Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ

Таблица 2.1

Основные этапы реформирования экономики Республики Бурятия


1990 - 1993

1994 - 1997

1998 - 2001

2002 - 2004

До 2010

1. Название  программы характеристика, срок действия

Годовые планы и  прогнозы

Федеральная  программа
  социально -
  экономического развития
  Республики Бурятия
  на 1996 - 2005 годы

Программа  действия
  Правительства Республики
  Бурятия на 1998 - 2002
  годы

Программа  социально -
  экономического развития
  Республики Бурятия на
  2002 - 2004 годы

Программа  устойчивого
  развития Республики
  Бурятия до 2010 года

2. Ситуация,  предшествовавшая разработке программы: важнейшие проблемы населения,  реального сектора, финансовой сферы

- Распад СССР,  развал
  хозяйственных связей,
  утрата контроля над
  производством и
  распределением
  - Инфляция, обесценивание
  сбережений у населения и
  потеря оборотного
  капитала предприятиями
  вследствие проведения
  центром монетаристской
  политики
  - Резкое падение реальных
  доходов населения
  - Спад производства в
  реальном секторе
  - Появление безработных
  - Всеобщий дефицит
  потребительских товаров
  - Начало экономической
  реформы: приватизация,
  либерализация цен и
  внешнеэкономической
  деятельности
  - Реорганизация совхозов
  и колхозов, передача
  земельных паев и скота
  населению
  - Появление кооперативов,
  малых предприятий
  - Трудность
  прогнозирования ситуации
  даже на краткосрочный
  период

- Государство  строит
  финансовую пирамиду
  (ГКО), переток финансовых
  ресурсов из реального
  сектора экономики в
  государственные ценные
  бумаги. Платежный кризис
  - Сокращение
  госинвестиций
  - Остановка производств и
  резкий спад в
  инвестиционном секторе и
  потребительском комплексе
  - Структурная деформация
  экономики, рост доли ТЭК
  в промышленном
  производстве
  - Рост числа безработных
  - Невыплаты и задержки
  зарплаты в
  производственной и
  бюджетной сфере
  - Ужесточение налогового
  администрирования, уход
  бизнеса в теневой сектор
  - Недоступность кредитов
  - Расцвет и крах
  финансовых пирамид
  - Закрытие Гусиноозерской
  шахты, Джидакомбината,
  Хоронхойского рудника,
  Ново-Кижингинского
  рудника
  - Резкое сокращение
  поголовья скота
  - Сужение налоговой базы
  бюджетов республики
  - К концу периода
  стабилизация объемов
  промышленного
  производства

- Финансовый  кризис во
  второй половине 1998 г.
  - Рост тарифов на услуги
  естественных монополий
  - Начало роста в
  экспортоориентированных
   производствах (лесная,
  легкая, машиностроение),
  золотодобыче,
  преимущественно за счет
  фактора девальвации.
  - Сокращение импорта
  потребительских товаров и
  начало роста в пищевой и
  легкой промышленности
  - Рост денежной массы в
  реальном секторе
  экономики
  - Снижение неплатежей,
  бартера
  - Реструктуризация долгов
  предприятий перед
  бюджетами
  - Погашение задолженности
  по пенсиям, в бюджетной
  сфере, начало роста
  реальных доходов
  населения и как
  следствие, повышение
  потребительского спроса
  - Рост налогооблагаемой
  базы и доходов бюджетов
  - Введение механизмов
  государственного
  стимулирования
  экономического роста

