий с повышением эффективности использования находящихся в их ведении ресурсов, и прежде всего бюджетных средств.
Как следствие, важное значение имеет формирование и практическое воплощение в системе органов исполнительной власти Алтайского края механизмов ведомственного и межведомственного планирования, а также принципов управления, ориентированного на результат. Создание модели нормативного правового и методического обеспечения указанных механизмов в Алтайском крае находится на начальном этапе. Вместе с тем в крае созданы предпосылки перехода к программно-целевым методам планирования, усилена регламентация финансово-экономической деятельности органов исполнительной власти Алтайского края и подведомственных им организаций (в том числе в части внедрения способов и процедур управления по результатам), упорядочена система взаимодействия между ними.
Законом Алтайского края от 07.11.2006 N 117-ЗС "О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края" закреплены правовые и организационные основы деятельности органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления по прогнозированию, индикативному планированию и программированию социально-экономического развития Алтайского края, определены цели, содержание и общие принципы разработки прогнозов, стратегии социально-экономического развития Алтайского края, программ и индикативных планов социально-экономического развития Алтайского края и муниципальных образований.
С целью совершенствования механизма взаимодействия между органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления в решении вопросов планирования социально-экономического развития муниципальных образований принято постановление Администрации Алтайского края от 16.01.2007 N 19 "Об индикативном планировании социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Алтайского края". Постановлением определены процедуры, необходимые для внедрения индикативного планирования на муниципальном уровне, новые формы взаимодействия, направленные на определение четких целей развития, согласованных с общекраевыми целями, и более эффективное отслеживание достижения намеченных целей через постоянный мониторинг соответствующих индикаторов. Индикативный план социально-экономического развития представляет собой систему целевых показателей социально-экономического развития края, на достижение которых направлены действия органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления. Он является приложением к Соглашению о взаимодействии в области социально-экономического развития между Администрацией края и администрациями муниципальных районов и городских округов.
В рамках проекта "Разработка системы индикативного управления развитием Алтайского края" идет подготовка методического обеспечения механизмов ведомственного и межведомственного планирования деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и достижения целевых значений показателей результативности управления в Алтайском крае. В настоящее время завершен первый этап данного проекта: проведен функциональный экспресс-анализ действующей организационной структуры органов исполнительной власти Алтайского края и уровня ее соответствия задачам развития региона, подготовлен проект кодификатора функций и полномочий органов исполнительной власти Алтайского края.
В соответствии с Концепцией реформирования региональных финансов, утвержденной распоряжением Администрации края от 25.10.2005 N 715-р, реализуются меры, направленные на оптимизацию бюджетных расходов. В течение 2006 - 2007 годов была сформирована нормативная правовая база разработки и внедрения механизмов бюджетирования, ориентированных на результат; утверждены стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сферах образования, культуры, здравоохранения и социальной политики; установлена процедура проведения конкурса по размещению государственного и муниципального заказа; утверждена методика оценки достижения бюджетными учреждениями требуемых результатов с предоставлением им права самостоятельно распоряжаться полученными бюджетными средствами.
Постановлением Администрации края от 29.06.2006 N 276 нормативно закреплена система критериев для сохранения в краевой государственной собственности краевых государственных унитарных предприятий. Среди таких показателей присутствуют, в частности, следующие: наличие организаций иных организационно-правовых форм и форм собственности, производящих аналогичную продукцию или оказывающих аналогичные услуги; возможность производства (реализации) продукции, оказания услуг организациями иных организационно-правовых форм и форм собственности; получение предприятиями прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности; показатели производительности предприятия по сравнению с организациями иных организационно-правовых форм и форм собственности; размер дебиторской и кредиторской задолженности; социально-экономическая значимость производимой продукции и оказываемых услуг и некоторые другие. На основе данных критериев Главным управлением имущественных отношений Алтайского края подготовлен и реализуется прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества, а также ликвидации и реорганизации краевых государственных унитарных предприятий. В целом такого рода экономические показатели выступают в качестве важной объективной предпосылки для эффективного решения вопросов оптимизации сети краевых подведомственных организаций. Данная работа будет продолжена и в 2008 - 2010 годах.
В системе органов исполнительной власти Алтайского края осуществляется ряд мероприятий в рамках такого направления административной реформы, как стандартизация и регламентация. Подготовка административных регламентов в органах исполнительной власти Алтайского края осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Алтайского края, утвержденными комиссией по проведению административной реформы и реформированию государственной гражданской службы Алтайского края. В основу данных методических рекомендаций положен Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679.
