Комментарий к Таможенному Кодексу Таможенного Союза ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года (постатейный)
1. Основной целью принятия нормативного акта любого уровня выступает необходимость урегулирования, упорядочения отдельных видов правоотношений. Поскольку в большинстве случаев принятие нормативного акта инициируется государством или его субъектами, муниципальным образованием, то по своей сути такой документ олицетворяет воздействие государства на субъектов общественных отношений с целью их упорядочения. В этой связи правовое регулирование принято рассматривать как целенаправленное воздействие государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание. Однако, применительно к комментируемому акту подобное понимание правового регулирования по большей части является условным, поскольку субъектом регулирования выступает не одно государство, а объединение ряда государств. В этой связи понятие "правовое регулирование" следует рассматривать с точки зрения расширительного толкования применительно к международной деятельности.
В то же время следует заметить, что положения данной статьи призваны определить содержание несвойственного для российской правовой системы понятия "правовое регулирование", которое в данном случае рассматривается как одно из направлений государственного воздействия - таможенное регулирование. На соотнесение понятий таможенное и правовое регулирование указывают положения ч.1 комментируемой статьи, рассматривая одно сквозь призму другого. Особенностью реализации целенаправленного воздействия, предусмотренного комментируемой статьей, является его территориальная юрисдикция, т.е. территория, на которую распространяется действие комментируемого кодекса. Таможенное регулирование носит трансграничный характер и охватывает в настоящее время территории России, Казахстана и Белоруссии. Непосредственная территориальная близость указанных государств свидетельствует об их тесном взаимодействии, в том числе торговом и т.п. В этой связи применение единого международного режима ввоза-вывоза товаров зачастую затрудняет реализацию договорных отношений. В сложившейся ситуации членами Таможенного союза были сформированы специальные нормативные предписания, призванные установить специальные правила экономического взаимодействия стран-членов Союза. Следует также заметить, что в настоящее время Таможенный союз является востребованным межгосударственным образованием, которое стремится к расширению на мировой арене. В частности, в 2011 году принято решение о начале процедуры присоединения республики Киргизия к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. В 2013 году внимание к деятельности Союза многократно возросло, ряд государств заявили о намерении присоединиться к Таможенному союзу. В их числе Армения, Сирия, Южная Осетия и ряд иных государств. Формирование специального правового режима призвано упростить взаимодействие государств в части ввоза-вывоза товаров в рамках Евразийского экономического сообщества.
2. Второй особенностью таможенного регулирования в соответствии с комментируемым Кодексом выступает его предмет, т.е. совокупность правоотношений, к которым он применяется. Перечень таких правоотношений регламентирован ч.1 комментируемой статьи и включает в себя отношения, связанные с:
- перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, т.е. ввозом их на таможенную территорию или вывозом с нее. Таким образом, данное понятие охватывает собой как импортные, так и экспортные операции в пределах установленной территории, подпадающей под действие норм комментируемого кодекса;
- перевозкой товаров по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем - данная операция не связана с пересечением границы Таможенного союза, но в то же время может предполагать пересечение Государственной границы государств, входящих в состав Союза. Трансграничный характер правового регулирования норм комментируемого акта предполагает применение специального принципа территориальности - под единой таможенной территорией в данном случае понимается территории государств-членов Союза;
- временным хранением товаров, т.е. размещением их на определенное время на таможенной территории для последующего перемещения или перевозки;
- таможенным декларированием товаров, т.е. заявлением декларантом уполномоченному таможенному органу сведений о товарах, таможенной процедуре, а также иных сведений, предусмотренных комментируемым кодексом для вывоза товаров;
- выпуском и использованием товаров в соответствии с таможенными процедурами, т.е. осуществлением экспортно-импортных операций в отношении определенного перечня товаров;
- проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, т.е. соблюдением процедур, предусмотренных комментируемым кодексом в отношении перемещаемых по территории Таможенного союза товаров;
- властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Данная категория отношений занимает особое место в предмете регулирования комментируемого акта, поскольку направлена на урегулирование правоотношений между поставщиками (перевозчиками) товаров и уполномоченными таможенными органами. Следует также заметить, что все вышеуказанные категории правоотношений, составляющих предмет регулирования комментируемого кодекса, в той или иной степени предполагают участие в них таможенных органов, т.е. могут быть отнесены и к настоящей категории. В этой связи следует акцентировать внимание при исследовании данных правоотношений на вторую сторону правоотношений, которой является собственник товара. Большинство иных категорий предполагает взаимодействие уполномоченного органа с поставщиком или перевозчиком товаров, которые, как правило, не являются собственниками перемещаемых объектов. Тем не менее, собственник товаров выступает в качестве полноправного субъекта правоотношений, регламентируемых комментируемым кодексом, в связи с чем возникает необходимость их правового регулирования.
