В соответствии с распоряжением губернатора Пермского края от 24 апреля 2023 г. N 108-р "Об утверждении Плана подготовки проекта закона о бюджете Пермского края на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов в органах государственной власти Пермского края" Правительство Пермского края постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1321-п "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка жителей Пермского края" (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 05 февраля 2014 г. N 63-п, от 13 марта 2014 г. N 154-п, от 29 апреля 2014 г. N 304-п, от 25 июля 2014 г. N 680-п, от 30 сентября 2014 г. N 1095-п, от 10 апреля 2015 г. N 196-п, от 14 августа 2015 г. N 525-п, от 23 сентября 2015 г. N 688-п, от 25 сентября 2015 г. N 715-п, от 27 апреля 2016 г. N 240-п, от 05 сентября 2016 г. N 706-п, от 26 сентября 2016 г. N 808-п, от 11 ноября 2016 г. N 1020-п, от 15 марта 2017 г. N 91-п, от 17 мая 2017 г. N 353-п, от 09 августа 2017 г. N 715-п, от 28 сентября 2017 г. N 807-п, от 16 ноября 2017 г. N 932-п, от 20 декабря 2017 г. N 1047-п, от 30 января 2018 г. N 32-п, от 27 марта 2018 г. N 162-п, от 23 мая 2018 г. N 278-п, от 01 августа 2018 г. N 433-п, от 28 сентября 2018 г. N 524-п, от 21 ноября 2018 г. N 733-п, от 21 декабря 2018 г. N 845-п, от 01 февраля 2019 г. N 47-п, от 07 февраля 2019 г. N 49-п, от 28 февраля 2019 г. N 110-п, от 11 марта 2019 г. N 157-п, от 14 марта 2019 г. N 165-п, от 29 марта 2019 г. N 231-п, от 11 апреля 2019 г. N 254-п, от 16 мая 2019 г. N 337-п, от 22 августа 2019 г. N 570-п, от 30 сентября 2019 г. N 690-п, от 10 октября 2019 г. N 723-п, от 18 декабря 2019 г. N 945-п, от 25 декабря 2019 г. N 996-п, от 19 февраля 2020 г. N 83-п, от 09 апреля 2020 г. N 195-п, от 28 мая 2020 г. N 361-п, от 30 сентября 2020 г. N 732-п, от 05 ноября 2020 г. N 839-п, от 17 марта 2021 г. N 149-п, от 29 сентября 2021 г. N 709-п, от 30 сентября 2021 г. N 724-п, от 21 октября 2021 г. N 806-п, от 11 ноября 2021 г. N 869-п, от 30 марта 2022 г. N 244-п, от 02 июня 2022 г. N 468-п, от 14 июля 2022 г. N 589-п, от 23 августа 2022 г. N 713-п, от 26 августа 2022 г. N 726-п, от 30 сентября 2022 г. N 830-п, от 24 ноября 2022 г. N 995-п, от 07 декабря 2022 г. N 1043-п, от 14 марта 2023 г. N 173-п, от 30 марта 2023 г. N 226-п, от 24 мая 2023 г. N 378-п, от 26 июля 2023 г. N 575-п) следующие изменения:
1.1. наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Пермского края "Социальная поддержка жителей Пермского края";
1.2. преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Пермского края постановляет:";
1.3. пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Пермского края "Социальная поддержка жителей Пермского края".";
1.4. государственную программу "Социальная поддержка жителей Пермского края" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Пермского края
Д.Н.МАХОНИН
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Пермского края
от 03.10.2013 N 1321-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕРМСКОГО КРАЯ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЖИТЕЛЕЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ"
Куратор государственной программы | Никифоров Сергей Олегович, заместитель председателя Правительства Пермского края | ||||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Фокин Павел Сергеевич, министр социального развития Пермского края | ||||||
Период реализации государственной программы | Этап I: 2014 - 2017 годы; этап II: 2018 - 2023 годы; этап III: 2024 - 2026 годы | ||||||
Цели государственной программы | Создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, семей и детей Пермского края | ||||||
Сохранение доли граждан Пермского края, охваченных мерами социальной помощи и поддержки, из числа нуждающихся и имеющих право на уровне 100% | |||||||
Увеличение доли детей, воспитывающихся в семьях, к 2026 году до 98,55% | |||||||
Целевые показатели государственной программы | N п/п | Наименование целевого показателя | Ед. изм. | Значения целевых показателей | |||
2024 год (прогноз) | 2025 год (прогноз) | 2026 год (прогноз) | |||||
1 | Доля граждан Пермского края, охваченных мерами социальной помощи и поддержки, из числа нуждающихся и имеющих право | % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||
2 | Доля детей, воспитывающихся в семьях | % | 98,40 | 98,50 | 98,55 | ||
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы | Источники финансового обеспечения | Расходы (тыс. рублей) | |||||
2024 год (план) | 2025 год (план) | 2026 год (план) | итого | ||||
Всего, в том числе: | 31408587,7 | 30057529,2 | 29239117,9 | 90705234,8 | |||
бюджет Пермского края | 27263984,1 | 26630220,1 | 26269725,4 | 80163929,6 | |||
федеральный бюджет | 3555430,7 | 2838136,2 | 2380219,6 | 8773786,5 | |||
местный бюджет | 288965,7 | 288965,7 | 288965,7 | 866897,1 | |||
внебюджетные источники | 300207,2 | 300207,2 | 300207,2 | 900621,6 |
На территории Пермского края проживает около 2,5 млн человек. Социальную поддержку получает каждый третий житель, более 830 тысяч человек.
