(с изменениями на 23 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 26.12.2013 N 713, от 07.03.2014 N 96, от 22.05.2014 N 229, от 23.06.2014 N 285, от 23.09.2014 N 461, от 04.12.2014 N 610, от 05.03.2015 N 99, от 21.04.2015 N 189, от 26.06.2015 N 322, от 30.12.2015 N 673, от 08.04.2016 N 138, от 11.08.2016 N 375, от 26.10.2016 N 497, от 28.12.2016 N 609, от 18.08.2017 N 411, от 01.12.2017 N 564, от 20.12.2017 N 597, от 23.03.2018 N 140, от 10.05.2018 N 240, от 15.06.2018 N 335, от 18.09.2018 N 509, от 27.09.2018 N 533, от 15.10.2018 N 576, от 24.10.2018 N 592, от 14.01.2019 N 7, от 26.03.2019 N 137, от 03.10.2019 N 533, от 21.11.2019 N 615, от 24.01.2020 N 34, от 18.06.2020 N 359, от 16.07.2020 N 426, от 23.07.2020 N 441, от 29.12.2020 N 826, от 21.04.2021 N 187, от 20.05.2021 N 230, от 22.09.2021 N 530, от 17.11.2021 N 645, от 04.02.2022 N 44, от 03.03.2022 N 86, от 17.06.2022 N 358, от 26.10.2022 N 657, от 28.12.2022 N 840, от 30.12.2022 N 853, от 30.06.2023 N 380, от 11.12.2023 N 750, от 07.03.2024 N 120, от 23.04.2024 N 230, от 04.06.2024 N 320, от 18.07.2024 N 417, от 23.10.2024 N 604)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.07.2023 N 400 "Об утверждении Порядка разработки, реализации, мониторинга государственных программ Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 11.12.2023 N 750)
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Бурятия "Экономическое развитие и инновационная экономика".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Бурятия -
Председатель Правительства
Республики Бурятия
В.НАГОВИЦЫН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия от 11.12.2023 N 750, от 07.03.2024 N 120, от 23.04.2024 N 230, от 04.06.2024 N 320, от 18.07.2024 N 417, от 23.10.2024 N 604)
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития Республики Бурятия.
Основным показателем развития экономики является рост валового регионального продукта (далее - ВРП).
В 2022 году Республика Бурятия, как и Россия в целом, оказалась под воздействием меняющихся внешних условий, прежде всего, в условиях санкционных ограничений на поставки техники и оборудования (в том числе запасных частей), изменения транспортно-логистических цепочек, роста цен на сырье и материалы, так и внутренних факторов, которые оказали влияние на развитие экономики.
В условиях введения ограничительных мер со стороны недружественных стран для поддержания экономики в 2022 году были приняты меры как на федеральном, так и на региональном уровнях. Принятые меры позволили стабилизировать и поддержать бизнес, тем самым обеспечить бесперебойную работу экономики республики.
По итогам 2022 года объем ВРП Республики Бурятия по оценке составило 389,9 млрд. руб. с ростом к 2021 году 102,1%. Положительная динамика ВРП обусловлена ростом промышленного производства на 10,5% относительно показателя 2021 года, в том числе обрабатывающих производств, строительства на 77,7% к 2021 году.
Несмотря на высокие темпы роста ВРП показатель на душу населения все еще является самым низким в Дальневосточном федеральном округе (11 место в ДФО).
В связи с высокой базой 2022 года, а также снижением экспортной активности в 2023 году ожидается снижение ВРП на 1,5% к 2022 году.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета, как результат развития экономики республики, выросли по итогам 2022 года до 55,3 млрд. рублей, их прирост к уровню 2021 года составил 19,4%, за период с 2018 года - в 1,6 раза. Рост поступлений отмечается по основным налогам, которые формируются на территории региона и обеспечивают более 80% объема собственных доходов - налогу на прибыль (11,8 млрд. рублей, прирост за 5 лет в 1,7 раза), налогу на доходы физических лиц (24,8 млрд. рублей, прирост в 1,7 раза), налогам от субъектов малого и среднего бизнеса по специальным налоговым режимам (3,3 млрд. рублей, рост за 5 лет на 65%), имущественным налогам (5,8 млрд. рублей, прирост на 8,8%).
