Комментарий к Федеральному закону от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (постатейный)

С учетом новейших подзаконных актов

Комментарий к статье 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


Кровь - это жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе человека и животных и осуществляющая в организме транспорт химических веществ (в том числе кислорода), благодаря которому происходит интеграция биохимических процессов, протекающих в различных клетках и межклеточных пространствах, в единую систему.

Клетки крови недолговечны. Так, эритроциты живут около четырех месяцев, моноциты - три дня, эозинофилы - всего несколько часов. Однако их численность не уменьшается, несмотря на то, что клетки, циркулирующие в крови, утрачивают способность к делению. В таких быстро обновляющихся клеточных системах, как кровь, присутствуют малодифференцированные (т.е. практически одного типа) стволовые клетки.

Важной составляющей здравоохранения является донорство крови (от лат. donare - "дарить") и (или) ее компонентов - добровольная сдача крови и (или) ее компонентов донорами, а также мероприятия, направленные на организацию и обеспечение безопасности заготовки крови и ее компонентов. Кровь, взятая от донора (донорская кровь), используется в научно-исследовательских и образовательных целях; в производстве компонентов крови, лекарственных средств и медицинских изделий.

Донорство подразделяется на следующие виды: донорство крови, донорство плазмы, в том числе иммунной, донорство клеток крови. В зависимости от периодичности сдачи крови и ее компонентов доноры подразделяются на следующие категории: активные (кадровые) доноры, имеющие три и более крово(плазмо, цито)дач в году, и доноры резерва, имеющие менее трех крово(плазмо, цито)дач в году.

Организация заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов обеспечивает оказание трансфузиологической (переливание крови и ее компонентов) помощи в мирное время и при различных чрезвычайных ситуациях, что имеет общегосударственный стратегический характер, затрагивающий вопросы безопасности страны.

Действующий (до 1 января 2013 года) Закон РФ от 9 июня 1993 года N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" не в полной мере регулирует существующие правоотношения в сфере донорства крови. За рамками его норм остаются положения, касающиеся современных достижений трансфузиологии, а также международных стандартов в области донорства крови, выработанных в том числе в рамках Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

________________

Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - N 28. - Ст.1064.


Кроме того, можно отметить, что сложности социально-экономического характера, наблюдавшиеся в 90-е годы в стране, имели негативные последствия для развития отечественной службы крови. Отсутствие адекватного финансирования привело к тому, что материально-техническая база большинства учреждений службы крови оказалась морально и физически изношенной, что существенно сдерживало внедрение в практику современных мировых и отечественных технологий по обеспечению безопасности и эффективности гемотрансфузионной терапии.

В 2010 года в Российской Федерации функционировало 135 станций переливания крови и центров крови, 446 отделений переливания крови и 88 больниц, заготавливающих кровь. В 2010 году 11 станций переливания крови было закрыто или трансформировано в филиалы региональных станций переливания крови.

На этом фоне с каждым годом снижается число доноров крови и ее компонентов. Общее число доноров в 2010 году по сравнению с 2009 года снизилось на 8,1% (155514 человек), уменьшилось число платных на 11% (18548 человек) и безвозмездных доноров на 7,9% (136966 человек), а также количество первичных доноров на 10,5% (75731 человек).

А между тем потребность учреждений здравоохранения в компонентах и препаратах крови растет из года в год, что связано с увеличением количества оперативных вмешательств, лечебных манипуляций. Кроме того, важность донорства подтверждается и тем, что кровь требуется пострадавшим от ожогов и травм, при проведении сложных операций, при тяжелых родах, а больным гемофилией и анемией - для поддержания жизни. Кровь также жизненно необходима онкологическим больным при химиотерапии.

Мировая практика свидетельствует, что 3-4% населения страны (4,3-5,7 млн.человек) должно регулярно давать кровь для обеспечения нужд здравоохранения и поддержания стратегических запасов на случаи чрезвычайных ситуаций и военного времени. Однако исходя из того, что дети и лица старше 60-65 лет не могут быть донорами, количество лиц, сдающих кровь, должно быть выше 10-20% (14,2-28,5 млн.человек). Таким образом, число доноров крови и ее компонентов в Российской Федерации должно быть увеличено в 8-10 раз.

