| | | | |
1990 - 1993 | 1994 - 1997 | 1998 - 2001 | 2002 - 2004 | До 2010 |
1. Название программы характеристика, срок действия |
Годовые планы и прогнозы | Федеральная программа социально - экономического развития Республики Бурятия на 1996 - 2005 годы | Программа действия Правительства Республики Бурятия на 1998 - 2002 годы | Программа социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы | Программа устойчивого развития Республики Бурятия до 2010 года |
2. Ситуация, предшествовавшая разработке программы: важнейшие проблемы населения, реального сектора, финансовой сферы |
- Распад СССР, развал хозяйственных связей, утрата контроля над производством и распределением - Инфляция, обесценивание сбережений у населения и потеря оборотного капитала предприятиями вследствие проведения центром монетаристской политики - Резкое падение реальных доходов населения - Спад производства в реальном секторе - Появление безработных - Всеобщий дефицит потребительских товаров - Начало экономической реформы: приватизация, либерализация цен и внешнеэкономической деятельности - Реорганизация совхозов и колхозов, передача земельных паев и скота населению - Появление кооперативов, малых предприятий - Трудность прогнозирования ситуации даже на краткосрочный период | - Государство строит финансовую пирамиду (ГКО), переток финансовых ресурсов из реального сектора экономики в государственные ценные бумаги. Платежный кризис - Сокращение госинвестиций - Остановка производств и резкий спад в инвестиционном секторе и потребительском комплексе - Структурная деформация экономики, рост доли ТЭК в промышленном производстве - Рост числа безработных - Невыплаты и задержки зарплаты в производственной и бюджетной сфере - Ужесточение налогового администрирования, уход бизнеса в теневой сектор - Недоступность кредитов - Расцвет и крах финансовых пирамид - Закрытие Гусиноозерской шахты, Джидакомбината, Хоронхойского рудника, Ново-Кижингинского рудника - Резкое сокращение поголовья скота - Сужение налоговой базы бюджетов республики - К концу периода стабилизация объемов промышленного производства | - Финансовый кризис во второй половине 1998 г. - Рост тарифов на услуги естественных монополий - Начало роста в экспортоориентированных производствах (лесная, легкая, машиностроение), золотодобыче, преимущественно за счет фактора девальвации. - Сокращение импорта потребительских товаров и начало роста в пищевой и легкой промышленности - Рост денежной массы в реальном секторе экономики - Снижение неплатежей, бартера - Реструктуризация долгов предприятий перед бюджетами - Погашение задолженности по пенсиям, в бюджетной сфере, начало роста реальных доходов населения и как следствие, повышение потребительского спроса - Рост налогооблагаемой базы и доходов бюджетов - Введение механизмов государственного стимулирования экономического роста | - Положительная динамика в отраслях реального сектора, начало структурных сдвигов в экономике - сокращение доли ТЭК - Активизация инвестиционной деятельности, недостаток оборотного капитала у предприятий - Рост реальных доходов занятости и населения - Сохранение значительного теневого сектора - Продолжающий рост тарифов в отраслях естественных монополий - Наличие предпосылок для формирования корпоративных структур, инноваций, модернизации производств - Рост потребности в консалтинговых услугах, менеджерах высокого класса - Завершение строительства С-Муйского тоннеля, проблемы занятости и сокращение бюджетных возможностей для поддержания северных территорий - Закрытие Холбольджинского угольного разреза, разработка и реализация программы создания новых производств и рабочих мест в Гусиноозерском промузле - Обострение финансовых проблем ЖКХ - Создание республиканской угольной компании "Бурятуголь" | - Угроза замедления темпов развития из-за инвестиционных ограничений - Усиление конкурентной борьбы на рынках Бурятии и России - Структурные деформации с повышением доли добывающих производств - Ужесточение экологических требований и ограничений - Сохранение рисков в сельском хозяйстве от климатических колебаний, инвестиционных ограничений и деградации кадрового потенциала - Необходимость проведения новой жилищной политики, позволяющей значительно снизить эксплуатационные затраты и повысить качество предоставляемых коммунальных услуг - Инфраструктурные и кадровые ограничения для рационального размещения и развития производительных сил по территории республики и выравнивания экономического потенциала районов |
3. Цели, задачи, приоритеты в области: |
3.1. Государственного регулирования экономики |