Дальнейшее развитие собственного доходного потенциала будет обеспечиваться ежегодным ростом экономики в результате увеличения объемов промышленного производства, уровня заработной платы, привлечения инвестиций в экономику и развития малого бизнеса, в том числе за счет реализуемых в республике мер поддержки бизнеса, направленных на стимулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности.
В условиях действующего налогового, бюджетного законодательства и планируемых параметров социально-экономического развития Республики Бурятия значение показателя по уровню налоговых и неналоговых доходов на душу населения (как показателя, характеризующего экономическое благосостояние республики и уровень жизни населения) к 2035 году прогнозируется увеличить в сравнении с 2022 годом в 1,9 раза, что предполагает его среднегодовой рост в пределах 5,5%.
Обязательства Республики Бурятия по обеспечению роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета предусматриваются в рамках Соглашений, ежегодно заключаемых с Минфином России, о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Бурятия.
В целях увеличения собственного доходного потенциала осуществляется реализация Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Республики Бурятия, направленных на реализацию инвестиционных проектов в отраслях реального сектора экономики (добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, торговле, энергетике и туризме), а также стимулирование муниципальных образований в Республике Бурятия реализации мероприятий по мобилизации внутренних резервов собираемости имущественных налогов.
Внешнеторговый оборот Республики Бурятия демонстрирует ежегодный рост, так, по итогам 2022 года темп роста объемов внешней торговли составил 56% к уровню к 2021 года. Наблюдается значительное увеличение положительного сальдо торгового баланса на 52,8%. Около 350 участников внешнеэкономической деятельности осуществляют торговлю с партнерами из 69 стран мира.
При этом максимальную динамику роста в 1,6 раза по отношению к 2021 году показал экспорт, на долю которого в объеме внешней торговли приходится 93%. Импорт в 2022 году увеличился в 1,8 раза по отношению к 2021 году за счет роста поставок из стран дальнего зарубежья.
В товарной структуре экспорта Республики Бурятия в 2022 году наибольший удельный вес занимают топливно-энергетические товары - 66,5%, машиностроительная продукция - 25,2%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 5,7%, продовольствие и сырье - 1,3%; металлы и изделия из них - 0,4%; продукция химической промышленности - 0,3%; текстиль, текстильные изделия - 0,1%.
Партнерами по экспорту республики в 2022 году являются 48 стран мира, из них 32 - дружественные, на долю которых приходится 60% общего экспорта. Наиболее высокие темпы роста экспорта наблюдаются у Китайской Народной Республики (в 1,5 раза), Республики Корея (в 8,5 раза), Тайваня (в 1,6 раза), Малайзии (в 2,4 раза), Турецкой Республики (в 20,0 раза), Республики Индия (в 13,4 раза). Значительная доля в экспорте на протяжении ряда лет приходится на стратегических партнеров республики Китайскую Народную Республику и Монголию (40 - 50%).
Ведущие предприятия-экспортеры республики: АО "Разрез Тугнуйский", АО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Селенгинский ЦКК", ЗАО "Байкальская лесная компания", ООО "Предприятие "Аэротех", АО "Свинокомплекс "Восточно-Сибирский".
В этой связи приоритетным направлением в увеличении экспорта Республики Бурятия определено развитие внешнеэкономического потенциала ключевых отраслей экономики республики: высокотехнологичное машиностроение и приборостроение, лесопромышленный и агропромышленный комплекс, пищевая промышленность.
По темпам роста инвестиций Бурятия в 2022 году заняла 3 место в ДФО и 9 место в России.