- Положительная  динамика
  в отраслях реального
  сектора, начало
  структурных сдвигов в
  экономике - сокращение
  доли ТЭК
  - Активизация
  инвестиционной
  деятельности, недостаток
  оборотного капитала у
  предприятий
  - Рост реальных доходов
  занятости и населения
  - Сохранение
  значительного теневого
  сектора
  - Продолжающий рост
  тарифов в отраслях
  естественных монополий
  - Наличие предпосылок для
  формирования
  корпоративных структур,
  инноваций, модернизации
  производств
  - Рост потребности в
  консалтинговых услугах,
  менеджерах высокого
  класса
  - Завершение
  строительства С-Муйского
  тоннеля, проблемы
  занятости и сокращение
  бюджетных возможностей
  для поддержания северных
  территорий
  - Закрытие
  Холбольджинского
  угольного разреза,
  разработка и реализация
  программы создания новых
  производств и рабочих
  мест в Гусиноозерском
  промузле
  - Обострение финансовых
  проблем ЖКХ
  - Создание
  республиканской угольной
  компании "Бурятуголь"

- Угроза  замедления
  темпов развития из-за
  инвестиционных
  ограничений
  - Усиление конкурентной
  борьбы на рынках Бурятии
  и России
  - Структурные деформации
  с повышением доли
  добывающих производств
  - Ужесточение
  экологических требований
  и ограничений
  - Сохранение рисков в
  сельском хозяйстве от
  климатических колебаний,
  инвестиционных
  ограничений и деградации
  кадрового потенциала
  - Необходимость
  проведения новой
  жилищной политики,
  позволяющей значительно
  снизить эксплуатационные
  затраты и повысить
  качество предоставляемых
  коммунальных услуг
  - Инфраструктурные и
  кадровые ограничения для
  рационального размещения
  и развития
  производительных сил по
  территории республики и
  выравнивания
  экономического
  потенциала районов

3. Цели, задачи,  приоритеты в области:

3.1.  Государственного регулирования экономики

- Переходный этап  от
  системы директивных
  государственных планов к
  регулированию экономики
  на основе годовых
  прогнозов
  Мониторинг деятельности
  предприятий, отраслей,
  районов и городов с
  принятием соответствующих
  решений Правительства

- Введение
  государственных годовых,
  среднесрочных прогнозов и
  программ социально -
  экономического развития
  - Разработка концепций и
  целевых программ
  - Введение в 1996 - 1997
  гг. особого режима
  управления экономикой и
  социальной сферой

- Введение  системы
  взаимовыгодных отношений
  между Правительством и
  хозяйствующими субъектами
  на основе Соглашений
  Преодоление последствий
  финансового кризиса,
  стабилизация и переход к
  этапу роста,
  реструктуризация
  задолженности в бюджеты,
  бюджетных организаций

- Введение  системы
  индикативного управления
  - Установление "правил
  игры" для хозяйствующих
  субъектов с определением
  основных индикаторов
  социально -
  экономического развития
  - Снятие административных
  барьеров для бизнеса
  - Максимизация
  экономического роста
  - Повышение уровня жизни
  населения

- Достижение
  сбалансированного и
  устойчивого
  экономического и
  социального развития
  - Увеличение вклада
  республики в экономику
  России
  - Достижение
  сбалансированного
  развития районов и
  городов республики

3.2. Разграничения  полномочий между уровнями власти

- Разделение  полномочий -
  новые Конституции РФ, РБ,
  Федеративный договор,
  законы РФ и РБ о местном
  самоуправлении

- Урегулирование  вопросов
   в сфере совместного
  ведения - подписание
  Договора с РФ и отдельных
  соглашений с органами
  исполнительной власти РФ

- Повышение
  самостоятельности в сфере
  налоговых и бюджетных
  отношений
  - Усиление вертикали
  государственной власти
  - Приведение региональных
  законодательных
  нормативных актов в
  соответствие с
  федеральными
  - Создание федеральных
  округов

-  Разграничение
  полномочий между органами
  исполнительской власти и
  местного самоуправления в
  области учета и
  отчетности,
  государственного и
  муниципального заказов, в
  части предоставления
  социальных льгот, выплат
  и др.
  - Внесение дополнений и
  изменений в закон РБ "Об
  общих принципах
  организации местного
  самоуправления в
  Республике Бурятия"

-  Урегулирование
  полномочий в сфере
  управления и пользования
  природными ресурсами

3.3. Управления  собственностью

- Демонополизация  и
  приватизация в торговле и
  сфере услуг
  - Отказ от
  государственной монополии
  на производство
  ликероводочной продукции

- Демонополизация  и
  приватизации в
  промышленности,
  транспорте, связи.
  Чековая приватизация

- Финансовое  оздоровление
  предприятий и банкротство
  неэффективно работающих.
  Окончание массовой
  приватизации.

