МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ


от 31 мая 2013 года N 127


Об утверждении методических указаний по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

(с изменениями на 15 июня 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минкомсвязи России от 15 июня 2016 года N 266 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.07.2016, N 0001201607150024).

____________________________________________________________________



В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст.3753)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Врио Министра
М.Евраев


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

5 ноября 2013 года,

регистрационный N 30318

Методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

(с изменениями на 15 июня 2016 года)

     

I. Общие положения

1. Методические указания по осуществлению учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - методические указания) разработаны в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 года N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст.3753) (далее - постановление N 644).

2. В федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - система учета информационных систем), размещают сведения об информационных системах (далее - ИС) и компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее - компоненты ИТКИ) федеральные органы исполнительной власти и органы управления государственными внебюджетными фондами (далее - государственные органы).

3. Учет ИС и компонентов ИТКИ осуществляется в целях:

обеспечения единства принципов создания, развития, модернизации и эксплуатации ИС и компонентов ИТКИ на всех уровнях государственного управления;

повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) государственными органами;

раскрытия информации об использовании ИС и компонентов ИТКИ государственными органами.

4. Обеспечение учета ИС и компонентов ИТКИ является одним из инструментов координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности государственных органов (далее - мероприятия по информатизации), осуществляемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 22, ст.2778; 2012, N 19, ст.2419; N 37, ст.5002; N 43, ст.5883) (далее - постановление N 365).

II. Правила классификации ИС и компонентов ИТКИ

5. При формировании сведений об ИС и компонентах ИТКИ указываются следующие классификационные категории объектов учета:

5.1. ИС обеспечения специальной деятельности (далее - ИС специальной деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации либо информационной поддержки предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, предусмотренных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации в качестве полномочий конкретного государственного органа, а также исполняемых им функций по государственному контролю (надзору) (далее - специфические полномочия).

_______________

В целях методических указаний выделяются следующие типы полномочий государственных органов: специфические полномочия, типовые полномочия, не относящиеся к специфическим полномочиям.

5.2. ИС обеспечения типовой деятельности (далее - ИС типовой деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации обеспечивающей деятельности государственных органов в рамках исполнения ими типовых полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, за исключением специфических полномочий, автоматизация или информационная поддержка которых предусмотрена ИС специальной деятельности.

5.3. Центр обработки данных (далее - ЦОД) - технологически и территориально обособленные серверные комплексы, включая рабочие станции, предназначенные для обслуживающего персонала, и технологическое оборудование, обеспечивающие функционирование серверов (стойки, источники бесперебойного питания, коммутационное оборудование и кабельные системы).

5.4. Типовые компоненты ИТКИ - программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции, и (или) совместно используемые ИС (средства вычислительной техники, предназначенные для непосредственной работы пользователя).

5.5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства - компоненты инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие ИС, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - компоненты инфраструктуры электронного правительства), комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 года N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 24, ст.3503; N 44, ст.6274; N 49, ст.7284; 2012, N 39, ст.5269; N 53, ст.7938) (далее - постановление N 451).

6. Каждый объект учета должен соответствовать только одной классификационной категории. Классификатор ИС и компонентов ИТКИ и указания по классификации приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям.

7. Сведения об объектах учета представляются в системе учета информационных систем в виде электронных паспортов. Электронные паспорта создаются:

для ИС специальной деятельности - один паспорт на каждую ИС, определяемую для каждого государственного органа;

для ИС типовой деятельности - один паспорт на обеспечивающую сферу деятельности государственного органа в рамках исполнения им типовых полномочий, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям, или паспорт на каждую ИС типовой деятельности, предназначенную для автоматизации определенной обеспечивающей сферы деятельности государственного органа;

для ЦОД - один паспорт на каждый ЦОД, определяемый для каждого государственного органа;

для типовых компонентов ИТКИ - один паспорт на каждую классификационную категорию типовых компонентов ИТКИ, определяемую для каждого государственного органа в соответствии с Приложением N 1 к методическим указаниям;

для компонентов инфраструктуры электронного правительства - один паспорт на каждый компонент инфраструктуры электронного правительства, определяемый в соответствии с постановлением N 451.

8. Для ИС специальной деятельности в электронном паспорте указываются все специфические полномочия, для автоматизации либо информационной поддержки которых используется данная ИС.

9. Сведения в части объектов учета отражаются в электронном паспорте в детализации на программное, техническое обеспечение (далее - ПО, ТО) и иные виды обеспечения (далее - работы, услуги), непосредственно обеспечивающие автоматизацию либо информационную поддержку деятельности государственных органов при реализации ими определенных полномочий.

10. Классификация ПО и ТО, работ, услуг осуществляется в соответствии с классификаторами, приведенными в Приложении N 2 к методическим указаниям.

11. К ТО относят персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) отдельно не учитывается. Допускается учитывать как ТО программно-аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей ТО.

12. К ПО относят программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), необходимые для обеспечения функционирования объектов учета. Регистрируемые в системе учета информационных систем средства ПО должны характеризоваться определенным объемом прав использования, передаваемых государственному органу. В зависимости от принадлежащего государственному органу объема прав использования ПО может учитываться как по числу экземпляров (в соответствии с условиями простой (неисключительной) лицензии), так и в качестве объекта исключительного права, при этом количество используемых государственным органом экземпляров ПО не ограничено. Если в результате работ по созданию ПО, в том числе научно-исследовательских (далее - НИР) и опытно-конструкторских работ, государственный орган приобретает права использования на программы для ЭВМ, то такие работы учитываются как ПО.

13. К прочим видам обеспечения относят работы и услуги, результатами которых не является передача государственному органу ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.

