(с изменениями на 9 августа 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 05.02.2014 N 63-п, от 13.03.2014 N 154-п, от 29.04.2014 N 304-п, от 25.07.2014 N 680-п, от 30.09.2014 N 1095-п, от 10.04.2015 N 196-п, от 14.08.2015 N 525-п, от 23.09.2015 N 688-п, от 25.09.2015 N 715-п, от 27.04.2016 N 240-п, от 05.09.2016 N 706-п, от 26.09.2016 N 808-п, от 11.11.2016 N 1020-п, от 15.03.2017 N 91-п, от 17.05.2017 N 353-п, от 09.08.2017 N 715-п, от 28.09.2017 N 807-п, от 16.11.2017 N 932-п, от 20.12.2017 N 1047-п, от 30.01.2018 N 32-п, от 27.03.2018 N 162-п, от 23.05.2018 N 278-п, от 01.08.2018 N 433-п, от 28.09.2018 N 524-п, от 21.11.2018 N 733-п, от 21.12.2018 N 845-п, от 01.02.2019 N 47-п, от 07.02.2019 N 49-п, от 28.02.2019 N 110-п, от 11.03.2019 N 157-п, от 14.03.2019 N 165-п, от 29.03.2019 N 231-п, от 11.04.2019 N 254-п, от 16.05.2019 N 337-п, от 22.08.2019 N 570-п, от 30.09.2019 N 690-п, от 10.10.2019 N 723-п, от 18.12.2019 N 945-п, от 25.12.2019 N 996-п, от 19.02.2020 N 83-п, от 09.04.2020 N 195-п, от 28.05.2020 N 361-п, от 30.09.2020 N 732-п, от 05.11.2020 N 839-п, от 17.03.2021 N 149-п, от 29.09.2021 N 709-п, от 30.09.2021 N 724-п, от 21.10.2021 N 806-п, от 11.11.2021 N 869-п, от 30.03.2022 N 244-п, от 02.06.2022 N 468-п, от 14.07.2022 N 589-п, от 23.08.2022 N 713-п, от 26.08.2022 N 726-п, от 30.09.2022 N 830-п, от 24.11.2022 N 995-п, от 07.12.2022 N 1043-п, от 14.03.2023 N 173-п, от 30.03.2023 N 226-п, от 24.05.2023 N 378-п, от 26.07.2023 N 575-п, от 29.09.2023 N 749-п, от 08.11.2023 N 866-п, от 27.03.2024 N 186-п, от 13.06.2024 N 371-п, от 09.08.2024 N 513-п)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Пермского края постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Пермского края от 29.09.2023 N 749-п)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Пермского края "Социальная поддержка жителей Пермского края".
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 29.09.2023 N 749-п)
2. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам социальной защиты и здравоохранения).
(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 15.03.2017 N 91-п, от 11.03.2019 N 157-п, от 18.12.2019 N 945-п, от 17.03.2021 N 149-п)
Председатель
Правительства Пермского края
Г.П.ТУШНОЛОБОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕРМСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЖИТЕЛЕЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ"
(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 29.09.2023 N 749-п, от 27.03.2024 N 186-п, от 13.06.2024 N 371-п, от 09.08.2024 N 513-п)
Куратор государственной программы | Никифоров Сергей Олегович, заместитель председателя Правительства Пермского края | ||||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Фокин Павел Сергеевич, министр труда и социального развития Пермского края | ||||||
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 27.03.2024 N 186-п) | |||||||
Период реализации государственной программы | Этап I: 2014 - 2017 годы; этап II: 2018 - 2023 годы; этап III: 2024 - 2026 годы | ||||||
Цели государственной программы | Создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, семей и детей Пермского края | ||||||
Сохранение доли граждан Пермского края, охваченных мерами социальной помощи и поддержки, из числа нуждающихся и имеющих право на уровне 100% | |||||||
Увеличение доли детей, воспитывающихся в семьях, к 2026 году до 98,55% | |||||||
Целевые показатели государственной программы | N п/п | Наименование целевого показателя | Ед. изм. | Значения целевых показателей | |||
2024 год (прогноз) | 2025 год (прогноз) | 2026 год (прогноз) | |||||
1 | Доля граждан Пермского края, охваченных мерами социальной помощи и поддержки, из числа нуждающихся и имеющих право | % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||
2 | Доля детей, воспитывающихся в семьях | % | 98,40 | 98,50 | 98,55 | ||
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы | Источники финансового обеспечения | Расходы (тыс. рублей) | |||||
2024 год (план) | 2025 год (план) | 2026 год (план) | итого | ||||
Всего, в том числе: | 53350526,9 | 30334460,6 | 30286339,7 | 113971327,2 | |||
бюджет Пермского края | 27952315,0 | 26971557,7 | 27306067,5 | 82229940,2 | |||
федеральный бюджет | 3192988,4 | 2773730,0 | 2391099,3 | 8357817,7 | |||
местный бюджет | 288965,7 | 288965,7 | 288965,7 | 866897,1 | |||
внебюджетные источники | 21916257,8 | 300207,2 | 300207,2 | 22516672,2 | |||
(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.08.2024 N 513-п) |
На территории Пермского края проживает около 2,5 млн человек. Социальную поддержку получает каждый третий житель, более 830 тысяч человек.
Сложившаяся в Пермском крае система мер социальной помощи и поддержки является комплексной, охватывает все сферы жизни граждан и включает в себя:
предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, различных видов социальной помощи в денежном и натуральном виде семьям и одиноко проживающим гражданам, попавшим в трудную или чрезвычайную жизненную ситуацию;
опеку и попечительство над несовершеннолетними и в отношении совершеннолетних недееспособных граждан;
создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности;
предоставление различных видов социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Основой общественной жизни является семья. Положение семьи и выполнение семьей ее функций на современном этапе обусловлены произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные аспекты жизни общества.
Стабильность социально-экономической ситуации семьи зависит от ее состава, возраста и количества детей, трудовой деятельности и уровня дохода, обеспеченности жильем, состояния здоровья членов семьи и других факторов, влияющих на жизнедеятельность.
Действующая система социальной помощи и поддержки семей с детьми выстроена с учетом демографической ситуации в регионе с использованием адресных механизмов, направленных на обеспечение индивидуальных потребностей семей, развитие их собственного потенциала и обеспечение возможности для их самостоятельного роста.
Сегодня в системе социальной поддержки предусмотрен охват самых различных сфер жизни семей с детьми, таким образом, каждая семья на определенном жизненном этапе является получателем тех или иных мер.
Рождение ребенка повышает финансовую нагрузку на семью, соответственно, на оказание содействия в стабилизации уровня доходов семьи направлены все действующие меры поддержки и выплаты.
Меры социальной поддержки получают 140 тысяч семей с детьми.
В целях государственной социальной поддержки семей и детей предоставляются ежемесячные, ежегодные, персональные денежные выплаты и компенсации.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" принят и реализуется с 2019 года федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография". В Пермском крае реализуется региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в рамках национального проекта "Демография", которым предусмотрено внедрение механизмов финансовой поддержки семей при рождении детей с целью улучшения их благосостояния.
Меры, направленные на обеспечение финансовой поддержки семей при рождении детей, реализуемые в крае, включает в себя ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет.
За период реализации меры на 01 января 2023 года более 19 тысяч семей получили ежемесячную денежную выплату.
Реализация только монетарных мер в отношении семей не приводит к решению их основных проблем. Поддержка семей с детьми должна осуществляться комплексно, с использованием индивидуального подхода при решении проблемных вопросов каждой отдельной семьи. Первостепенной задачей является выявление и поддержка действительно нуждающихся семей через комплексный поход к решению проблем. Работа включает межведомственное взаимодействие с привлечением всех имеющихся возможностей и ресурсов.
Основной задачей является поддержка самодостаточности семьи и ее стремления к самообеспечению.
По-прежнему основными факторами, приводящими семьи к бедности, остаются высокая иждивенческая нагрузка (семьи с большим количеством детей); отсутствие трудоустройства родителей вследствие безработицы, потеря работы трудоспособными членами семьи; невозможность осуществления трудовой деятельности (уход за ребенком (детьми) до 1,5 - 3 лет и более в связи с отсутствием мест в дошкольных образовательных организациях, инвалидность ребенка, нетрудоспособность одного из родителей); невысокие доходы от работы; пассивная жизненная позиция, несамостоятельность в решении вопросов жизнеустройства; отсутствие системы оценки реальных доходов граждан.
В целях оказания содействия малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам по выходу из трудной жизненной ситуации предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Технология "Социальный контракт" направлена на активные действия граждан в целях получения постоянного дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской или иной деятельности, а также решение вопросов по выходу из трудной жизненной ситуации.
При реализации данного подхода технология "Социальный контракт" представляет собой не привычную выплату регулярных пособий, а качественное социальное сопровождение семьи, одновременно обеспеченное ее финансовой поддержкой.
За период реализации технологии "Социальный контракт" заключено 20213 социальных контрактов.