- Оптимизация  структуры
  госсобственности на
  основе формирования
  единого реестра

- Создание  устойчивых
  конкурентоспособных
  производств.
  Формирование
  корпоративных
  структур

3.4. Регулирования  цен

-  Либерализация
  ценообразования, создание
  конкурентной среды

-  Либерализация
  ценообразования,
  госрегулирование цен на
  социальнозначимые услуги
  и товары

- Регулирование  цен
  естественных монополий,
  социальнозначимых услуг и
  товаров

- Регулирование  цен
  естественных монополий,
  социальнозначимых услуг и
  товаров

- Тарифная  политика и
  тарифное регулирование
  услуг естественных
  монополий

3.5. Налоговой и  бюджетной политики

- Становление  налоговой и
  бюджетной системы

- Повышение  собственных
  доходов бюджетов
  республики
  - Снижение размеров
  дефицита бюджета
  - Стимулирование
  инвестиций через
  предоставление налоговых
  льгот

-  Стимулирование
  инвестиций, сокращение
  госдолга, дефицита
  бюджетов, погашение
  задолженности по зарплате
  - Расширение налоговой
  базы
  - Урегулирование
  бюджетной задолженности

- Снижение  налоговой
  нагрузки на реальный
  сектор экономики
  - Стимулирование
   экономического роста,
  инноваций, легализации
  доходов
  - Сокращение расходов на
  обслуживание госдолга

- Переход к
  четырехуровневой
  бюджетной системы
  - Жесткое распределение
  налогов за уровнями
  бюджетов
  - Превращение бюджетной
  политики в инструмент
  повышения
  государственного спроса

3.6. Структурной  политики

- Конверсия  оборонных
  предприятий
  - Создание многосекторной
  экономики

- Поддержка  объектов
  жизнеобеспечения -
  пассажирского транспорта,
  теплоснабжения,
  коммунального хозяйства
  (передача соц. сферы)

- Приоритетное  развитие
  перерабатывающих
  отраслей, в т.ч. пищевой
  промышленности.
  - Поддержка
  экспортоориентированных
  производств

- Отход от  отраслевых
  при оритетов
  - Формирование
  кластеров - межотраслевых
  корпоративных структур в
  пищевой легкой, лесной
  промышленности,
  строительном комплексе,
  туризме и услугах,
  нетрадиционной медицине
  на базе инноваций
  - Структурное обновление
  промышленности с учетом
  региональных преимуществ

- Расширение
  кооперированных и
  интеграционных связей,
  создание крупных
  производственных
  комплексов
  - Развитие местной
  (районной) экономики
  - Формирование
  сбалансированной
  структуры
  республиканской
  экономики, оптимизация
  темпов и межотраслевых
  пропорций в экономике

3.7.  Инвестиционной деятельности

- Привлечение  внешних
  инвестиций, создание
  совместных предприятий

- Формирование  рынка
  инвестиционных проектов
  - Привлечение инвестиций
  в золотодобычу, связь

-  Господдержка
  быстроокупаемых
  инвестиционных проектов
  - Продвижение крупных
  проектов для
  финансирования под
  гарантии Федерального
  бюджета
  - Становление лизинга в
  сельском хозяйстве
  - Становление ипотеки
  - Привлечение инвестиций
  в макаронное
  производство,
  целлюлозно - бумажную
  промышленность

