1. Отчет по форме N 2-Т5 "Сведения о землях, находящихся в частной собственности" (таблица N 5) составляется один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
В Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации его структурными подразделениями отчет представляется не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации представляется сводный отчет в целом по субъекту Российской Федерации в Росреестр не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Внимание! В числе, обозначающем код строки, последние две цифры соответствуют машинному шифру в таблице.
2. Порядок заполнения формы
В отчете по форме N 2-Т5 (таблице N 5) отражены сведения о землях, находящихся в частной собственности. Данный отчет является дополнением к форме N 22-С (форме 22-1) "Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности", поэтому форма отчетности в части, ее касающейся, заполняется в соответствии с порядком и принципами, определенными в разделах 1 и 2 Методических указаний по порядку составления отчета о наличии и распределении земель.
В форме отчетности обобщаются сведения об изменениях площади земель, сгруппированных по видам частной собственности и группам собственников земельных участков согласно виду использования и категории земель.
Построчно заполняются сведения о площади земельных участков различного целевого использования, находящихся в собственности граждан (по строкам с кодом со 101 по 115), и земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц (по строкам с кодом со 116 по 122).
В графах показываются общие площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в зависимости от принадлежности к определенной категории земель. При этом сумма граф 2, 3, 4 может не быть равной значению, указанному в графе 1.
Формирование базовых показателей формы отчетности сложилось в предшествующие отчетные периоды и осуществлялось в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими приватизацию земель.
Начало земельным преобразованиям в Российской Федерации было положено в 1990 году принятием Законов РСФСР от 22.11.90 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и от 23.11.90 N 374-1 "О земельной реформе", провозгласивших отмену монополии государства на землю и установление различных форм собственности на землю.
В дальнейшем был принят ряд указов Президента Российской Федерации, федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, регулирующих передачу земель в частную собственность. Кроме того, вопросы приватизации земель регулировал Земельный кодекс РСФСР 1991 года. Право частной собственности на землю окончательно было закреплено статьями 9 и 36 Конституции Российской Федерации. Вступил в действие новый Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", тем самым, законодательно установлены нормы земельного права в отношении собственности на землю.
Вопросы приватизации земель сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В связи с введением в действие Федерального закона были отменены ранее действующие Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.91 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" и от 01.02.95 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев". В соответствии с указанными (отмененными) нормативными актами в частную собственность были переданы земельные участки (земельные доли) работникам реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий, в том числе и ушедшим на пенсию, а также работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, временно отсутствующим работникам, наследникам лица, имеющего право на земельную долю. Земли собственников земельных долей показываются по строке с кодом 102. Здесь учитываются земельные доли, право собственности на которые сохраняется после осуществления распоряжения земельной долей (переданные в аренду, передано право пользования земельной долей в уставный капитал сельскохозяйственной организации). Невостребованные земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями, учитываются в этой же строке (102) и выделяются информационно в строке с кодом 103. В строке с кодом 104 показываются земельные доли, которые заранее не определены (свидетельство о праве собственности на земельную долю гражданину не выдавалось) и находятся у участников организаций на праве общей совместной собственности до прекращения этого права.
По строке с кодом 105 показывается площадь земель, предоставленных в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Возможность предоставления в собственность земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства была предусмотрена Земельным кодексом РСФСР и Законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". В настоящее время вступил в действие Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; в соответствии с ним, а также с Гражданским кодексом Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет свою деятельность без образования юридического лица и признается предпринимателем.
Земли крестьянских (фермерских) хозяйств, не прошедших перерегистрацию в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, являющиеся на момент составления отчета юридическими лицами, показываются в строке с кодом 121.
В строках с кодом со 106 по 112 показываются площади, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также индивидуальным предпринимателям для производства сельхозпродукции. Предоставление земель под указанные цели в собственность ранее осуществлялось в соответствии с Законом от 23.11.90 "О земельной реформе", Земельным кодексом РСФСР, Указом Президента Российской Федерации от 02.03.92 N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", Указом Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Законом от 23.12.92 N 4196-1 "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства". В настоящее время (в связи с отменой названных нормативных актов) земельные отношения в этой области регулируются Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ (в принятых редакциях) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", вновь принятым Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
Приватизация земельных участков гражданами для коммерческих несельскохозяйственных целей ранее осуществлялась в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.92 N 301 "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий", от 14.06.92 N 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности". В настоящее время земельные отношения в данной области регулируются Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535 "Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" и Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Это земельные участки, отведенные для предпринимательской и иной деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством, они показываются по строке с кодом 113.
Площадь земельных участков, оформленных в установленном порядке гражданами в собственность, при этом в документах не содержится сведений о форме хозяйствования, отражается по строке 114.
Земли, находящиеся в собственности юридических лиц, показываются по строке с кодом 116.
По строке с кодом 117 отражается общая площадь земель, выкупленных у граждан - собственников земельных долей юридическими лицами (частными коммерческими организациями) и оформленных в установленном порядке в качестве доли в праве общей собственности на земельный участок, из земель сельскохозяйственного назначения.
По строке с кодом 118 учитываются земли, находящиеся в собственности сельскохозяйственных коммерческих организаций. Сюда относятся земельные доли, выкупленные сельскохозяйственной организацией; земельные доли, переданные в уставный капитал предприятия; земельный массив, прикупленный дополнительно предприятием из земель, оставшихся после перераспределения.
Земли, выкупленные приватизированными несельскохозяйственными предприятиями, показываются по строке с кодом 119. Юридическим лицам (государственным и муниципальным предприятиям) предоставлено право приобретать в собственность земельные участки при приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с Указом Президента Российской Федерации и Федеральным законом, упомянутыми ранее.
В соответствии с Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, могут быть собственностью объединения как юридического лица. Такие земли показываются по строке с кодом 120. Здесь же показываются земли, приобретенные товариществами собственников жилья в соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья".
В строках с кодом 115, 122 "другие цели" показываются земли, право собственности на которые входит в противоречие с действующим законодательством. Здесь могут быть обобщены, например, сведения о земельных участках, предоставленных в собственность юридическим лицам, при этом предназначение, указанное в документах в виде целевого использования земель (для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д.), а также фактическое использование земель указывает на принадлежность земель гражданам.
3. Контрольные соотношения к форме N 2-Т5 (таблица N 5)
В обязательном порядке должны выполняться следующие контрольные соотношения:
По строкам