Сложившаяся в Пермском крае система мер социальной помощи и поддержки является комплексной, охватывает все сферы жизни граждан и включает в себя:
предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, различных видов социальной помощи в денежном и натуральном виде семьям и одиноко проживающим гражданам, попавшим в трудную или чрезвычайную жизненную ситуацию;
опеку и попечительство над несовершеннолетними и в отношении совершеннолетних недееспособных граждан;
создание для инвалидов и других маломобильных групп населения доступной и комфортной среды жизнедеятельности;
предоставление различных видов социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Основой общественной жизни является семья. Положение семьи и выполнение семьей ее функций на современном этапе обусловлены произошедшими за последние годы изменениями, затронувшими экономические, правовые, социальные аспекты жизни общества.
Стабильность социально-экономической ситуации семьи зависит от ее состава, возраста и количества детей, трудовой деятельности и уровня дохода, обеспеченности жильем, состояния здоровья членов семьи и других факторов, влияющих на жизнедеятельность.
Действующая система социальной помощи и поддержки семей с детьми выстроена с учетом демографической ситуации в регионе с использованием адресных механизмов, направленных на обеспечение индивидуальных потребностей семей, развитие их собственного потенциала и обеспечение возможности для их самостоятельного роста.
Сегодня в системе социальной поддержки предусмотрен охват самых различных сфер жизни семей с детьми, таким образом, каждая семья на определенном жизненном этапе является получателем тех или иных мер.
Рождение ребенка повышает финансовую нагрузку на семью, соответственно, на оказание содействия в стабилизации уровня доходов семьи направлены все действующие меры поддержки и выплаты.
Меры социальной поддержки получают 140 тысяч семей с детьми.
В целях государственной социальной поддержки семей и детей предоставляются ежемесячные, ежегодные, персональные денежные выплаты и компенсации.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" принят и реализуется с 2019 года федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография". В Пермском крае реализуется региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в рамках национального проекта "Демография", которым предусмотрено внедрение механизмов финансовой поддержки семей при рождении детей с целью улучшения их благосостояния.
Меры, направленные на обеспечение финансовой поддержки семей при рождении детей, реализуемые в крае, включает в себя ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет.
За период реализации меры на 01 января 2023 года более 19 тысяч семей получили ежемесячную денежную выплату.
Реализация только монетарных мер в отношении семей не приводит к решению их основных проблем. Поддержка семей с детьми должна осуществляться комплексно, с использованием индивидуального подхода при решении проблемных вопросов каждой отдельной семьи. Первостепенной задачей является выявление и поддержка действительно нуждающихся семей через комплексный поход к решению проблем. Работа включает межведомственное взаимодействие с привлечением всех имеющихся возможностей и ресурсов.
Основной задачей является поддержка самодостаточности семьи и ее стремления к самообеспечению.
По-прежнему основными факторами, приводящими семьи к бедности, остаются высокая иждивенческая нагрузка (семьи с большим количеством детей); отсутствие трудоустройства родителей вследствие безработицы, потеря работы трудоспособными членами семьи; невозможность осуществления трудовой деятельности (уход за ребенком (детьми) до 1,5 - 3 лет и более в связи с отсутствием мест в дошкольных образовательных организациях, инвалидность ребенка, нетрудоспособность одного из родителей); невысокие доходы от работы; пассивная жизненная позиция, несамостоятельность в решении вопросов жизнеустройства; отсутствие системы оценки реальных доходов граждан.
В целях оказания содействия малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам по выходу из трудной жизненной ситуации предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Технология "Социальный контракт" направлена на активные действия граждан в целях получения постоянного дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской или иной деятельности, а также решение вопросов по выходу из трудной жизненной ситуации.