В республике действуют налоговые льготы для отдельных категорий инвесторов, региональных инвестиционных проектов, масштабных инвестиционных проектов, государственные гарантии, предоставляются земельные участки без торгов инвесторам. Возможность заключения соглашений о защите и поощрений капиталовложений между инвестором и Республикой Бурятия, гарантирующие инвесторам неухудшение законодательных норм, регулирующих инвестиционную деятельность, и предоставляющие возможность компенсации затрат на создание объектов инфраструктуры. Также введено понятие "статус приоритетного инвестиционного проекта (далее - ПИП)", определен порядок его присвоения. Инвестиционный проект, получивший статус ПИП, получает право к действующим мерам государственной поддержки еще дополнительно 5 мер.
В целях улучшения инвестиционного климата в 2022 году внедрен Региональный инвестиционный стандарт.
По своей направленности на развитие экономики и инновационной сферы в 2022 году Государственная программа Республики Бурятия "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа) косвенно сыграла роль в достижении показателя национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - обеспечение увеличения реального роста инвестиций в основной капитал не менее 170% по сравнению с показателем 2020 года. Это следует из того, что инвестиции в основной капитал в 2022 году выросли на 26,2% к уровню 2021 года, в том числе внебюджетные инвестиции - в 1,5 раза.
Наиболее значительные объемы инвестиций освоены в транспортном секторе, энергетике, добывающей и обрабатывающей промышленности. Доля инвестиций в валовом региональном продукте увеличилась за 2 года с 21,3% до 27,2%.
В рамках Программы реализуются мероприятия, направленные на развитие территории опережающего развития с преференциальным режимом осуществления предпринимательской деятельности "Бурятия". С начала ее создания количество резидентов увеличилось с 2 до 16 с общим объемом инвестиций свыше 10,6 млрд. рублей и созданием более 1000 рабочих мест.
Ведется целенаправленная работа по привлечению инвестиций, созданию благоприятной деловой среды и обеспечению условий для реализации коммерческих и инфраструктурных инвестиционных проектов, осуществляемая Фондом регионального развития Республики Бурятия (далее - Фонд).
В целях организации работы по привлечению потенциальных инвесторов всего за 2022 год оказано 74 консультации, что способствовало в получении 80 мер государственной поддержки инвесторами.
В рамках Программы реализовались 7 мероприятий Плана социального развития центра экономического роста Республики Бурятия, субсидированных по президентской дальневосточной "Единой субсидии", которая в свою очередь направлена на достижение цели государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" - реализация планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
В 2022 году в Республике Бурятия объем финансирования президентской дальневосточной "Единой субсидии" составил 1019,5 млн. руб., в том числе 1010,02 млн. руб. за счет средств федерального бюджета. В сравнении с 2021 годом объем финансирования из федерального бюджета 2022 г. ниже уровня 2021 г. на 27%.
В рамках Программы в Республике Бурятия реализуется региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" национального проекта "Международная кооперация и экспорт" и два региональных проекта национального проекта "Производительность труда": "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" и "Системные меры по повышению производительности труда, направленных на достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
С 2019 года участниками национального проекта "Производительность труда" стали 19 предприятий республики.
Для стимулирования технологического развития и повышения производительности труда с 2019 года Республика Бурятия присоединилась к реализации национального проекта "Производительность труда".
В сентябре 2020 года запущена первая в Дальневосточном федеральном округе сертифицированная учебно-производственная площадка "Фабрика процессов" на базе АО "Улан-Удэнский авиационный завод". На Фабрике обучено порядка 500 сотрудников из 19 предприятий - участников национального проекта, а также около 100 сотрудников государственной и муниципальной службы.
В рамках регионального проекта "Системные меры по повышению производительности труда" прошли обучение и получили дипломы по программе "Лидеры производительности" более 160 человек.
По программе "Акселераторы экспортного роста" обучено 20 сотрудников предприятий: ОАО "Селенгинский ЦКК", АО "Улан-Удэнское приборостроительное объединение", АО "Улан-Удэнский авиационный завод", ООО "Бурятмяспром".
В регионе действуют налоговые преференции для участников нацпроекта "Повышение производительности труда и поддержка занятости". Законом Республики Бурятия от 28.06.2019 N 531-VI организациям - участникам национального проекта предоставлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта, направленного на повышение производительности труда. За 2020 - 2022 годы предоставлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество трем предприятиям на сумму более 120 млн. руб.