- Развитие  системы
  страхования рисков
  - Внедрение системы
  венчурного финансирования
  инновационных проектов
  - Поддержка корпоративных
  структур, в т.ч. с
  участием государства
  - Формирование рынка
  инвестиционных ресурсов
  - Активизация банковского
  капитала в модернизацию
  экономики

- Повышение  имиджа
  республики как надежного
  партнера и гаранта
  сохранности инвестиций
  - Повышение доверия
  инвесторов
  - Стимулирование
  инвестиций на
  модернизацию действующих
  и организацию новых
  производств
  - Трансформация
  сбережений в
  инвестиционный ресурс
  через легализацию
  капитала

3.8. Социальной  политики

- Социальная  защита
  населения в период
  обесценивания денег и
  дефицита продуктов и
  предметов первой
  необходимости

- Переход к  адресной
  поддержке наименее
  обеспеченного населения
  - Индексация зарплаты в
  бюджетной сфере, пенсий,
  стипендий

- Адресная  поддержка
  населения
  - Господдержка
  депрессивных территорий
  - Повышение оплаты труда
  пенсий, пособий
  - Переход к
  финансированию на основе
  финансовых социальных
  нормативов
  - Ликвидация
  задолженностей по
  социальным выплатам

- Переход к 100%  оплате
  услуг ЖКХ с выплатой
  субсидий малообеспеченным
  гражданам
  - Значительное повышение
  зарплаты в социальной
  сфере
  - Повышение финансовой
  самостоятельности
  объектов образования,
  культуры, здравоохранения
  - Реформирование
  пенсионной системы

- Развитие  системы
  страхования в медицине
  - Создание стимулов к
   производительной работе
  с внедрением
  персонифицированного
  учета для расчета пенсий
  - Реформирование
  образования

4. Результаты (последствия  переходного периода) и целевые установки до 2010 года

- Адаптация  экономики к
  условиям рыночной
  либерализации.
  Восстановление текущего
  равновесия происходило за
  счет спада производства и
  изменения ценовых
  соотношений.

- Падение  эффективности,
  обострение структурных
  диспропорций: между
  производством и
  потреблением;
  производственным
  потенциалом и выпуском;

  налоговой базой и
  финансовыми
  обязательствами
  государства и др.

- Адаптация к  структурным
  диспропорциям,
  восполнение недостатка
  ресурсов за счет
  "проедания" основного
  капитала, привлечения
  внешних заимствований.
  Увеличение возможностей
  импортозамещения и
  экспорта в результате
  девальвации рубля.

- Оживление  экономики,
  стабилизация темпов роста
  ВРП и ВДС
  - Укрепление системы
  государственной власти;

  создание
  институциональных
  предпосылок
  экономического роста;

  формирование финансовой
  базы расширенного
  воспроизводства;
  повышение
  сбалансированности
  бюджетов.

- Модернизация  экономики
  на принципах устойчивого
  развития, повышение
  эффективности и
  конкурентоспособности
  - Поддержание роста в
  условиях ужесточения
  ресурсных и
  экологических
  ограничений.

4.1. Экономика в  целом (ВРП)

Падение ВРП за  четыре
  года: - на 31,5% В
  среднем за год падение:
  - 7,9 %

Падение ВРП за  четыре
  года: - 21,5% В среднем
  за год падение : - 5,4%

Рост ВРП за четыре  года:
  + 7,7% (оценка 2001 -
  5,5%) Падение ВРП в 1998:
  - 5,9%