Поскольку нормы комментируемой статьи призваны определить предмет регулирования комментируемого акта, то их детализация составляет предмет его отдельных правовых предписаний и детально рассматривается в рамках комментария к отдельным правовым нормам.
3. Положения ч.2 комментируемой статьи направлены на разграничение предметов ведения нормативных актов Таможенного союза и внутригосударственных актов, причем данные положения устанавливают нетрадиционный для российской правовой системы подход. Так, по общему правилу, предусмотренному российским законодательством, нормы международного права подлежат применению лишь в случае отсутствия предписания или противоречия между нормами закона и международного акта. В данном случае возникает обратная ситуация: в случае возникновения правового пробела в регулировании таможенных отношений нормативные акты Таможенного союза имеют приоритет и подлежат непосредственному применению. В случае возникновения правового пробела - применяются нормы, установленные государством для урегулирования соответствующих отношений. Возможность применения на территории Таможенного союза внутренних нормативных актов каждого отдельного государства способствует возникновению противоречий между предписаниями отдельных стран-членов Союза. В этой связи возникает необходимость территориального разграничения применения норм отдельных государств: либо только на территории соответствующего государства, либо в отношении поставляемых им товаров и т.п. Однако подобное разграничение юрисдикции нормативных актов комментируемым кодексом не предусмотрено. В рамках ч.2 комментируемой статьи им детализированы лишь временные рамки применения норм внутригосударственного права - до принятия соответствующих предписаний Таможенным союзом, т.е. до устранения выявленного правового пробела. В этой связи можно говорить о том, что члены Союза в случае возникновения конфликта правовых предписаний отдельных стран рассматриваются в качестве единственного источника их урегулирования, поскольку такое противоречие будет существовать до момента принятия ими специальных предписаний в рамках Союза, т.е. до выработки согласованной позиции стран по каждому отдельному случаю отсутствия правовых предписаний.
1. Образование Таможенного союза предполагает реализацию установленных им правовых предписаний на определенной территории. Поскольку сам Союз представляет собой объединение нескольких государств, то и его территория состоит из государственных территорий его членов. Единство требований и правового регулирования предполагает формирование единой таможенной территории в рамках союза. Положения комментируемой статьи призваны регламентировать образование единой территории и основные требования к ней. Единая территория представляет собой территории государств-членов Союза, на которых действуют единые правила ввоза-вывоза товаров, в частности не применяются таможенные пошлины и иные экономические ограничения. Положения ч.1 комментируемой статьи призваны детализировать структуру единой таможенной территории. В ее состав входят территории государств-участников союза, а именно Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.67 Конституции РФ территория РФ включает территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Кроме того, к государственной территории РФ относится континентальный шельф и экономическая зона. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории РФ или на расстоянии 200 миль от берега. Исключительная экономическая зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.
Статья 9 Конституции Республики Беларусь определяет, что территория данного государства является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа. Она включает в себя пространство, определяемое государственной границей, а именно, представляет собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы территории Республики Беларусь - суши, вод, недр и воздушного пространства.
Территория любого государства определяется по нескольким основным элементам:
- сухопутная территория - материк, острова и (в некоторых странах) анклавы - часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега;
- водная территория - бассейны рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ государства, а также территориальных вод, омывающих побережье государства;
- воздушная территория - пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией РФ в пределах высоты до 100 км.
В соответствии с международными нормами и требованиями не являются территорией какого-либо государства открытое море, Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними. Указанное пространство вместе с космическим представляет собой достояние всех народов, а порядок их использования регламентируется нормами международного права.
