В целях приведения в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести следующие изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 N 107 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан (2014 - 2017 годы и на период до 2021 года)" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 22.05.2014 N 231, от 03.09.2014 N 416, от 22.10.2014 N 515, от 05.03.2015 N 98, от 21.04.2015 N 195, от 25.06.2015 N 321, от 22.09.2015 N 472, от 13.11.2015 N 571, от 25.12.2015 N 656, от 15.08.2016 N 382, от 27.01.2017 N 28, от 23.06.2017 N 306, от 26.12.2017 N 617, от 26.03.2018 N 148, от 04.06.2018 N 305):
1.1. В наименовании, пункте 1 слова "(2014 - 2017 годы и на период до 2021 года)" исключить.
1.2. В пункте 2 слова "Шутенков И.Ю." заменить словами "Мухин В.В.", слова "2014 - 2016 годы и на период до 2021 года" заменить словами "очередной финансовый год и плановый период".
1.3. В Государственной программе Республики Бурятия "Социальная поддержка граждан (2014 - 2017 годы и на период до 2021 года)":
1.3.1. В наименовании слова "(2014 - 2017 годы и на период до 2021 года)" исключить.
1.3.2. В паспорте:
1.3.2.1. В строке "Наименование Программы" слова "(2014 - 2017 годы и на период до 2021 года)" исключить.
1.3.2.2. В строке "Соисполнители Программы" слова "Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия" заменить словами "органы местного самоуправления (по согласованию), общественные организации инвалидов (по согласованию)".
1.3.2.3. Строку "Объем бюджетных ассигнований Программы" изложить в следующей редакции:
"Объем бюджетных ассигнований Программы | Сроки реализации, годы | Объемы финансирования, тыс. руб. | |||||
Всего | ФБ | РБ | МБ | ВИ | Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | ||
2014 | 7279139,2 | 1849776,0 | 5418118,6 | 3350,0 | 250,0 | 7644,6 | |
2015 | 7145504,9 | 1780005,8 | 5357782,3 | 1300,0 | 6416,8 | ||
2016 | 7418383,3 | 1948284,0 | 5470099,3 | ||||
2017 | 7354735,3 | 1761548,8 | 5593186,5 | ||||
2018 | 7893491,9 | 1977348,2 | 5916143,7 | ||||
2019 | 7002191,0 | 1869368,3 | 5132822,7 | ||||
2020 | 7042620,9 | 1916282,2 | 5126338,7 | ||||
2021 | 7042620,9 | 1916282,2 | 5126338,7 | ||||
Итого | 58178687,4 | 15018895,5 | 43140830,5 | 4650,0 | 250,0 | 14061,4". |
1.3.3. Раздел I "Характеристика текущего состояния сферы реализации Государственной программы, основные проблемы развития" изложить в следующей редакции:
"Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ
Повышение уровня и качества жизни населения определено Программой социально-экономического развития Республики Бурятия как одна из стратегических целей государственной политики республики. Реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия, в том числе в области социальной защиты семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является основополагающим направлением деятельности Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.
В республике предоставление мер социальной поддержки, выплата пособий, социальная помощь населению регулируются федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и другими нормативно-правовыми актами Республики Бурятия. Ежегодно на выполнение публичных обязательств государства из консолидированного бюджета направляется более 4,6 млрд. рублей. Социальные выплаты в целом получают более 300 тыс. получателей.
Особое внимание уделяется качеству предоставления услуг: работают клиентские службы, залы ожидания оборудованы комфортной мебелью, внедрена технология "одного окна", активно осуществляется переход на оказание услуг в формате "электронного правительства".
Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия инициированы и введены новые меры социальной поддержки для жителей республики:
- единовременная денежная выплата на приобретение жилья многодетным семьям, имеющим 6 и более несовершеннолетних детей и нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- республиканский материнский (семейный) капитал в размере 50000 рублей семьям, среднедушевой доход которых ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного в Республике Бурятия, при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей, начиная с 1 января 2013 года;
- компенсация расходов на оплату коммунальных услуг;
- компенсация расходов по оплате за жилое помещение по договору найма жилого помещения малоимущим семьям с детьми.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Бурятия осуществляется разветвленной сетью республиканских государственных учреждений социального обслуживания населения Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, состоящей из 15 учреждений:
- 5 психоневрологических интернатов, в т.ч. один комплексный центр, среднее количество обслуживаемых составляет более 1200 человек в год;
- 6 домов-интернатов, в т.ч. один комплексный центр, среднее количество обслуживаемых составляет более 700 человек в год;
- 1 специальный дом-интернат, среднее количество обслуживаемых составляет более 100 человек в год;
- 1 реабилитационное учреждение для несовершеннолетних, среднее количество обслуживаемых в стационарном отделении в год составляет более 1800 детей, в т.ч. более 500 детей-инвалидов;
- 1 центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий, среднее количество обслуживаемых составляет более 700 человек в год;
- 1 госпиталь для ветеранов войн, социально-медицинскую реабилитацию ежегодно получают свыше 7000 чел., в гериатрическом отделении проходят реабилитацию свыше 1000 чел.
Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия проводится работа, направленная на формирование рынка социальных услуг, привлечение в сферу социального обслуживания коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций.
В учреждениях проводится работа по обеспечению качества предоставления социальных услуг и расширению спектра предоставляемых услуг.
В рамках Закона Республики Бурятия от 07.10.2014 N 665-V "О реализации полномочий по социальному обслуживанию граждан на территории Республики Бурятия" социальное обслуживание осуществляется на основе стандартов социальных услуг согласно индивидуальным программам, разработанным исходя из индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг. Гражданам предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочные социальные услуги.
Введены новые формы работы и виды услуг: действуют палаты повышенной комфортности, платные койко-места, предназначенные для временного проживания ветеранов на период отъезда их родных (например, в отпуск или командировку), "заказное" меню, социальный туризм, досуговые услуги и другие.
Наиболее социально востребованной среди пожилых граждан и инвалидов и экономически эффективной формой социального обслуживания является оказание услуг на дому. Расходы на социальное обслуживание на дому ниже расходов на обслуживание в домах-интернатах. Поэтому внедрение стратегии домашнего ухода, направленной на обеспечение максимально длительного пребывания человека в привычной социальной среде, является наиболее оптимальной.
Социальными работниками оказывается широкий спектр различных услуг социального и несоциального характера.
В целях оказания экстренных услуг в организациях социального обслуживания внедрены новые формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: работают бригады экстренного реагирования "Мобильные социальные службы", которые оказывают помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, проживающим в отдаленных населенных пунктах.
С 2012 года внедрена мобильная служба "Социальный экспресс", которая является мобильным формированием, предназначенным для оказания услуг пожилым гражданам и инвалидам в связи с экстренной необходимостью и маломобильным группам населения малых и отдаленных сельских поселений путем проведения Дней социального обслуживания.
Приемная семья также одна из новых "семейных" форм социального обслуживания, которая дает возможность одиноким гражданам обрести семью, заботу и тепло близких людей. Внедрение такого вида социальной поддержки предполагает снижение очередности в дома-интернаты общего типа, она экономически целесообразна и является альтернативой стационарному обслуживанию. Приемная семья позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в семье и в обществе в целом.
В Республике Бурятия реализуется программа, обеспечивающая заключение договоров пожизненного содержания с иждивением, согласно которой граждане получают ежемесячную пожизненную ренту или социальные услуги в благоустроенных комнатах повышенной комфортности в автономном учреждении социального обслуживания "Улан-Удэнский центр социального обслуживания "Доверие".
Квартиры пожилых граждан, заключивших договоры пожизненного содержания с иждивением, включаются в специализированный жилищный фонд республики и в порядке очередности предоставляются гражданам, нуждающимся в жилье, прежде всего детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
С 2010 года успешно действует проект "Социальный контракт". Участниками социального контракта становятся, как правило, семьи с детьми. С начала реализации мероприятия социальная помощь оказана 1007 семьям в виде натуральной помощи путем передачи в безвозмездное пользование коровы.
С января 2016 года расширились возможности по выходу из трудной жизненной ситуации малоимущих граждан. Вступило в силу постановление Правительства Республики Бурятия от 22.09.2015 N 471 "Об утверждении Положения о назначении и выплате адресной социальной помощи на основании социального контракта".
Социальная помощь оказывается согласно очередности и исходя из объема средств, предусмотренных в республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
В 2011 году также получила свое начало новая интеллектуальная форма обслуживания "Университет третьего возраста". Целями ее работы являются организация интеллектуального общения и культурного досуга, повышение правовой грамотности, позитивного настроя, социальной, спортивной, культурной и экономической жизни пожилых граждан и инвалидов, снижение психологического напряжения, мотивация к различным видам деятельности, обучение основам компьютерной грамотности.
Одним из направлений улучшения качества предоставляемых услуг является повышение уровня профессиональной подготовки специалистов органов и учреждений системы социальной защиты населения. Обеспечение отрасли квалифицированными специалистами предполагает формирование оптимальной численности и квалификационной структуры кадров, их рациональное размещение и эффективное использование.