Рост ВРП за три  года:
  22 - 26% В среднем за год
  рост ВРП: 7 - 8%

Рост ВРП за шесть  лет:
  70% В среднем за год
  рост ВРП: - 10%

4.2.  Промышленность

Падение за четыре  года:
  - 25%
  В среднем за год: - 6,3%

Падение за четыре  года: -
  5,9%
  В среднем за: - 1,5%

Рост за четыре  года:
  22,6% В среднем за год:
  + 5,7%

Рост за три года:  30%
  В среднем за год: 8 - 10%

Ежегодные темпы  роста:
  8 - 10%

4.3. Сельское  хозяйство

Падение за четыре  года:
  - 29%
  В среднем за год: - 7,2%

Падение за четыре  года: -
  14%
  В среднем за год : - 3,5%

Стабилизация  объемов. В
  последние два года - рост
  2,5%

Рост за три года:  8%
  В среднем за год: 2 - 3%

Ежегодные темпы  роста:
  3 - 5%

4.4. Торговля

Падение за четыре  года:
  - 14,6%
  В среднем за год: - 3,7%

Падение за четыре  года:
  - 23,4%
  В среднем за год: - 5,9%

Рост за три года:  16 -
  18%
  В среднем за год: 5 - 6%

Ежегодные темпы  роста:
  8 - 10%

4.5.  Инвестиции

Падение за четыре  года:
  в 6 раз

Рост за четыре  года: 48%
  В среднем за год: 12%

Падение за четыре  года: -
  87%
  В среднем за год: - 22%

Без БАМа:
  За три года рост - 58%
  В среднем за год: 13 -
  22%

Ежегодные темпы  роста:
  10 - 12%

4.6. Численность  занятых в экономике

1990 год: 489 тыс.  чел.

1995 год - 420,4  тыс. чел
  1997 год - 400,5 тыс. чел

1998 год - 370  тыс. чел.
  1999 год - 396 тыс. чел.
  2001 год - 404,6 тыс. чел

2002 год - 410  тыс. чел.
  2003 год - 420 тыс. чел.
  2004 год - 429 тыс. чел.

Полная  занятость

4.7. Реальные  доходы населения

Падение за 1995 и  1996
  годы: - 26% Рост в 1997
  году: 30%

Падение в 1998  году: -
  30%
  Рост в 2000 году - 2,3%
  2001 году - 3,3%

Рост в 2002 году -  4%
  2003 году - 5%
  2004 году - 6%

Ежегодные темпы  роста:
  10 - 12%

4.8.  Продолжительность жизни

1990 год - 67,6  лет

1995 год - 63,4  года
  1996 год - 65,9 лет

1998 год - 65,3  года
  1999 год - 63,2 года

2004 год - 66  лет

2010 год - 68  лет

Удалось  (возможности для успеха)

- Избежать  социального
  взрыва
  - Обеспечить более низкие
  темпы падения

-  Сформировать
  нормативно - правовую
  базу реформ
  - Сохранить социальную
  стабильность в обществе
  - Не допустить массовой
  безработицы и банкротств
  предприятий и организаций

- Остановить спад  в
  экономике и войти в режим
  роста
  - Постепенно поднимать
  уровень жизни населения
  - Выстроить систему
  программно - целевых
  методов управления

- Выявить  потенциал
  экономического роста и
  приоритеты развития
  - Выстроить новую
  доктрину управления

- Появилось  долгосрочное
  видение и понимание
  необходимости выработки
  долгосрочной стратегии и
  уверенность в
  потенциальных
  возможностях республики
  и населения

Не удалось (угрозы  невыполнения программных мер)

- Защитить  местного
  производителя от давления
  импортных товаров
  - Сохранить
  межрегиональные
  хозяйственные связи

- Остановить спад  в
  экономике
  - Поддержать уровень
  жизни

- Обеспечить  ощутимый
  приток внешних инвестиций
  - Снизить размеры
  госдолга
  - Поддержать градо-,
  поселкообразующие
  предприятия
  - Развить фондовый рынок

- Преодолеть  отставание в
  проведении
  институциональных реформ
  и обеспечить кадровое
  сопровождение будущих
  реформ
  - Удовлетво рить
  инвестиционный спрос
  - Достичь
  среднероссийского уровня
  макроэкономических
  показателей

- обеспечить  полную
  сбалансированность
  экономических,
  социальных,
  экологических целей с
  финансовым обеспечением
  и кадровым