Кодекс ограничивает единую таможенную территорию лишь территориями государств-участников. Однако, структура Таможенного союза является неоднородной. Так, ряд стран отнесены в настоящее время к категории признанных или частично признанных стран Таможенного союза, в частности, Приднестровская Молдавская Республика, лидер которой заявил о возможности присоединения к Евразийскому таможенному союзу, основанному Россией. К данной же категории относится и Южная Осетия, которая не может быть признана полноправным членом Союза, т.к. её независимость не признаётся Беларусью и Казахстаном. Однако, республика поддерживает дипломатические отношения с Россией и заключила с ней соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере и отмене пошлин во взаимной торговле за исключением пошлин на алкогольную, табачную и сельскохозяйственную продукцию. До момента юридического признания указанных государств членами Таможенного союза они не могут рассматриваться в данном качестве, а соответственно их территория не подпадает под признаки единой таможенной территории. В этой связи единство таможенных требований, установленных комментируемым кодексом, указывает на его реализацию лишь в отношении трех государств, предусмотренных ч.1 комментируемой статьи.
В то же время закон расширительно толкует понятие единой таможенной территории, включая в нее находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Указанные объекты хотя и не являются государственной территорией государств-участников союза, но подпадают под их исключительную юрисдикцию, т.е. указанные страны вправе осуществлять на указанной территории разрешенные виды деятельности. Исключительность юрисдикции стран свидетельствует о возможности распространения на искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты единства таможенной территории, в том числе отмену таможенных пошлин и иных экономических ограничений.
2. Положения ч.2 комментируемой статьи вводят еще одно новое понятие - таможенная граница, рассматривая ее как пределы таможенной территории таможенного союза. В большинстве случаев таможенная граница совпадает с Государственной границей одной из стран-участниц. Равно как и государственная таможенная граница указывает на территориальное окончание действия специального режима - единой таможенной территории, т.е. за пределами таможенной границы действуют все установленные международными требованиями и законодательством отдельных государств экономические ограничения в части ввоза-вывоза товаров с их территории. Таким образом, именно таможенная граница определяет территориально прекращение действия специального таможенного режима, установленного комментируемым кодексом. Фактическое и юридическое значение такой границы свидетельствует о необходимости ее детализации на местности в целях обеспечения законного таможенного режима на приграничной территории. В этой связи положения комментируемой статьи следует применять в совокупности с учетом действия таможенных правил, установленных комментируемым актом.
3. Специальные правила определения таможенной границы предусмотрены ч.3 комментируемой статьи, указывающей на исключительную возможность расширения единой таможенной территории. Основанием для ее расширения выступают международные договоры стран-участниц Таможенного союза. Несмотря на то, что такие договора заключаются не самим союзом, а лишь одним или несколькими его участниками, их международный характер позволяет устанавливать специальный таможенный режим на более широкой территории. В таком случае в качестве таможенной границы может выступать Государственная граница участника международного договора или иная территория, подпадающая под действие международного договора. В частности, специальный таможенный режим реализуется на территории Южной Осетии, которая не является членом Союза, т.к. Казахстан и Белоруссия не признают ее независимость. В то же время Республика поддерживает дипломатические отношения с Россией и заключила с ней соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере и отмене пошлин во взаимной торговле за исключением пошлин на алкогольную, табачную и сельскохозяйственную продукцию, в частности, Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, 31 мая 2013 года Украина заключила меморандум о сотрудничестве с Таможенным союзом и т.п.
________________
http://armenia.kavkaz-uzel.ru/articles/196128/
1. Таможенное законодательство представляет собой совокупность нормативных актов, призванных регулировать правоотношения в рамках Таможенного союза, в том числе в части установления специальных экономических требований в отношении порядка ввоза-вывоза товаров. Основным документом в системе законодательства является комментируемый кодекс - комплексный нормативный акт, призванный урегулировать таможенные отношения стран-участниц Союза. В первую очередь, кодекс призван закрепить единство Союза трех государств, а также констатировать его открытость и готовность к сотрудничеству с иными государствами мирового сообщества. Юридическое значение комментируемого акта сводится к нормативному закреплению и детализации наиболее важных и значимых вопросов экономического взаимодействия государств - участников, в том числе и порядок совершения ими экспортно-импортных операций в рамках Таможенного Союза. Однако, как и большинство нормативных актов законодательного характера, Кодекс регламентирует наиболее важные и значимые вопросы таможенного взаимодействия, которые нередко имеют общее выражение в нормах кодекса и требуют дальнейшей детализации.