- Переходный этап от системы директивных государственных планов к регулированию экономики на основе годовых прогнозов Мониторинг деятельности предприятий, отраслей, районов и городов с принятием соответствующих решений Правительства | - Введение государственных годовых, среднесрочных прогнозов и программ социально - экономического развития - Разработка концепций и целевых программ - Введение в 1996 - 1997 гг. особого режима управления экономикой и социальной сферой | - Введение системы взаимовыгодных отношений между Правительством и хозяйствующими субъектами на основе Соглашений Преодоление последствий финансового кризиса, стабилизация и переход к этапу роста, реструктуризация задолженности в бюджеты, бюджетных организаций | - Введение системы индикативного управления - Установление "правил игры" для хозяйствующих субъектов с определением основных индикаторов социально - экономического развития - Снятие административных барьеров для бизнеса - Максимизация экономического роста - Повышение уровня жизни населения | - Достижение сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития - Увеличение вклада республики в экономику России - Достижение сбалансированного развития районов и городов республики |
3.2. Разграничения полномочий между уровнями власти |
- Разделение полномочий - новые Конституции РФ, РБ, Федеративный договор, законы РФ и РБ о местном самоуправлении | - Урегулирование вопросов в сфере совместного ведения - подписание Договора с РФ и отдельных соглашений с органами исполнительной власти РФ | - Повышение самостоятельности в сфере налоговых и бюджетных отношений - Усиление вертикали государственной власти - Приведение региональных законодательных нормативных актов в соответствие с федеральными - Создание федеральных округов | - Разграничение полномочий между органами исполнительской власти и местного самоуправления в области учета и отчетности, государственного и муниципального заказов, в части предоставления социальных льгот, выплат и др. - Внесение дополнений и изменений в закон РБ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Республике Бурятия" | - Урегулирование полномочий в сфере управления и пользования природными ресурсами |
3.3. Управления собственностью |
- Демонополизация и приватизация в торговле и сфере услуг - Отказ от государственной монополии на производство ликероводочной продукции | - Демонополизация и приватизации в промышленности, транспорте, связи. Чековая приватизация | - Финансовое оздоровление предприятий и банкротство неэффективно работающих. Окончание массовой приватизации. | - Оптимизация структуры госсобственности на основе формирования единого реестра | - Создание устойчивых конкурентоспособных производств. Формирование корпоративных структур |
3.4. Регулирования цен |
- Либерализация ценообразования, создание конкурентной среды | - Либерализация ценообразования, госрегулирование цен на социальнозначимые услуги и товары | - Регулирование цен естественных монополий, социальнозначимых услуг и товаров | - Регулирование цен естественных монополий, социальнозначимых услуг и товаров | - Тарифная политика и тарифное регулирование услуг естественных монополий |
3.5. Налоговой и бюджетной политики |
- Становление налоговой и бюджетной системы | - Повышение собственных доходов бюджетов республики - Снижение размеров дефицита бюджета - Стимулирование инвестиций через предоставление налоговых льгот | - Стимулирование инвестиций, сокращение госдолга, дефицита бюджетов, погашение задолженности по зарплате - Расширение налоговой базы - Урегулирование бюджетной задолженности | - Снижение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики - Стимулирование экономического роста, инноваций, легализации доходов - Сокращение расходов на обслуживание госдолга | - Переход к четырехуровневой бюджетной системы - Жесткое распределение налогов за уровнями бюджетов - Превращение бюджетной политики в инструмент повышения государственного спроса |
3.6. Структурной политики |
- Конверсия оборонных предприятий - Создание многосекторной экономики | - Поддержка объектов жизнеобеспечения - пассажирского транспорта, теплоснабжения, коммунального хозяйства (передача соц. сферы) | - Приоритетное развитие перерабатывающих отраслей, в т.ч. пищевой промышленности. - Поддержка экспортоориентированных производств | - Отход от отраслевых при оритетов - Формирование кластеров - межотраслевых корпоративных структур в пищевой легкой, лесной промышленности, строительном комплексе, туризме и услугах, нетрадиционной медицине на базе инноваций - Структурное обновление промышленности с учетом региональных преимуществ | - Расширение кооперированных и интеграционных связей, создание крупных производственных комплексов - Развитие местной (районной) экономики - Формирование сбалансированной структуры республиканской экономики, оптимизация темпов и межотраслевых пропорций в экономике |
