(Москва, 11 декабря 2012 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратила силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
Программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда (МОТ) на 2013-2016 годы является продолжением предшествующих программ сотрудничества, с учетом новых условий, сложившихся в результате последствий мирового финансового и экономического кризиса, послекризисного восстановления экономики и влияния глобализации рынка труда.
Настоящая Программа исходит, с одной стороны, из основных целей и приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в реализации которых равным образом заинтересованы Правительство Российской Федерации, общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, и, с другой стороны, из стратегической концепции МОТ по продвижению достойного труда. Приоритеты Программы и направления сотрудничества полностью отражают неразрывный, взаимозависимый и взаимодополняемый характер стратегических задач МОТ, в соответствии с Декларацией МОТ 2008 года о социальной справедливости в целях справедливой глобализации.
Программа сотрудничества базируется на членстве Российской Федерации в МОТ и подготовлена с учетом Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о Бюро Международной организации труда в Москве, подписанном 5 сентября 1997 года, и определяет главные направления совместной деятельности, проводимой МОТ и ее трехсторонними партнерами в Российской Федерации в 2013-2016 годах.
Основная цель Программы - содействие дальнейшему развитию социально-трудовых отношений в Российской Федерации в направлении достижения достойного труда путем концентрации усилий в таких областях, как расширение занятости, социальная защита, оплата и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы и права в сфере труда, социальный диалог.
Российская Федерация придает большое значение сотрудничеству с МОТ и полностью поддерживает основные программные положения и практические подходы МОТ в сфере повышения качества жизни, определяющие достойный труд как важную цель для действий на национальном уровне. Основные положения Глобального пакта о рабочих местах - в частности, поддержание уровня занятости и недопущение разрушительных последствий снижения заработной платы и ухудшения условий труда, увеличение социальных расходов как меры опережающего воздействия на кризис - были приняты за основу при разработке и реализации антикризисных мер, с тем чтобы максимально приблизить и облегчить выход из кризиса.
Выступая на 100-й сессии Международной конференции труда в июне 2011 года в Женеве, В.В.Путин, занимавший в то время пост Председателя Правительства Российской Федерации, отметил важнейшую роль МОТ на мировой арене, уникальность и эффективность ее трехстороннего формата: "В разных политических ситуациях, в периоды экономических спадов и экономических подъемов МОТ последовательно отстаивала интересы трудящихся, их права на достойные, безопасные условия работы, на надежные гарантии социальной защиты... Именно конструктивный социальный диалог позволил МОТ выйти на оптимальные и взвешенные инициативы в ходе глобального финансово-экономического кризиса 2009 и 2010 годов, когда международное сообщество столкнулось с действительно серьезным вызовом."
Новой формой сотрудничества Российской Федерации и МОТ является финансируемое российской стороной партнерство в области применения Стратегии стран Группы двадцати "Квалифицированная рабочая сила - основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста". Эта Стратегия профессиональной подготовки была разработана МОТ и при финансовой и технической поддержке Российской Федерации будет реализована в ряде стран в целях удовлетворения их потребности в высококвалифицированных кадрах.
Программа создает благоприятные предпосылки для развития субрегионального диалога по важнейшим вопросам социально-трудовых отношений, что совпадает со сферой деятельности Группы технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии.
В условиях замедления роста глобальной экономики в результате мирового финансового и экономического кризиса Российская Федерация продолжает принимать активные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, обеспечения его гибкости и сбалансированности, предоставление социальных гарантий и защиту трудовых прав граждан. Максимальный учет социального фактора в реализации антикризисной Программы позволил Российской Федерации стабилизировать ситуацию и выйти на докризисный уровень по основным индикаторам рынка труда.
Международный валютный фонд (МВФ) отмечает восстановление российской экономики после кризиса 2008-2009 годов, в частности устранение разрыва между фактическим и потенциальным объемом производства. По оценкам МВФ, в прошлом году в Российской Федерации продолжался экономический подъем, и темпы роста составили 4,3%. Рост ВВП в 2012 и 2013 годах прогнозируется на уровне примерно 3,7-3,8%*.