Все перечисленные факторы оказывают влияние на увеличение потребности нашей медицины в донорской крови.

Для решения вопросов развития службы крови в рамках национального приоритетного проекта "Здоровье" с 2008 года реализуется программа, направленная на совершенствование и модернизацию материально-технической базы федеральных государственных учреждений, государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, осуществляющих заготовку, переработку и хранение донорской крови и ее компонентов.

За счет средств федерального бюджета приобретается технологическое и компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением, которое передается в собственность субъектов Российской Федерации и ряда федеральных учреждений, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов.

Материальная поддержка станций переливания крови путем финансирования и покупки новой аппаратуры дала свои положительные результаты: рост объемов плазмы, полученной с помощью аппаратного плазмафереза, увеличение производства ряда компонентов крови, иммуноглобулинов. Увеличилось число доноров клеток крови по сравнению с 2009 года на 50,4% (9981 человек).

Между тем проводимых на федеральном уровне мероприятий становится явно недостаточно в условиях постоянно растущих потребностей в донорской крови, получение которой в необходимом объеме требует использования адекватных инструментов, в том числе нормативного характера, учитывая, что в концепции развития системы здравоохранения по этому вопросу не было четкой позиции.

________________

См.: Мохов А.А. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года и ее правовое обеспечение // Российская юстиция. - 2011. - N 8. - С.48-50.


Попытка решения обозначенных проблем нашла отражение во вновь принятом 20 июля 2012 года Федеральном законе N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (далее - Закон, Закон N 125-ФЗ).

________________

СЗ РФ. - 2012. - N 30. - Ст.4176.


Стоит отметить, что данный нормативный акт в соответствии с примерной программой законопроектной работы Государственной Думы (утв.постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13 января 2012 года N 16-6 ГД) находился в части первоочередных законопроектов, подлежащих рассмотрению в период весенней сессии 2012 года, что также подтверждает насущную его потребность на современном этапе.

________________

СЗ РФ. - 2012. - N 4. - Ст.459.


Комментируемый Закон принят в целях совершенствования нормативного правового регулирования в области донорства крови и ее компонентов и выработки единых подходов к организации заготовки, переработки, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, а также устранения имеющихся пробелов в нормативном правовом регулировании в этой области.

Предмет регулирования Закона устанавливает правовые, экономические и социальные основы развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации в целях организации заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и ее компонентов. Кроме того, в предмет нормативного акта органично включены вопросы организации заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и ее компонентов, обеспечения ее безопасности и клинического использования. Попутно с организационными вопросами нормы комментируемого акта также направлены на обеспечение охраны здоровья доноров крови и ее компонентов, реципиентов и защиты их прав.

Среди основных правовых новаций, нашедших отражение в положениях нормативного акта, стоит обратить внимание на обширный актуализированный терминологический аппарат в области донорства крови, установление принципов донорства крови, особенностей ее оборота, обеспечения безопасности доноров и реципиентов, мер социальной поддержки доноров.

Кроме того, благодаря введенным в Закон содержательным элементам создается единая база данных по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов. Функции по созданию и ведению базы данных донорства крови и ее компонентов осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на его содержание на соответствующий финансовый год.

Комментарий к статье 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Комментируемая статья посвящена основным понятиям, которые использует Закон N 125-ФЗ для реализации положений своих норм.

Как показывает практика использования нормативных актов в сфере здравоохранения, наибольшие затруднения для экспертов, ученых и правоприменителей представляют вопросы понимания и использования положений федеральных законов об охране здоровья граждан.

Большинство правоприменителей сталкиваются со значительными трудностями при использовании положений закона вследствие пробелов и противоречий в федеральном законодательстве, в том числе из-за наличия нормативных предписаний, допускающих неоднозначные толкования.