3.7. Инвестиционной деятельности |
- Привлечение внешних инвестиций, создание совместных предприятий | - Формирование рынка инвестиционных проектов - Привлечение инвестиций в золотодобычу, связь | - Господдержка быстроокупаемых инвестиционных проектов - Продвижение крупных проектов для финансирования под гарантии Федерального бюджета - Становление лизинга в сельском хозяйстве - Становление ипотеки - Привлечение инвестиций в макаронное производство, целлюлозно - бумажную промышленность | - Развитие системы страхования рисков - Внедрение системы венчурного финансирования инновационных проектов - Поддержка корпоративных структур, в т.ч. с участием государства - Формирование рынка инвестиционных ресурсов - Активизация банковского капитала в модернизацию экономики | - Повышение имиджа республики как надежного партнера и гаранта сохранности инвестиций - Повышение доверия инвесторов - Стимулирование инвестиций на модернизацию действующих и организацию новых производств - Трансформация сбережений в инвестиционный ресурс через легализацию капитала |
3.8. Социальной политики |
- Социальная защита населения в период обесценивания денег и дефицита продуктов и предметов первой необходимости | - Переход к адресной поддержке наименее обеспеченного населения - Индексация зарплаты в бюджетной сфере, пенсий, стипендий | - Адресная поддержка населения - Господдержка депрессивных территорий - Повышение оплаты труда пенсий, пособий - Переход к финансированию на основе финансовых социальных нормативов - Ликвидация задолженностей по социальным выплатам | - Переход к 100% оплате услуг ЖКХ с выплатой субсидий малообеспеченным гражданам - Значительное повышение зарплаты в социальной сфере - Повышение финансовой самостоятельности объектов образования, культуры, здравоохранения - Реформирование пенсионной системы | - Развитие системы страхования в медицине - Создание стимулов к производительной работе с внедрением персонифицированного учета для расчета пенсий - Реформирование образования |
4. Результаты (последствия переходного периода) и целевые установки до 2010 года |
- Адаптация экономики к условиям рыночной либерализации. Восстановление текущего равновесия происходило за счет спада производства и изменения ценовых соотношений. | - Падение эффективности, обострение структурных диспропорций: между производством и потреблением; производственным потенциалом и выпуском;
налоговой базой и финансовыми обязательствами государства и др. | - Адаптация к структурным диспропорциям, восполнение недостатка ресурсов за счет "проедания" основного капитала, привлечения внешних заимствований. Увеличение возможностей импортозамещения и экспорта в результате девальвации рубля. | - Оживление экономики, стабилизация темпов роста ВРП и ВДС - Укрепление системы государственной власти;
создание институциональных предпосылок экономического роста;
формирование финансовой базы расширенного воспроизводства; повышение сбалансированности бюджетов. | - Модернизация экономики на принципах устойчивого развития, повышение эффективности и конкурентоспособности - Поддержание роста в условиях ужесточения ресурсных и экологических ограничений. |
4.1. Экономика в целом (ВРП) |
Падение ВРП за четыре года: - на 31,5% В среднем за год падение: - 7,9 % | Падение ВРП за четыре года: - 21,5% В среднем за год падение : - 5,4% | Рост ВРП за четыре года: + 7,7% (оценка 2001 - 5,5%) Падение ВРП в 1998: - 5,9% | Рост ВРП за три года: 22 - 26% В среднем за год рост ВРП: 7 - 8% | Рост ВРП за шесть лет: 70% В среднем за год рост ВРП: - 10% |
4.2. Промышленность |
Падение за четыре года: - 25% В среднем за год: - 6,3% | Падение за четыре года: - 5,9% В среднем за: - 1,5% | Рост за четыре года: 22,6% В среднем за год: + 5,7% | Рост за три года: 30% В среднем за год: 8 - 10% | Ежегодные темпы роста: 8 - 10% |
4.3. Сельское хозяйство |
Падение за четыре года: - 29% В среднем за год: - 7,2% | Падение за четыре года: - 14% В среднем за год : - 3,5% | Стабилизация объемов. В последние два года - рост 2,5% | Рост за три года: 8% В среднем за год: 2 - 3% | Ежегодные темпы роста: 3 - 5% |
4.4. Торговля |
| Падение за четыре года: - 14,6% В среднем за год: - 3,7% | Падение за четыре года: - 23,4% В среднем за год: - 5,9% | Рост за три года: 16 - 18% В среднем за год: 5 - 6% | Ежегодные темпы роста: 8 - 10% |