_______________
* http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2012/car080312a.htm
По данным Росстата, численность экономически активного населения в Российской Федерации в среднем за 2011 год составила 75,8 млн. человек, при этом численность занятых в различных секторах экономики достигла 70,7 млн. человек*. В III квартале 2012 года аналогичные показатели составили 76,3 млн. человек и 73,3 млн. человек (или около 54% от общей численности населения). Удельный вес женщин в численности занятого населения составил 49,1%.
_______________
* http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population /wages/#
Уровень занятости населения в сентябре 2012 года достиг 65,1%*, что превышает средний уровень занятости развитых стран и стран - членов ЕС (по оценкам МОТ, 54,8% в 2012 году**). Уровень занятости среди мужчин - 70,7%, среди женщин - 60,2%).
_______________
* http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/d09/3-2.htm
** ILO-Trends Econometric Models, July 2012.
Принятые в 2010 и 2011 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения. Общая численность безработных граждан снизилась на 11% (с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5% от численности экономически активного населения в 2010 году до 6,6% в 2011 году и в сентябре 2012 года составил 5,3%*. Доля женщин среди безработных составила 46,1%. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет составил 13,1%, что превышает в 3 раза уровень безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет.
_______________
* http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/229.htm
Некоторые группы населения являются наименее конкурентоспособными на рынке труда - например, женщины, имеющие малолетних детей, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы), многодетные родители, граждане с ограниченными возможностями, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов.
В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В настоящее время готовится законопроект, предусматривающий приведение норм российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции. В соответствии с Государственной программой "Доступная среда" на 2011-2015 годы, субъекты Российской Федерации разрабатывают региональные программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в наиболее важных сферах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. Государство оказывает поддержку общественным организациям инвалидов, в том числе в форме субсидий из федерального бюджета, в реализации программ содействия трудоустройству инвалидов на рынке труда, созданию и обеспечению доступности рабочих мест.
Несмотря на относительно благополучное положение на рынке труда в целом по России, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, где этот показатель в 1,5 и более раза превышает среднее значение по РФ. Одна из причин сохранения локализации региональных рынков труда - низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию трудовых ресурсов.
В то же время вызывают беспокойство некоторые социальные показатели. Уровень жизни большой части населения находится ниже прожиточного минимума*, увеличивается разрыв доходов между самыми богатыми и самыми бедными гражданами**, низкий уровень зарплат приводит к большому числу так называемых работающих бедных. Присутствует значительная региональная дифференциация по уровню жизни. Эта ситуация во многом осложняется финансовым и экономическим кризисом, но она также отражает имеющиеся структурные проблемы, а именно - неравномерное распределение результатов экономического роста.
_______________
* По данным Росстата, за девять месяцев 2012 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 12,5% (в сравнении с почти 15% в 2011 году). По другим оценкам этот показатель значительно выше (более 50% населения, по данным Всероссийского центра изучения уровня жизни).
** По данным Росстата, соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами по итогам 2011 года составил 16,3 раза.
Вступление России в ВТО в августе 2012 года стало важным шагом на пути к дальнейшей интеграции в мировую экономику. Это будет способствовать увеличению объема инвестиций и торговли и откроет для России новые рынки. В то же время Россия столкнется с жесткой конкуренцией на мировом рынке, что может привести к сокращению объемов внутреннего производства и потере доходов многих россиян. Сегодня на первый план выходят проблемы, связанные с необходимостью модернизации российской экономики, повышением производительности и обеспечением конкурентоспособных товаров и услуг.
В течение 2013-2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назревает необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.
Переход от товарно-сырьевого к инновационному и социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала России. Значительную роль в этом играет решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Необходимо провести модернизацию профессиональных образовательных программ с учетом потребностей рынка труда. Национальная система квалификаций станет основой для обучения работников с учетом требований рынка труда, а также будет способствовать лучшей расстановке и использованию кадров на производстве, включая бюджетный сектор экономики.
В настоящее время принята Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения на 2013-2020 годы", основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию эффективно функционирующего рынка труда и обеспечению социальной стабильности в обществе. Важнейшими задачами Программы также являются: удовлетворение спроса на квалифицированную рабочую силу - как за счет внутренних ресурсов, так и за счет внешней трудовой миграции, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка, обеспечение сохранения здоровья работников путем улучшения условий труда.
Привлечение в реальный сектор экономики квалифицированных рабочих кадров требует создания комфортных и безопасных рабочих мест, отвечающих современным стандартам охраны и безопасности труда. По данным Росстата, растет удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Если в 2008 году этот показатель составлял 39,1%, то в 2010 году повысился до 42,5%*. Современное состояние условий труда и системы управления охраной труда создают ограничения для развития инновационной экономики.
_______________
* http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/dl/06-01.htm
За последние годы Россией были предприняты серьезные шаги на пути модернизации национальной системы охраны труда и совершенствованию работы трудовой инспекции. В 2010-2012 годах Россия ратифицировала рамочную Конвенцию МОТ 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187), а также Конвенцию 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий (N 174). В 2011 году был внесен ряд изменений в Трудовой кодекс РФ, касающихся вопросов управления профессиональными рисками. Это послужило отправной точкой для перехода от компенсационной модели управления охраной труда и выплат за вредные условия труда на современную систему управления профессиональными рисками, позволяющую реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда. Эти меры позволят обеспечить сохранение жизни и здоровья работников на производстве, будут способствовать улучшению демографической ситуации в стране.
Были апробированы системы управления охраной и безопасностью труда и современные системы оценки рисков, имеющие большое значение. Роструд стал инициатором создания Регионального альянса инспекций труда для стран СНГ и Монголии. Этот важнейший форум будет использоваться для поддержки инспекций труда в других странах. Совместно с Международной ассоциацией инспекций труда, Россия становится ведущей страной, поддерживающей развитие инспекций труда в странах региона.
В сфере социального обеспечения особое внимание уделяется повышению эффективности пенсионной системы и системы защиты от безработицы, которые могли бы гарантировать достойную жизнь в пожилом возрасте и при потере работы. Основные направления проводимой в настоящее время пенсионной реформы отражены в новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Реформы пенсионной системы и системы защиты от безработицы требуют соблюдения международных трудовых норм и эффективного сотрудничества правительства, объединений работников и работодателей.
Охрана материнства - это еще одна тема, которой уделяется особое внимание для решения проблем, связанных с изменившимися демографическими тенденциями, а также различными социально-экономическими факторами, касающимися женщин репродуктивного возраста. Правительство уже принимает некоторые упреждающие меры, такие как, например, введение материнского (семейного) капитала*.
_______________
* Право на получение материнского (семейного) капитала имеют семьи, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети). Размер материнского капитала в 2012 году составлял 387640 рублей (около 12,400 долл. США).
Модернизация экономики требует роста производительности, что должно отражаться на повышении конкурентоспособности и устойчивости предприятий, а также на повышении оплаты труда*, включая минимальный размер оплаты труда и заработную плату работников бюджетного сектора экономики.
_______________
* По данным Росстата, среднемесячная заработная плата в России в июле 2012 года составила 27219 рублей (примерно 870 долл. США) и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросла на 16,3%. При этом отношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин по обследованным видам экономической деятельности составляет 64,1%.
В настоящее время минимальный размер оплаты труда в России - 4611 руб.*, что составляет 68,7% от прожиточного минимума, несмотря на то, что в Трудовом кодексе Российской Федерации указывается на необходимость поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума и даже выше. Проблема низкой оплаты труда особенно остро стоит для бюджетного сектора, в котором в последнее время появилось большое число работающих бедных, что может привести к вымыванию человеческого капитала и снижению качества услуг в бюджетном секторе.
_______________
* Около 150 долл. США.
Эффективный трехсторонний и двухсторонний социальный диалог должен играть важную роль в совершенствовании системы оплаты труда в России. Прогрессивное реформирование системы оплаты труда обеспечит более тесную связь между экономическим ростом и увеличением прибыли предприятий с ростом оплаты труда. Содействие проведению коллективных переговоров на разных уровнях и наращивание потенциала социальных партнеров должно стать важной составляющей социального диалога по вопросам оплаты труда.
Социальный диалог достаточно эффективно функционирует на национальном уровне в рамках деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и реализации трехсторонних Генеральных соглашений. Последнее Генеральное соглашение заключено на период с 2011 по 2013 год. Все более очевидной становится необходимость укрепления социального диалога на отраслевом, региональном (областном) и территориальном (муниципальном) уровнях.
Залог эффективного социального диалога - это сильные и компетентные социальные партнеры. В настоящее время усилия объединений и профсоюзов, и работодателей должны быть направлены на решение стратегических задач, сохранение и расширение своей членской базы. Важнейшей задачей сегодня остается увеличение представительности социальных партнеров, усиление их институционального и технического потенциала, укрепление компетенций и профессионализма для участия, совместно с правительством, в разработке политики в социально-трудовой сфере. Не менее важным аспектом укрепления социального диалога в России является создание эффективного механизма разрешения трудовых споров, в частности - внесудебного, добровольного, оперативного разрешения трудовых споров и внесения необходимых поправок в законодательство.
В сфере международных стандартов и норм, Российская Федерация ратифицировала 68 конвенций МОТ, включая восемь основополагающих. За последние три года было ратифицировано восемь конвенций, включая Конвенцию 1971 года о представителях трудящихся (N 135), Конвенцию 1981 года о коллективных переговорах (N 154), Конвенцию 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187). Ратифицировав Конвенцию 2006 года о труде в морском судоходстве (N 186), Россия вошла в 30 первых стран, в которых эта важнейшая международная норма вступила в силу. В настоящий момент рассматривается возможность ратификации еще нескольких конвенций в ближайшем будущем, таких как Конвенция 1952 года о минимальных нормах социального обеспечения (N 102) и Конвенция 2000 года об охране материнства (N 183).
В результате плодотворной работы МОТ и партнеров в рамках предыдущей Программы сотрудничества были достигнуты существенные результаты по ряду ключевых направлений, в том числе: ратификация нескольких конвенций МОТ и продвижение рекомендаций; модернизация законодательной базы в сфере охраны труда, внедрение системы управления профессиональными рисками, основанной на достоверной оценке условий труда и опасностей на рабочих местах; апробация методик развития навыков предпринимательства на пилотной основе в одном из регионов РФ; укрепление потенциала социальных партнеров через проведение обучающих программ, семинаров, круглых столов и многие другие результаты.
В процессе консультаций трехсторонними партнерами были согласованы и сформулированы следующие основные приоритеты сотрудничества Российской Федерацией и МОТ на 2013-2016 годы:
- расширение возможностей занятости и создание качественных рабочих мест;
- обеспечение безопасных условий труда и расширение социальной защиты;
- продвижение международных трудовых норм и укрепление социального диалога.
Создание условий для формирования эффективно функционирующего рынка труда, снижение напряженности на рынке труда и развитие полной, продуктивной и стабильной занятости населения являются ключевыми задачами государственной политики занятости. Для решения этих задач особое значение приобретает реформирование профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и обеспечение рынка квалифицированной рабочей силой, в том числе за счет внешней трудовой миграции.
В рамках данной Программы сотрудничества совместные действия трехсторонних партнеров и МОТ будут направлены на достижение следующих основных целей (результатов):
- Модернизация и создание современных качественных рабочих мест в условиях посткризисного развития; развитие профессиональной ориентации, дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;