Стандартизация качества государственных услуг осуществляется в соответствии с законом Алтайского края от 10.04.2007 N 35-ЗС "О предоставлении государственных услуг за счет средств краевого бюджета". Органы исполнительной власти Алтайского края, подведомственные им организации предоставляют государственные услуги на основании государственного краевого задания в соответствии со стандартами качества предоставления государственных услуг. Стандарты качества разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и утверждаются постановлением Администрации края. На сегодняшний день стандартизированы социально наиболее значимые государственные услуги. Постановлением Администрации края от 28.06.2007 N 292 утверждены стандарты качества предоставления оказываемых населению края за счет средств краевого бюджета государственных услуг в сфере образования, культуры, здравоохранения и социальной политики (всего 17 бюджетных услуг). Данным постановлением также утвержден Порядок проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг стандартам качества их предоставления. Оценка соответствия качества осуществляется по результатам контрольных мероприятий, которые не реже чем 1 раз в год проводятся соответствующими органами исполнительной власти Алтайского края на основе ежегодно составляемых ими планов либо на основании поступивших жалоб на качество государственных услуг.
Особое внимание в деятельности Администрации края уделяется решению вопросов оптимизации системы и структуры органов исполнительной власти Алтайского края, что невозможно без оптимизации осуществляемых ими функций. В 2005 году проведен первоначальный анализ функций органов исполнительной власти Алтайского края и соответствующих полномочий (в части выявления избыточных и дублирующих), который наряду с прочими мероприятиями позволил оптимизировать систему органов исполнительной власти Алтайского края в рамках закона Алтайского края от 03.11.2005 N 93-ЗС "О системе органов исполнительной власти Алтайского края". В декабре 2005 года - феврале 2006 года были приняты постановления Администрации края о совершенствовании структуры органов исполнительной власти в сфере социальной политики, агропромышленного комплекса и др. В частности, с учетом смежности и взаимодополняемости стоящих перед органами исполнительной власти Алтайского края задач приняты решения о слиянии комитета Администрации Алтайского края по промышленности и комитета Администрации Алтайского края по топливно-энергетическому комплексу в управление Алтайского края по промышленности и энергетике; лицензионной палаты Администрации Алтайского края и комитета Администрации Алтайского края по предпринимательству - в управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; комитета Администрации Алтайского края по образованию и комитета Администрации Алтайского края по делам молодежи - в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи и т.д. В 2007 году приняты решения о слиянии управления Алтайского края по здравоохранению и управления Алтайского края по фармацевтической деятельности и производству лекарственных средств в Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; управления Алтайского края по труду и управления государственной службы занятости населения Алтайского края - в управление Алтайского края по труду и занятости. Параллельно осуществляется процесс разработки и утверждения положений о реорганизованных и вновь созданных органах исполнительной власти Алтайского края с учетом типовых положений о федеральных министерствах и подведомственных им федеральных службах и федеральных агентствах.
В рамках работы по формированию антикоррупционных механизмов в системе органов исполнительной власти Алтайского края в октябре 2006 года создан Портал государственных закупок, в марте 2007 года внедрена электронная торговая площадка по проведению электронных аукционов в открытой форме. На аукционы, в которых участвовали 1560 поставщиков, государственными заказчиками было выставлено 3920 лотов на сумму 433 млн. рублей. Совокупный эффект от снижения цен составил 71 млн. рублей. Экономическая эффективность по разным лотам - от 3 до 59%.
Администрацией края проводится необходимая работа, направленная на обеспечение открытости деятельности как высшего исполнительного органа государственной власти края, так и иных органов исполнительной власти Алтайского края. В частности, в соответствии с постановлением Администрации края от 02.11.2005 N 650 создана Общественная приемная Администрации края в Интернете. Практика ее работы в 2006 - 2007 годах дает возможность рассматривать данный институт как эффективный механизм, позволяющий жителям края, общественно-политическим объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям совместно с органами исполнительной власти Алтайского края принимать реальное участие в обсуждении перспективных направлений развития края и выработке предложений по улучшению качества государственного управления в регионе.
Реализуется комплекс мер по модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Алтайского края. Все они используют для обеспечения своей деятельности информационно-правовые системы, более половины - систему автоматизированного электронного документооборота. При этом каждый орган исполнительной власти Алтайского края подключен к защищенной корпоративной сети Администрации края по обмену информацией и имеет выход в Интернет через различных провайдеров (Сибирьтелеком, Интелби, Имэкстелеком, Барнаул.ру). 40% органов исполнительной власти Алтайского края имеют собственные сайты или Web-представительства.
В течение 1998 - 2006 годов была создана организационная структура управления процессами использования информационно-коммуникационных технологий и реализован ряд крупных проектов в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края. В частности, речь идет об объединенной информационно-вычислительной сети Администрации края, системе обмена информацией между органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления, информационно-правовом обеспечении органов государственной власти и органов местного самоуправления, системе автоматизированного документооборота, системе обеспечения информационной безопасности, системе мониторинга средств массовой информации городов и районов края, реализации программных мероприятий ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" и о многом другом.
Ведется работа по внедрению информационно-коммуникационных технологий при формировании государственного и муниципального заказа Алтайского края. В феврале 2006 года в структуре Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края образовано управление государственного заказа - уполномоченный орган по размещению государственного заказа. Основополагающей задачей при этом явилось повышение эффективности использования бюджетных средств путем централизации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Алтайского края на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Эффективная реализация мероприятий административной реформы невозможна без соответствующего кадрового обеспечения процессов преобразования. В этой связи важное значение имеет последовательное реформирование содержания государственной гражданской службы Алтайского края, надлежащее организационно-правовое обеспечение соответствующих институтов.
В целях эффективного кадрового обеспечения деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, иных государственных органов Алтайского края проводится работа по применению новых подходов к организации государственной гражданской службы Алтайского края. Впервые в ее рамках внедрены должностные регламенты, содержащие показатели эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих. Предприняты первые шаги в направлении привязки системы оплаты труда (денежного содержания) государственных гражданских служащих к выполнению данных показателей. В частности, соответствующие подходы отражены в Положении о материальном стимулировании государственных гражданских служащих аппарата Администрации края, утвержденном распоряжением Администрации края от 19.08.2006 N 245.
Осуществляется необходимое организационно-правовое и методическое обеспечение внедрения конкурсных процедур при замещении вакантных должностей государственной гражданской службы. Так, если в 2006 году в Администрации края и органах исполнительной власти Алтайского края было проведено 19 конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы края, то в 2007 году проведено 156 конкурсов, по результатам которых на вакантные должности назначены 172 человека.
Широкое распространение в системе органов исполнительной власти Алтайского края получила и практика конкурсного формирования кадрового резерва на замещение должностей государственной гражданской службы Алтайского края. Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.05.2006 N 210 утверждено Положение о кадровом резерве на гражданской службе Алтайского края. В соответствии с постановлением Администрации края от 26.09.2006 N 394 "О формировании кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы Алтайского края в Администрации края, органах исполнительной власти Алтайского края" к настоящему времени в системе органов исполнительной власти Алтайского края завершена работа по формированию на конкурсной основе кадрового резерва. Правовыми актами государственных органов края утверждены списки кадрового резерва сроком на 3 года. В частности, распоряжением Администрации края от 25.05.2007 N 117-к утвержден список кадрового резерва для замещения должностей государственной гражданской службы главной, ведущей и старшей групп в Администрации края, включающий в себя 136 человек. В списки кадрового резерва иных органов исполнительной власти Алтайского края включены 434 человека.
Особое значение в деле обеспечения административной реформы имеют переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по направлениям административной реформы. Так, в 2007 - 2008 учебном году повышение квалификации государственных и муниципальных служащих осуществляется по следующим темам: "Реализация органами местного самоуправления полномочий в сфере имущественных и земельных отношений", "Государственное регулирование экономики в современных условиях", "Социальная защита населения в условиях реформирования местного самоуправления", "Организационно-правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления и муниципальной службы", "Социально-психологические аспекты профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих", "Документационное обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, информационные системы и технологии в управлении, работа с обращениями граждан", "Проблемы развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры в современных условиях", "Управление социально-экономическим развитием муниципального образования", "Жилищно-коммунальная реформа и местное самоуправление", "Организационно-правовые и финансово-экономические основы деятельности органов ЗАГС", "Реформа местного самоуправления и совершенствование управления архивным делом", "Проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования социально-трудовых отношений и пути их решения", "Экология и управление природопользованием в муниципальных образованиях", "Управление в сфере образования в условиях реформирования местного самоуправления".
Услуги по получению гражданскими и муниципальными служащими дополнительного образования оказываются образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию и лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности. Необходимые конкурсные процедуры по определению конкретных образовательных учреждений-поставщиков указанных образовательных услуг были проведены дважды - в 2006 и 2007 годах.