2. Регулирование отдельных аспектов взаимоотношений осуществляется участниками Союза в рамках международных договоров. Условно всю совокупность заключенных международных договоров можно разделить на две основные части: международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС, а также договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза.
В состав первой категории договоров входят такие документы, как:
- Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Астана, 05.07.2010);
- Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза (Астана, 05.07.2010);
Вторая категория включает такие международные соглашения стран-участниц Союза, как:
- Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009;
- Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009;
Таким образом, договоры ЕврАзЭС призваны регламентировать отдельные категории правоотношений, а вторая группа договоров призвана устранить выявленные правовые пробелы и закрепить нормативное регулирование тех правоотношений, которые не нашли надлежащей регламентации в рамках иных нормативных актов, в том числе установить специальные правила, например, ветеринарно-санитарные и т.п.
3. Источником правового регулирования в рамках Таможенного союза выступают и решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, принимаемые в соответствии с комментируемым Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза. Следует отметить, что в соответствии с Договором от 18.11.2011 Комиссия Таможенного союза упразднена со 2 февраля 2012 года, ее полномочия переданы Евразийской экономической Комиссии. В настоящее время деятельность Комиссии в большинстве своем направлена на установление и закрепление таможенно-тарифного регулирования как общего характера, так и в отношении отдельных видов товаров. Например, общее регулирование осуществляется в рамках Решения N 130 Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". В то же время были установлены специальные требования в отношении экспорта-импорта сахара, которые реализованы в рамках Решения N 131 Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 "О тарифном регулировании импорта сахара в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества".
4. Любая правовая норма действует в течение определенного периода времени на определенной территории, в отношении определенного круга лиц. По общему правилу действие любого нормативного акта ограничивается территорией субъекта, его принявшего. Комментируемый кодекс не является исключением из общего правила, и поскольку принят он в рамках Таможенного союза, то и применение его осуществляется на территории союза, т.е. в пределах таможенных границ. При этом не следует забывать, что комментируемый кодекс предусматривает возможность применения к правоотношениям, составляющим предмет его регулирования, и норм государств-участников союза, их нормативных актов. Указанное правило действует в случае отсутствия специальных предписания в рамках комментируемого кодекса и иных нормативных актов Таможенного союза. Положения ч.2 комментируемой статьи декларируют использование общего принципа применения нормативных актов - в пределах территории государства, принявшего соответствующий нормативный акт. Таким образом, каждое государство строит свои взаимоотношения при отсутствии предписания в рамках союза на основе собственных нормативных актов.
5. Правовое регулирование правоотношений, составляющих предмет комментируемого кодекса, носит комплексный характер, в связи с чем положения ч.3 комментируемой статьи призваны детализировать комплекс правовых предписаний, регламентирующих указанные правоотношения. В частности, таможенное регулирование осуществляется как нормами Таможенного союза, так и положениями нормативных актов государств-участников союза. Так, к компетенции союза относится таможенно-тарифное регулирование, в большинстве своем реализуемое Евразийской экономической Комиссией в рамках принимаемых ею решений, запреты и ограничения, устанавливаемые союзом, например, по видам разрешенных к ввозу товаров и т.п. Ряд вопросов в силу прямого предписания комментируемого кодекса отнесен к компетенции стран-участниц союза, в частности, нормами внутригосударственных актов регламентируются вопросы в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов. Однако, такое регулирование осуществляется по остаточному принципу - если нет специальных предписаний комментируемого кодекса или международных договоров. Наличие специальных правил в рамках союза не допускает возможности применения нормативных актов государств-участников, а соответственно требует от них неукоснительного соблюдения и исполнения международных предписаний.
6. Особое место в системе предписаний комментируемой статьи занимают положения ч.4, призванные определить нормативно-правовую базу применения мер ответственности за нарушение установленных союзом требований. Меры ответственности также предполагают применение всего комплекса норм правового регулирования, причем кодекс в данном случае конкретизирует специальные виды норм, подлежащих применению в данном случае. В их состав входит непосредственно таможенное законодательство таможенного союза, а также нормы, регламентирующие отдельные аспекты деятельности, в частности:
- меры таможенно-тарифного регулирования;
- запреты и ограничения;