Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПРИКАЗ

от 5 сентября 2013 года N 1047

Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

(с изменениями на 14 августа 2015 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 августа 2016 года на основании
приказа Минобрнауки России от 18 июля 2016 года N 870
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559 (Российская газета, N 25/1, 09.02.2015, (специальный выпуск));

приказом Минобрнауки России от 14 августа 2015 года N 825 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.09.2015, N 0001201509030028).

____________________________________________________________________


В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 11 января 2007 года N 5 "Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции "Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2007 года, регистрационный N 8806);

от 26 февраля 2007 года N 69 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции "Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию", утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 года N 5" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 года, регистрационный N 9076);

от 23 апреля 2010 года N 428 "Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2010 года, регистрационный N 17623).

Министр
Д.Ливанов


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

18 октября 2013 года,

регистрационный N 30213

     

Приложение

Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

(с изменениями на 14 августа 2015 года)

1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - соответственно Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:

структуру федерального перечня учебников;

основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

форму экспертного заключения;

основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

2. Федеральный перечень учебников состоит из 3 частей:

1 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2 часть - учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3 часть - учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Каждая часть состоит из 3 разделов:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей. Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников. В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:

порядковый номер учебника;

наименование учебника;

класс;

автор/авторский коллектив;

наименование издателя(ей) учебника;

адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);

язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.

3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559. - См. предыдущую редакцию)

а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;

б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559. - См. предыдущую редакцию)

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания;

г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.

(Подпункт дополнительно включен с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559)

4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (далее - учебник).

5. Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица обладающего правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее - заказчик экспертизы).

6. Заказчик научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.

Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559. - См. предыдущую редакцию)

7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559. - См. предыдущую редакцию)

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559. - См. предыдущую редакцию)

Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.

10. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.

13. К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.

В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559. - См. предыдущую редакцию)

________________

Не является обязательным требованием.

14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559. - См. предыдущую редакцию)

15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее - эксперты). При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

При педагогической и общественных экспертизах электронной формы учебника дополнительно привлекаются эксперты, имеющие опыт разработки учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, учебно-обучающих программ или других электронных образовательных ресурсов.

(Абзац дополнительно включен с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559)

Экспертная организация должна обладать кадровыми и материально-техническими ресурсами для проведения экспертиз.

(Абзац дополнительно включен с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559)

16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям NN 1-5 к Порядку.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559. - См. предыдущую редакцию)

17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

17.1. При научной (научной историко-культурной для учебников истории России) экспертизе о том, что:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 февраля 2015 года приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 года N 1559. - См. предыдущую редакцию)

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) соответствующего уровня общего образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»