Официальный перевод на русский язык
КОНВЕНЦИЯ
о предотвращении крупных промышленных аварий
(Конвенция 174)
Ратифицировано
Федеральным законом
от 30 ноября 2011 года N 366-ФЗ
Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 2 июня 1993 года на свою 80-ю сессию,
принимая по внимание соответствующие международные конвенции и рекомендации по труду и, в частности, Конвенцию и Рекомендацию 1981 года о безопасности и гигиене труда, Конвенцию и Рекомендацию 1990 года о химических веществах и подчеркивая необходимость во всеобъемлющем и последовательном подходе,
принимая также во внимание опубликованный в 1991 году Кодекс практических правил МБТ по предотвращению крупных промышленных аварий,
учитывая необходимость в обеспечении принятия всех надлежащих мер для:
а) предотвращения крупных аварий;
b) максимального сокращения риска крупных аварий;
с) максимального ослабления последствий крупных аварий,
принимая во внимание причины таких аварий, в том числе организационные ошибки, человеческий фактор, выход из строя узлов и блоков, отклонение от нормального рабочего режима, внешние обстоятельства и природные силы,
учитывая необходимость в сотрудничестве в рамках Международной программы по химической безопасности между Международной организацией труда, Программой ООН по окружающей среде и Всемирной организацией здравоохранения, а также с другими соответствующими межправительственными организациями, постановив принять ряд предложений, касающихся предотвращения крупных промышленных аварий, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции,
принимает сего двадцать второго дня июня месяца тысяча девятьсот девяносто третьего года следующую конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1993 года о предотвращении крупных промышленных аварий.
Раздел I. Сфера применения и определения
Статья 1
1. Цель настоящей Конвенции состоит в предотвращении крупных аварий, вызываемых опасными веществами, и в ограничении последствий таких аварий.
2. В сферу применения настоящей Конвенции входят объекты повышенной опасности.
3. В сферу применения настоящей Конвенции не входят:
а) ядерные установки и предприятия по переработке радиоактивных веществ, за исключением тех объектов на этих установках и предприятиях, где используются нерадиоактивные вещества;
b) военные объекты;
с) транспорт вне предприятия, кроме трубопроводов.
4. Государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, может после консультаций с представительными организациями заинтересованных предпринимателей и трудящихся и с другими заинтересованными сторонами, которых это может касаться, исключать из сферы применения Конвенции такие объекты или отрасли экономической деятельности, на которых обеспечены равнозначные меры безопасности.
Статья 2
Если возникают особые проблемы существенного характера, вследствие чего становится невозможным немедленное применение всех предупредительных и защитных мер, предусмотренных в настоящей Конвенции, государство-член после консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся и другими заинтересованными сторонами, которых это может касаться, разрабатывает в установленные сроки планы постепенного применения указанных мер.
Статья 3
Для целей настоящей Конвенции -
а) термин "опасное вещество" означает вещество или смесь веществ, которые в силу своих химических, физических или токсикологических свойств сами по себе или в соединении с другими веществами представляют опасность;
b) термин "предельно допустимое количество" означает такое предписываемое национальным законодательством с учетом особых условий количество опасного вещества или категории веществ, которое при его повышении переводит данный объект в разряд объектов повышенной опасности;
с) термин "объект повышенной опасности" означает объект, на котором производится, перерабатывается, загружается или разгружается, используется, размещается или складируется постоянно или временно одно или несколько опасных веществ или категорий веществ в количествах, превышающих предельно допустимые количества;
d) термин "крупная авария" означает внезапное происшествие - такое как крупный выброс, пожар или взрыв, - в ходе эксплуатации объекта повышенной опасности, вызываемое одним или несколькими опасными веществами и приводящее к серьезной как немедленной, так и отложенной опасности для трудящихся, населения или окружающей среды;
e) термин "доклад по безопасности" означает письменный документ, содержащий техническую, административную и оперативную информацию, с указанием факторов повышенного риска и опасностей на объекте повышенной опасности и мер по контролю за ними, в котором дается обоснование мерам, принятым для обеспечения безопасности на объекте;
f) термин "аварийная ситуация" означает всякое внезапное событие, связанное с одним или несколькими опасными веществами, которое могло бы привести к крупной аварии, но чего не произошло вследствие сдерживающих факторов, действий или систем.
Раздел II. Общие принципы
Статья 4
1. В свете национальных законодательства, условий и практики и после консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся и с другими заинтересованными сторонами, которых это может касаться, каждое государство-член разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную национальную политику, направленную на защиту трудящихся, населения и окружающей среды от опасности крупных аварий.
2. Эта политика осуществляется с помощью предупредительных и защитных мер, применяемых на объектах повышенной опасности и, по мере возможности, способствует использованию наиболее безопасной технологии.
Статья 5
1. Компетентный орган или орган, уполномоченный или признанный компетентным органом, разрабатывает после консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся и с другими заинтересованными сторонами, которых это может касаться, систему идентификации объектов повышенной опасности с учетом их определения, данного в статье 3 с), исходя из перечня опасных веществ или категорий опасных веществ, или из того и другого одновременно, с указанием их предельно допустимых количеств, в соответствии с национальным законодательством или международными нормами.
2. Указанная в пункте 1 система регулярно пересматривается и обновляется.
Статья 6
Компетентный орган после консультаций с представительными организациями заинтересованных предпринимателей и трудящихся принимает особое положение об охране конфиденциальной информации, переданной или сообщенной ему в соответствии со статьями 8, 12, 13 или 14, раскрытие которой может нанести ущерб деловым интересам предпринимателя при условии, что принятое положение не ведет к появлению серьезной опасности для трудящихся, населения или окружающей среды.
Раздел III. Ответственность предпринимателей
Идентификация
Статья 7
Предприниматели на основе указанной в статье 5 системы идентифицируют все объекты повышенной опасности, находящиеся в их ведении.
Уведомление
Статья 8
1. Предприниматели уведомляют компетентный орган о любом идентифицированном ими объекте повышенной опасности:
а) в установленные сроки - в случае уже функционирующего объекта;
b) до начала эксплуатации - в случае нового объекта.
2. Предприниматели также уведомляют компетентный орган перед окончательным закрытием каждого объекта повышенной опасности.
Мероприятия на уровне объекта
Статья 9
В отношении каждого объекта повышенной опасности предприниматели создают и обеспечивают функционирование документированной системы контроля за факторами повышенного риска, которая предусматривает:
а) идентификацию и анализ опасностей и оценку факторов риска, включая вероятность возможного взаимодействия между веществами;
b) технические мероприятия, включая проектирование, системы обеспечения безопасности, строительство, выбор химических веществ, эксплуатацию, техническое обслуживание и систематическую инспекцию объекта;
с) организационные мероприятия, включающие профессиональную подготовку и инструктаж персонала, обеспечение оборудованием, гарантирующим его безопасность, уровни обеспеченности персоналом, продолжительность рабочего времени, распределение обязанностей и контроль за работой подрядчиков со стороны и временных работников на объекте:
d) планы действий в аварийных ситуациях и соответствующие процедуры, включающие:
i) подготовку эффективных планов действий на объекте в аварийных ситуациях и соответствующих процедур, включая процедуры оказания срочной медицинской помощи, на случай крупных аварий или угрозы их возникновения, с периодической проверкой и оценкой их эффективности и с их пересмотром в случае необходимости;
ii) предоставление информации о потенциальных авариях и планах действий на объекте в аварийных ситуациях компетентным органам и ведомствам, ответственным за подготовку планов действий в аварийных ситуациях и процедур для защиты населения и окружающей среды вне территории объекта;
iii) проведение любых необходимых консультаций с такими компетентными органами и ведомствами;
е) меры, ограничивающие последствия крупных аварий;
f) консультации с трудящимися и их представителями;
g) совершенствование этой системы, включая меры по сбору информации и анализу аварий и аварийных ситуаций. Полученные в результате этого анализа выводы обсуждаются с трудящимися и их представителями и регистрируются в соответствии с национальными законодательством и практикой.
Доклад по безопасности
Статья 10
1. Каждый предприниматель готовит доклад по безопасности на основе требований статьи 9.
2. Этот доклад готовится:
а) в случае наличия объектов повышенной опасности - после уведомления в сроки, подписанные национальным законодательством;
b) в случае появления нового объекта повышенной опасности - до ввода его в эксплуатацию.
Статья 11
Предприниматели пересматривают, обновляют и вносят изменения в доклады по безопасности:
а) в случае изменений, заметно влияющих на уровень безопасности на объекте или в производственном процессе или в количествах опасных веществ, имеющихся на объекте;
b) если это вызвано развитием технических знаний или появлением новых методов оценки опасности;
с) через интервалы времени, предписываемые национальным законодательством;
d) по требованию компетентного органа.
Статья 12
Предприниматели направляют или предоставляют компетентному органу доклады по безопасности, указанные в статьях 10 и 11.
Отчет об аварии
Статья 13
Предприниматели незамедлительно информируют компетентный орган и другие органы, имеющие соответствующие полномочия, о происшедшей крупной аварии.
Статья 14
1. Предприниматели в установленные сроки после имевшей место крупной аварии предоставляют компетентному органу подробный отчет, содержащий анализ причин аварии с описанием ее последствий на самом объекте и всех практических мер, предпринятых с целью ослабления ее последствий.
2. Отчет включает подробные рекомендации, касающиеся практических мер по предотвращению новой аварии.
Раздел IV. Ответственность компетентных органов
Готовность за пределами объекта
на случай аварийного положения
Статья 15
Компетентный орган с учетом полученной от предпринимателя информации обеспечивает составление, обновление через определенные интервалы и координацию с соответствующими органами и ведомствами планов действий в аварийных ситуациях и соответствующие процедуры, содержащие положения о защите населения и охране окружающей среды вне территории каждого объекта повышенной опасности.
Статья 16
Компетентный орган обеспечивает:
а) распространение информации о мерах безопасности и правильном поведении в случае крупной аварии среди населения, которое может оказаться под воздействием последствий крупной аварии, даже если оно не обращается за получением такой информации, а также обновление этой информации и распространение такой обновленной информации через определенные интервалы;
b) оповещение в случае возникновения крупной аварии в возможно сжатые сроки;
с) если последствия крупной аварии могут приобрести трансграничный характер, то предусмотренная в пунктах а) и b) настоящей статьи информация направляется заинтересованным странам с целью обеспечения сотрудничества и координации.
Размещение объектов повышенной опасности
Статья 17