14. Если ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то они учитываются в паспортах типовых компонентов ИТКИ.

15. Если ИС вместо отдельных средств ПО и ТО использует компонент ИТКИ, то в электронном паспорте этой ИС должен указываться компонент ИТКИ, используемый данной ИС. Сведения об использовании ресурсов определенного компонента ИТКИ различными ИС вносятся в электронный паспорт этого компонента ИТКИ автоматически на основании данных, внесенных в электронные паспорта соответствующих ИС.

16. Автоматизированные рабочие места (далее - АРМ), не входящие в состав определенной ИС или не относящиеся к определенному ЦОД, относят к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИТКИ. В электронный паспорт данного объекта учета включают сведения о входящих в состав АРМ средств ПО, ТО, а также связанных с их поставкой, модернизацией и эксплуатацией работ и услуг. Сведения о специализированных программных средствах - клиентских приложениях, используемых непосредственно на рабочих местах пользователей, указываются в составе соответствующей ИС, а не в составе АРМ. Сведения о каналах связи, локальных сетях, периферийном оборудовании коллективного использования (в том числе сетевых принтерах, сканерах) относятся к классификационным категориям объекта учета аналогично.

III. Форма электронного паспорта ИС и электронного паспорта компонента ИТКИ

17. Электронный паспорт объекта учета формируется в виде совокупности записей в базе данных системы учета информационных систем. Электронный паспорт объекта учета имеет иерархическую структуру и может включать в свой состав подразделы и вложенные элементы, в том числе паспорта ПО, ТО, работ и услуг.

18. Электронный паспорт объекта учета содержит следующие разделы:

Раздел 1. Общая информация: общие сведения, текущий статус, цели, назначение и область применения объекта учета;

Раздел 2. Государственный орган, уполномоченный на создание, развитие, модернизацию ИС или компонента ИТКИ, государственный орган или иное юридическое лицо, уполномоченное на эксплуатацию ИС или компонента ИТКИ, и сведения о должностных лицах государственного органа, ответственных за организацию работ по созданию (закупке) объекта учета;

Раздел 3. Состав объекта учета: сведения об использовании компонента ИТКИ, виды обеспечения объекта учета;

Раздел 4. Реализуемые специфические полномочия: реализуемые государственные услуги и функции;

Раздел 5. Характеристики: функциональные характеристики, сведения о защите информации;

Раздел 6. Мероприятия по информатизации: сроки создания, сведения о мероприятиях, направленных на создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию объекта учета;

Раздел 7. Информационное взаимодействие: информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.

19. Форма электронного паспорта объекта учета приведена в Приложении N 3 к методическим указаниям. Состав реквизитов электронных паспортов объектов учета и особенности их заполнения приведены в Приложении N 4 к методическим указаниям.

20. Состав сведений, подлежащих внесению в электронный паспорт, определяется в зависимости от классификационной категории объекта учета:

для ИС специальной деятельности в электронный паспорт вносятся все наборы сведений;

для ЦОД, ИС типовой деятельности, типовых компонентов ИТКИ, компонентов инфраструктуры электронного правительства в электронный паспорт не вносятся наборы сведений: реализуемые специфические полномочия, информационное взаимодействие объекта учета с иными ИС.

21. В электронном паспорте ИС типовой деятельности или типового компонента ИТКИ не указываются сведения об использовании компонента ИТКИ, сроки создания, события объекта учета (далее - текущий статус).

22. При заполнении сведений для объектов учета допускается не детализировать сведения в Разделе 3 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, выполненных работ (оказанных услуг) до 1 января 2013 года, и сведения в Разделе 6 электронного паспорта объекта учета в части закупленных ТО, ПО, выполненных работ, услуг до 1 января 2013 года, указав только:

в Разделе 1 электронного паспорта объекта учета суммарные затраты на основе данных бюджетного учета на создание объекта учета до 2013 года (включая затраты на развитие и модернизацию) и суммарные затраты на эксплуатацию в 2012 году (только для объектов учета, введенных в эксплуатацию);

в Разделе 3 электронного паспорта объекта учета - сведения в части ПО.

IV. Порядок формирования и присвоения уникальных идентификационных номеров ИС и компонентам ИТКИ

23. Уникальный идентификационный номер объекта учета присваивается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в случае соответствия сведений об объекте учета, размещенных в системе учета информационных систем требованиям, предусмотренным пунктами 9 и 10 Положения о федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утвержденного постановлением N 644 (далее - Положение о системе учета информационных систем).

24. Один идентификационный номер объекта учета соответствует одному электронному паспорту в системе учета информационных систем.

25. Идентификационный номер объекта учета имеет вид "00.0000000" и состоит из двух частей:

двух цифр (классификационных разрядов), соответствующих классификационной категории объекта учета, указания по классификации объекта учета приведены в Приложении N 1 к методическим указаниям;

семизначного порядкового номера, генерируемого системой учета информационных систем. Порядковый номер дополняется до семи знаков ведущими нулями и отделяется от классификационных разрядов точкой.

26. Уникальный идентификационный номер присваивается объекту учета однократно и не изменяется в течение всего времени его создания, развития, модернизации и эксплуатации.

27. Уникальный идентификационный номер объекта учета повторно не используется.

V. Правила размещения государственными органами в системе учета информационных систем сведений об ИС и компонентах ИТКИ

28. Размещение сведений в системе учета информационных систем осуществляется государственными органами, являющимися уполномоченными государственными органами на создание, развитие, модернизацию объектов учета. Особенности учета ИС и компонентов ИТКИ, созданных и (или) введенных в эксплуатацию до вступления в силу постановления N 644, приведены в Главе VI методических указаний.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»