Министерство регионального развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ


ПРИКАЗ

от 22 мая 2013 года N 180/ГС

     

Об утверждении Методических рекомендаций по разработке региональных программ развития жилищного строительства



В целях достижения целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг",

приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по разработке региональных программ развития жилищного строительства.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться данными Методическими рекомендациями при разработке и внесении изменений в региональные программы развития жилищного строительства.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству А.В.Шишкина.

Заместитель Министра
регионального развития
Российской Федерации -
руководитель
Федерального агентства
по строительству и
жилищно-коммунальному
хозяйству
В.А.Токарев

     

     

Приложение
к приказу
Федерального агентства по
строительству и
жилищно-коммунальному
хозяйству
от 22 мая 2013 года N 180/ГС

     

Методические рекомендации по разработке региональных программ развития жилищного строительства



1. Настоящие методические рекомендации (далее - Методические рекомендации) определяют основные принципы и рекомендуемый порядок разработки программ развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации (далее - региональные программы).

2. Настоящие методические рекомендации содержат перечень основных мероприятий и положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, принятие и реализация которых является условием участия субъекта Российской Федерации в федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.

3. Региональные программы развития жилищного строительства рекомендуется разрабатывать как комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности.

Региональную программу рекомендуется разрабатывать с учетом прогнозов социально-экономического развития федерального округа, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, прогнозов изменения численности населения и основных направлений миграционных потоков, а также планов создания новых рабочих мест на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с особенностями экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, предусматриваемые в региональных программах меры государственной и муниципальной поддержки тех или иных сегментов рынка жилья могут иметь свои особенности. Например, при разработке региональных программ необходимо учесть баланс между развитием жилищного строительства в рамках комплексного освоения новых территорий и развитием уже застроенных территорий; между развитием сектора жилья, находящегося в собственности граждан, арендным сектором, жилищными кооперативами; между строительством многоквартирных домов и малоэтажным жилищным строительством.

Особое значение при разработке региональных программ имеет правильный выбор направлений развития жилищного строительства в различных муниципальных образованиях, который должен определяться с учетом потребностей и предпочтений населения, муниципальной градостроительной политики и перспектив социально-экономического и демографического развития. Особое внимание в региональных программах рекомендуется уделить развитию малоэтажного строительства жилья экономического класса на территориях сельских поселений.

3.1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных программ рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

3.1.1. Проведение оценки фактического состояния развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации и долгосрочных целей социально-экономического развития региона и показателей (индикаторов) их достижения, учета положений стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

3.1.2. Использование различных способов осуществления жилищного строительства (комплексное освоение территорий в целях жилищного строительства, развитие застроенных территорий);

3.1.3. Развитие различных форм обеспечения жильем, отдельных категорий граждан, включая строительство государственного и муниципального жилищного фонда, создание условий для строительства наемного (арендного) жилья (коммерческого, некоммерческого использования), а также для организации жилищно-строительных кооперативов, реализация проектов по строительству жилья экономического класса в целях продажи такого жилья по фиксированной цене;

3.1.4. Повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономического класса, в частности малоэтажного, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также ценовой доступности;

3.1.5. Обеспечение территорий жилой застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и снижение себестоимости создания такой инфраструктуры;

3.1.6. Стимулирование органов местного самоуправления к разработке и утверждению программ развития жилищного строительства муниципальных образований (далее - муниципальные программы развития жилищного строительства, муниципальные программы);

3.1.7. Проведение мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий региональных программ (сопоставление результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства и прогнозируемым спросом на жилье);

3.1.8. Оценка результатов реализации мероприятий региональной программы посредством установления количественных и/или качественных показателей, характеризующих соотношение планируемых и достигнутых результатов;

3.1.9. Определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию (достижение конечных результатов) региональной программы (далее - ответственный исполнитель) соисполнителей и участников региональной программы;

3.1.10. Наличие у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации региональной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей региональной программы;

3.1.11. Интеграция государственных и муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и экономических (имущественных, финансовых) мер для достижения целей региональных программ.

4. Региональную программу рекомендуется разрабатывать на период 2013-2015 годов. В дальнейшем такая региональная программа может быть продлена на последующий период 2016-2020 годов для достижения субъектом Российской Федерации контрольного значения целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в 2020 году с уточнением при необходимости механизмов реализации программы и с учетом оценки эффективности такой программы.

5. В региональной программе рекомендуется учитывать проведенную на территории субъекта Российской Федерации, муниципальных образований оценку потребностей и спроса населения на жилье и сопоставления результатов оценки с текущими объемами и структурой жилищного строительства.

6. В региональной программе рекомендуется указывать, что она направлена на достижение значений целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, которые устанавливаются на каждый год ее реализации. Перечень целевых показателей приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

7. Значения целевых показателей региональной программы на каждый год реализации программы рекомендуется устанавливать с учетом социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и контрольных значений целевого показателя ежегодного объема ввода жилья в субъекте Российской Федерации.

8. В региональную программу рекомендуется включать следующие:*

________________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.



8.1. Разработанный и утвержденный региональный адресный перечень земельных участков проектов (далее региональный адресный перечень).

В региональный адресный перечень рекомендуется включать:

земельные участки из земель, находящихся в государственной собственности, в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, для их последующего предоставления в установленном законодательством Российской Федерации порядке в целях жилищного строительства и размещения объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;

земельные участки, предоставленные из земель, находящихся в государственной собственности, в муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена, для целей жилищного строительства и для строительства объектов инфраструктуры, в том числе в соответствии на основании договоров аренды, договоров безвозмездного срочного пользования, о развитии застроенных территорий, и (или) находящихся в частной собственности.

Региональный адресный перечень должен содержать сведения о:

площади земельных участков;

местоположении земельных участков;

целевом назначении и виде разрешенного использования земельных участков;

правах, ограничениях (обременениях) прав на земельные участки;

градостроительных регламентах.

Рекомендуемая форма регионального адресного перечня земельных участков приведена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, включаются в региональный адресный перечень с согласия соответствующего муниципального образования. В случае, если муниципальное образование осуществляет разработку муниципальной программы, в составе которой формируется муниципальный адресный перечень земельных участков, указанный перечень включается в состав регионального перечня уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за разработку региональной программы.

Земельные участки различных форм собственности, включенные в региональный адресный перечень земельных участков, группируются в разрезе муниципальных образований.

Основным методом формирования регионального адресного перечня земельных участков (муниципальных перечней земельных участков) является их целенаправленный поиск.

Под целенаправленным поиском понимается поиск востребованных застройщиками для удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье земельных участков с целью вовлечения таких земельных участков в оборот для последующего предоставления для жилищного строительства, в том числе для их комплексного освоения в целях жилищного строительства и в рамках договоров о развитии застроенных территорий, а также для строительства необходимой инфраструктуры.

При проведении целенаправленного поиска, в первую очередь, рекомендуется рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования "для жилищного строительства", либо земельные участки, существующий вид разрешенного использования которых может быть изменен в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования на вид разрешенного использования "для жилищного строительства" (до предоставления таких земельных участков).

В целях расширения агломерационного радиуса вокруг административных центров субъектов Российской Федерации в адресный перечень целесообразно включать земельные участки, прилегающие к границам таких населенных пунктов.

Формирование адресного перечня земельных участков рекомендуется осуществлять с учетом сложившейся в субъектах Российской Федерации конъюнктуры рынка жилищного строительства и строительных материалов, а также рынка работ по проведению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства.

Если для осуществления жилищного строительства требуется строительство объектов социальной, транспортной или инженерной инфраструктуры, не предусмотренных такими проектами, в региональный адресный перечень земельных участков включаются земельные участки, предназначенные для строительства объектов необходимой инфраструктуры.

Отбор земельных участков для включения в адресный перечень рекомендуется проводить на основании следующих основных критериев:

наличие потенциального спроса на жилье в муниципальном образовании, в границах которого расположен земельный участок, либо в соседних муниципальных образованиях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации;

наличие утвержденных документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования (расположенного в границах субъекта Российской Федерации) либо проектов указанных документов, размещенных на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

наличие развитой инфраструктуры или возможность обеспечения земельных участков объектами инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой.

8.2. Разработанные планы мероприятий по подготовке земельных участков к предоставлению.

В отношении каждого земельного участка, включенного в региональный адресный перечень, составляется план мероприятий по подготовке земельного участка к предоставлению с указанием цели и способа такого предоставления в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, сроков и источников финансирования подготовительных мероприятий (далее - план предоставления земельных участков), который рекомендуется составлять по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.

В зависимости от степени готовности земельных участков к предоставлению в целях жилищного строительства, в том числе их комплексного освоения в целях жилищного строительства, размещения объектов инфраструктуры, заключения договора о развитии застроенной территории в план предоставления земельных участков включаются следующие основные мероприятия:

организация работ по формированию земельного участка и его постановке на кадастровый учет;

мероприятия по включению земельного участка границы населенного пункта (в случае строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры за границами населенного пункта - перевод такого земельного участка в земли промышленности), установление или изменение вида разрешенного использования земельного участка;

организация разработки документации по планировке территории (за исключением проектов комплексного освоения территории в целях жилищного строительства);

определение объема жилищного строительства и типов строящегося жилья в соответствии с градостроительными регламентами;

определение этапов и сроков начала и окончания жилищного строительства применительно к каждой очереди строительства на земельном участке;

определение технических условий подключения объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, либо внесение изменений в инвестиционные программы организаций в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения в случае недостаточности существующих мощностей для подключения объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения;

определение мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям объектов жилищного строительства, иных объектов, предусмотренных проектом жилищного строительства, в том числе внесение изменений в инвестиционные программы электросетевых организаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»