Определение основных понятий в области здравоохранения является традиционным для нормативных актов государств - участников ЕврАзЭС о медицинской помощи, превосходящих по уровню юридической техники соответствующие акты РФ. Отечественное законодательство только начинает воспринимать международный опыт, постепенно адаптируя его в нормативных актах.

Как отмечено выше, появление категориального аппарата является новеллой и одновременно значительным шагом вперед по сравнению с нормами Закона N 5241-1, в котором соответствующие положения отсутствуют. Следует отметить, что наличие в законодательстве терминов, применяемых для целей нормативного акта, значительно упрощает его применение в рамках толкования отдельных норм и положений.

Учитывая важность сферы донорства для охраны здоровья граждан, правильное толкование соответствующих понятий будет способствовать единой правоприменительной практике с учетом специфичности области регулирования.

Как следует из содержания комментируемой статьи, законодатель отнес к области донорства крови и ее компонентов целый ряд ключевых понятий законодательства о здравоохранении, которые находят свое дефинитивное определение.

1. Донация крови и (или) ее компонентов (донация). Донация (англ. donation - "дарение") для целей комментируемого Закона понимается как процесс взятия донорской крови и (или) ее компонентов. Фактически речь идет о процедуре сдачи крови человеком. Однако прежде чем человек совершит донацию, он должен пройти так называемый путь донора - от регистратуры до донорского зала. Весь процесс донации можно разбить на несколько этапов.

1. Заполнение в регистратуре медицинского учреждения специальной анкеты, где указываются необходимые сведения о состоянии здоровья и образе жизни донора.

2. Сдача донором анализа крови из пальца в лаборатории в целях определения уровня гемоглобина, а также других факторов крови. От результатов этого анализа зависит, сможет ли человек в этот день стать донором.

3. Осмотр донора врачом, а также получение личной информации о доноре (анкеты, здоровье, образ жизни, привычки). На полученную от донора информацию распространяется сила врачебной тайны. Врач принимает решение о допуске к сдаче крови.

В зависимости от перенесенных заболеваний, операций, процедур человек не допускается к сдаче крови временно (временное противопоказание) или постоянно (абсолютное противопоказание). Временное противопоказание подразумевает, что должно пройти определенное время после процедуры, операции, выздоровления, прежде чем человек может сдать кровь. Абсолютное противопоказание предполагает, что человек не будет допущен к сдаче крови независимо от того, сколько времени прошло после его выздоровления. Примерами болезней, приводящих к абсолютному противопоказанию (постоянному отводу от донорства) являются гепатит, желтуха, сифилис, псориаз, экзема и прочие нейродермиты. К временному противопоказанию (временному отводу от донорства) приводит, например, нанесение татуировок или прокалывание ушей, прививки (на срок от десяти дней до одного года).

4. Непосредственно перед процедурой сдачи крови донор должен получить для организма необходимые питательные вещества (например, для баланса жидкости в организме рекомендуется больше пить, например сок или некрепкий чай с печеньем или булочкой).

5. Непосредственно процедура донорства, осуществляемая в максимально комфортных для донора условиях, в специальном донорском кресле. Современное оборудование позволяет сразу в ходе донации брать необходимые компоненты. Сдача клеток крови и плазмы занимает больше времени (сдача плазмы - около 30 минут, сдача тромбоцитов - до 1,5 часа).

6. После донации каждому донору выдается справка, которая дает право на два оплаченных дня отдыха. Также донор получает обед или компенсацию на питание - после сдачи крови или ее компонентов необходимо восстановить силы.

2. Донор крови и (или) ее компонентов (донор). Содержательно категория "донор" распадается на две составляющие части. Для получения статуса донора человек должен: 1) пройти медицинское обследование; 2) сдать кровь и (или) ее компоненты. Кроме того, как следует из определения, в основе донорства лежит принцип добровольности. Соответственно статус донора приобретает человек, который принял решение о сдачи крови самостоятельно, без какого-либо вмешательства извне.


Важной составляющей для подтверждения статуса донора является процедура медицинского обследования лица на предмет возможности сдачи крови. Порядок проведения такого медицинского обследования утвержден приказом Минздрава РФ от 14 сентября 2001 года N 364, в котором последовательно раскрыт его механизм (см. комментарий к ст.13 Закона). Более конкретные требования к донору определены в ст.14 комментируемого Закона.

________________

Приказ Минздрава РФ от 14 сентября 2001 года N 364 (ред. от 6 июня 2008 года) "Об утверждении Порядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов" // БНА ФОИВ. - 2001. - N 46. - 12 ноября.

3. Донорская кровь. Это кровь, взятая от донора. При этом закреплен строго очерченный круг направлений использования донорской крови, что свидетельствует о ее целевом назначении. Такая кровь может быть предназначена для клинического использования, производства компонентов крови, лекарственных средств и медицинских изделий, а также для использования в научно-исследовательских и образовательных целях.

4. Донорская функция включает в себя две составляющие: 1) добровольное прохождение донором медицинского обследования и 2) саму донацию.

5. Донорство крови и (или) ее компонентов представляет собой комплексный организационный механизм. Во-первых, донорство понимается как непосредственно добровольная сдача крови и (или) ее компонентов донорами. Подразумевает забор крови, которая далее ресуспендируется в специальном консервирующем растворе, разделяется на компоненты, переливается или перерабатывается. Во-вторых, помимо только собственно донации донорство также предполагает мероприятия, направленные на организацию и обеспечение безопасности заготовки крови и ее компонентов. Сюда можно отнести также вирусную безопасность донорской крови и ее компонентов, которая является одной из основных в службе крови. Ее решение позволяет обезопасить пациента от возможного заражения вирусными инфекциями: ВИЧ, гепатиты В и С и др. Учитывая важность этой проблемы, в службах крови разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на предотвращение передачи инфекционных заболеваний при переливании крови. К ним относятся методы карантинизации и вирусной инактивации плазмы.

6. Заготовка донорской крови и (или) ее компонентов для целей комментируемого Закона также представляет собой органичный комплекс мероприятий. Сюда отнесены совокупность видов медицинского обследования донора, а также донация, процедуры исследования и переработки донорской крови и (или) ее компонентов.


Исследование донорской крови осуществляется после кроводачи. Чтобы обеспечить безопасное переливание крови пациенту, кровь исследуется на наличие вирусов, при этом одновременно определяют: группу крови по ABO, Rh- и Kell-системам; поверхностный антиген вируса гепатита В (HbsAg); антиген вируса гепатита С (HCVAg); антитела вируса гепатита С(Anti-HCV); антиген ВИЧ (HIV1-Ag); антитела ВИЧ (Anti-HTV1, 2): возбудители сифилиса.

Переработке подлежит консервированная цельная донорская кровь, посредством чего получают компоненты крови.

7. Клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов представляет собой прежде всего медицинскую деятельность. Медицинская деятельность с точки зрения законодательства о здравоохранении - это профессиональная деятельность. Это, в частности, означает, что такую деятельность осуществляют профессионалы - медицинские работники, имеющие соответствующую квалификацию.


Применительно к положениям комментируемого Закона специфика данной деятельности связана с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов реципиенту в лечебных целях. Кроме того, в содержание такой деятельности включается создание запасов донорской крови и (или) ее компонентов.

8. Компоненты донорской крови. Как следует из определения, компоненты донорской крови - это ее составляющие части (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, плазма, криопреципитат). Данные компоненты могут быть взяты непосредственно от донора или произведены различными методами из крови донора.


Эритроциты (красные кровяные тельца) - клетки крови человека, основной функцией которых является перенос кислорода от органов дыхания ко всем клеткам тела. Вместе с тем эритроциты принимают участие и в удалении из тканей углекислого газа.

Лейкоциты - белые кровяные клетки, которые борются с инфекциями и являются частью защитной системы организма. Переливание лейкоцитов осуществляется пациентам, страдающим от угрожающих жизни инфекционных заболеваний.

Тромбоциты - это клетки крови, останавливающие кровотечение. В их переливании нуждаются люди, страдающие онкологическими заболеваниями.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs