Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства

Приложение
к приказу
Федерального агентства по
строительству и
жилищно-коммунальному
хозяйству
от 22 мая 2013 года N 180/ГС

     

Методические рекомендации по разработке региональных программ развития жилищного строительства



1. Настоящие методические рекомендации (далее - Методические рекомендации) определяют основные принципы и рекомендуемый порядок разработки программ развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации (далее - региональные программы).

2. Настоящие методические рекомендации содержат перечень основных мероприятий и положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, принятие и реализация которых является условием участия субъекта Российской Федерации в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.

3. Региональные программы развития жилищного строительства рекомендуется разрабатывать как комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.

Региональную программу рекомендуется разрабатывать с учетом прогнозов социально-экономического развития федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, прогнозов изменения численности населения и основных направлений миграционных потоков, а также планов создания новых рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с особенностями экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, предусматриваемые в региональных программах меры государственной и муниципальной поддержки тех или иных сегментов рынка жилья могут иметь свои особенности. Например, при разработке региональных программ необходимо учесть баланс между развитием жилищного строительства в рамках комплексного освоения новых территорий и развитием уже застроенных территорий; между развитием сектора жилья, находящегося в собственности граждан, арендным сектором, жилищными кооперативами; между строительством многоквартирных домов и малоэтажным жилищным строительством.

Особое значение при разработке региональных программ имеет правильный выбор направлений развития жилищного строительства в различных муниципальных образованиях, который должен определяться с учетом потребностей и предпочтений населения, муниципальной градостроительной политики и перспектив социально-экономического и демографического развития. Особое внимание в региональных программах рекомендуется уделить развитию малоэтажного строительства жилья экономического класса на территориях сельских поселений.

3.1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных программ рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

3.1.1. Проведение оценки фактического состояния развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации и долгосрочных целей социально-экономического развития региона и показателей (индикаторов) их достижения, учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3.1.2. Использование различных способов осуществления жилищного строительства (комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства, развитие застроенных территорий);

3.1.3. Развитие различных форм обеспечения жильем, отдельных категорий граждан, включая строительство государственного и муниципального жилищного фонда, создание условий для строительства наемного (арендного) жилья (коммерческого, некоммерческого использования), а также для организации жилищно-строительных кооперативов, реализация проектов по строительству жилья экономического класса в целях продажи такого жилья по фиксированной цене;

3.1.4. Повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности;

3.1.5. Обеспечение территорий жилой застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и снижение себестоимости создания такой инфраструктуры;

3.1.6. Стимулирование органов местного самоуправления к разработке и утверждению программ развития жилищного строительства муниципальных образований (далее - муниципальные программы развития жилищного строительства, муниципальные программы);

3.1.7. Проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий региональных программ (сопоставление результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства и прогнозируемым спросом на жилье);

3.1.8. Оценка результатов реализации мероприятий региональной программы посредством установления количественных и/или качественных показателей, характеризующих соотношение планируемых и достигнутых результатов;

3.1.9. Определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию (достижение конечных результатов) региональной программы (далее - ответственный исполнитель) соисполнителей и участников региональной программы;

3.1.10. Наличие у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации региональной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей региональной программы;

3.1.11. Интеграция государственных и муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и экономических (имущественных, финансовых) мер для достижения целей региональных программ.

4. Региональную программу рекомендуется разрабатывать на период 2013-2015 годов. В дальнейшем такая региональная программа может быть продлена на последующий период 2016-2020 годов для достижения субъектом Российской Федерации контрольного значения целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в 2020 году с уточнением при необходимости механизмов реализации программы и с учетом оценки эффективности такой программы.

5. В региональной программе рекомендуется учитывать проведенную на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований оценку потребностей и спроса населения на жилье и сопоставления результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства.

6. В региональной программе рекомендуется указывать, что она направлена на достижение значений целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, которые устанавливаются на каждый год ее реализации. Перечень целевых показателей приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

7. Значения целевых показателей региональной программы на каждый год реализации программы рекомендуется устанавливать с учетом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и контрольных значений целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в субъекте Российской Федерации.

8. В региональную программу рекомендуется включать следующие:*

________________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.



8.1. Разработанный и утвержденный региональный адресный перечень земельных участков проектов (далее региональный адресный перечень).

В региональный адресный перечень рекомендуется включать: