ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2010 года N 103
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2010-2012 ГОДЫ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2010-2012 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 3 апреля 2013 года на основании Постановления Правительства РБ от 03.04.2013 N 167.
____________________________________________________________________
В целях определения основных направлений повышения эффективности управления имуществом и земельными ресурсами в Республике Бурятия, оптимизации структуры республиканской собственности, создания устойчивых предпосылок для роста экономического потенциала Республики Бурятия, увеличения доходов республиканского бюджета, а также решения иных задач, способствующих развитию имущественного и земельного комплекса в Республике Бурятия, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития имущественных отношений в Республике Бурятия на 2010-2012 годы (приложение 1*).
2. Утвердить Концепцию развития земельных отношений в Республике Бурятия на 2010-2012 годы (приложение 2*).
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия руководствоваться при решении вопросов, связанных с управлением и распоряжением имуществом, Концепцией развития имущественных отношений в Республике Бурятия на 2010-2012 годы и Концепцией развития земельных отношений в Республике Бурятия на 2010-2012 годы.
4. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Республики Бурятия от 22.05.2007 г. N 172 "О Концепции развития оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
В.В.Наговицын
____________________
Проект представлен Министерством имущественных и земельных отношений
тел. 21-31-14
Приложение 1
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 22.03.2010 N 103
Настоящая Концепция развития имущественных отношений в Республике Бурятия на 2010-2012 годы (далее - Концепция) устанавливает пути развития системы управления государственным имуществом Республики Бурятия (далее – республиканское имущество) на среднесрочную перспективу, определяет первоочередные цели управления республиканским имуществом и реализации государственной политики в сфере управления республиканским имуществом, а также взаимодействие с муниципальными образованиями в Республике Бурятия по вопросам управления муниципальным имуществом.
Настоящая Концепция не затрагивает вопросы развития земельных отношений в Республике Бурятия.
Концепция содержит три раздела.
В первом разделе освещается общее положение в сфере имущественных отношений в Республике Бурятия в разрезе конкретных направлений деятельности, а также проблемные вопросы, возникшие в результате ее осуществления.
Во втором разделе определены цель и задачи дальнейшего развития имущественных отношений в Республике Бурятия, а также установлен перечень конкретных мероприятий для их осуществления.
Третий раздел устанавливает результаты, которые планируются к достижению путем реализации положений настоящей Концепции.
Обеспеченность субъекта экономической деятельности, наряду с денежными средствами, движимым и недвижимым имуществом является важной составляющей жизнедеятельности такого субъекта и реализации поставленных перед ним задач. Это в полной мере относится и к публичным образованиям, в частности, и к Республике Бурятия как субъекту Российской Федерации.
С начала 90-х годов в Российской Федерации осуществлены глобальные мероприятия, связанные с управлением государственным имуществом. Фактически завершено разграничение государственного имущества на федеральное, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество, осуществлена приватизация наибольшей части государственного и муниципального имущества. Это позволяет сделать вывод о том, что в Российской Федерации вопросы имущественных отношений в основном сформированы и закреплены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1024 была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, которая определила переход к качественно новому этапу в реформировании отношений собственности. В частности данным документом впервые был перенесен акцент с приватизации на иные способы управления и распоряжения государственным имуществом: учет, контроль использования и сохранения, получение дохода от коммерческого использования имущества. Соответственно формулировались цели и задачи управления государственным имуществом, принципы формирования механизма его осуществления. Следует отметить, что к 2009 году поставленные указанной концепцией задачи в той или иной мере были решены.
Во исполнение пункта 11 постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696, в целях организации учета республиканского имущества, а также совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом, постановлением Правительства Республики Бурятия от 25.01.1999 N 28 было утверждено Положение об учете республиканского имущества и ведении реестра республиканского имущества, в соответствии с которым был установлен порядок учета республиканского имущества и ведения реестра республиканского имущества (далее - реестр) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, регулирующим отношения, возникающие при управлении и распоряжении республиканским имуществом и создании информационных систем.
В соответствии с указанным положением государственные учреждения и предприятия, являющиеся обладателями республиканского имущества на праве, соответственно, оперативного управления и хозяйственного ведения, и иные юридические лица, являющиеся обладателями республиканского имущества, ежегодно представляли сведения об имеющемся республиканском имуществе. На основании представляемых данных об объектах учета в базу данных реестра заносились сведения об объектах учета, осуществлялось обновление данных об объектах учета и их исключение из базы данных реестра при изменении формы собственности, вещных прав на объекты учета.
В конце 2007 года Правительством Республики Бурятия была приобретена Автоматизированная информационная система "Реестр республиканского имущества" (далее - АИС "Реестр"). В 2008 году было осуществлено наполнение базы данных АИС "Реестр" и начата ее эксплуатация.
В 2008 году, в целях совершенствования механизмов управления и распоряжения республиканским имуществом, постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.05.2008 N 231 утверждено новое Положение об учете республиканского имущества (далее - Положение). Изменился порядок его учета и требования, предъявляемые к системе учета республиканского имущества.
В настоящее время в соответствии с данным Положением правообладателями республиканского имущества в целях осуществления учета предоставляются карты сведений об объектах учета, а также копии документов, подтверждающих приобретение правообладателем объекта учета, возникновение соответствующего вещного права на объект учета или государственную регистрацию указанного права на него, если им является недвижимое имущество, и копии подтверждающих сведения об объекте учета иных документов.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" постоянно проводится работа по государственной регистрации права собственности Республики Бурятия на недвижимое имущество.
В настоящее время доля объектов недвижимости, государственная регистрация права собственности Республики Бурятия на которые осуществлена, составляет величину в размере 50-55%. Предельное значение данного показателя, которое планируется достигнуть, составляет 100%. Тем не менее, фактическое значение будет составлять порядка 95-97%, поскольку количество объектов капитального строительства, подлежащих государственной регистрации права собственности Республики Бурятия, постоянно меняется в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов, приемом-передачей объектов недвижимости в республиканскую собственность из иной собственности и т.п. Работа по государственной регистрации права собственности, перехода права собственности таких объектов осуществляется постоянно и будет продолжена в дальнейшем.
Технический паспорт, оформляемый на объект недвижимости после проведения технической инвентаризации и постановки на государственный технический учет соответствующими органами, является основным документом, содержащим технические характеристики, позволяющие идентифицировать объект недвижимости с целью учета в реестре республиканского имущества, государственной регистрации права собственности Республики Бурятия в соответствии с действующим законодательством, вовлечения в хозяйственный оборот и т.д. Таким образом, обеспечение проведения технической инвентаризации и получение технической документации на объекты недвижимости, относящиеся к республиканской собственности, являлось и является необходимым условием достоверности содержащихся в реестре республиканского имущества сведений об объектах недвижимости.
Основной проблемой в данном направлении является отсутствие достоверной информации, связанной с техническими характеристиками объектов недвижимости, закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно за государственными предприятиями и государственными учреждениями, для разрешения которой необходимо проведение технической инвентаризации объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 4.1 Закона Республики Бурятия от 28.01.2000 N 343-II "Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия" казну Республики Бурятия составляют имущество, находящееся в государственной собственности Республики Бурятия, не закрепленное за республиканскими предприятиями и республиканскими учреждениями. Учет республиканского имущества, составляющего казну Республики Бурятия, является одним из основных направлений деятельности Правительства Республики Бурятия.
Учет республиканского имущества, составляющего казну Республики Бурятия, осуществляется в реестре республиканского имущества. С 1 января 2007 года имущество республиканской казны было принято и к бюджетному учету, который в настоящее время осуществляется в полном соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету".
В IV квартале 2008 году была проведена инвентаризация недвижимого имущества республиканской казны. В IV квартале 2009 года проведена инвентаризация движимого имущества казны Республики Бурятия. Данные мероприятия позволят осуществить регистрацию права собственности Республики Бурятия на все объекты недвижимости, являющиеся казной Республики Бурятия, а также упорядочить и систематизировать данные реестра республиканского имущества.
Одной из проблем в развитии предпринимательства в Республике Бурятия является необходимость его имущественной поддержки. Указанная проблема должна быть решена в связи с вступлением в силу с 4 августа 2008 года Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), устанавливающего преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого имущества (находящегося в муниципальной или государственной собственности), а также предоставляющего право пользования государственным и муниципальным имуществом на условиях долгосрочной аренды и на льготных условиях.
Законом Республики Бурятия от 07.11.2008 N 568-IV "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия" установлены предельное значение площади помещений, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия и собственности муниципальных образований в Республике Бурятия, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, и приобретаемых ими в результате реализации преимущественного права в размере 2000 кв. м, срок рассрочки оплаты приобретаемого ими государственного и муниципального имущества - 3 года.
В рамках реализации Федерального закона N 159-ФЗ по состоянию на 01.10.2009 г. в Республике Бурятия принято 61 решение об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа арендованного субъектами малого и среднего предпринимательства имущества. Выкуплены объекты государственной и муниципальной собственности суммарной площадью 5095,6 кв.м, совокупной стоимостью 88250,3 тыс. руб., заключено 40 договоров с оплатой выкупаемого имущества в рассрочку, средний срок рассрочки - 3 года.
В целях обеспечения условий по реализации предоставленных действующим федеральным законодательством форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по государственному имуществу Республики Бурятия, в пределах предоставленных полномочий, принят Закон Республики Бурятия от 01.10.2008 N 515-IV "О внесении изменения в статью 12 Закона Республики Бурятия "Об общих принципах управления государственной собственностью Республики Бурятия", которым предусмотрено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства объектов государственной собственности Республики Бурятия, включенных в перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на срок не менее 5 лет.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.10.2008 N 483 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 15.07.2002 N 187 "О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия" установлен порядок формирования и ведения перечня имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также порядок и условия (льготы по арендной плате) предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства государственного имущества Республики Бурятия. В рамках реализации Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сформированы перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Утвержденные перечни государственного имущества Республики Бурятия и имущества муниципальных образований опубликованы в соответствующих печатных изданиях и размещены на официальном сайте Правительства Республики Бурятия по состоянию на 01.10.2009 г. В перечни включено 327 объектов республиканского и муниципального имущества общей площадью 56,06 тыс. кв. м.
Имущество, включенное в Перечни, арендуется 180 субъектами малого и среднего предпринимательства.
Указанным постановлением также предусмотрены льготы при определении размера арендной платы за пользование объектами государственной собственности, включенными в перечни или предоставляемыми в качестве государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Арендная плата за пользование объектами республиканского имущества для субъектов малого и среднего предпринимательства в первые 2 года аренды устанавливается с понижающим коэффициентом 0,5, то есть в 2 раза меньше рассчитанной по действующей методике, на третий - четвертый годы на 30% ниже, на 5 год – на 20% ниже и в последующие – на 10% ниже, чем арендная плата, рассчитанная на общих основаниях.
В рамках проведенных мероприятий по данному направлению следует отметить основную проблему, а именно недостаточность свободного республиканского имущества, которое возможно предложить субъектам малого и среднего предпринимательства в пользование.
По состоянию на 1 августа 2003 года Республика Бурятия являлась акционером в 41 акционерном обществе и имела доли в 2 обществах с ограниченной ответственностью. По состоянию на 1 ноября 2009 года Республика Бурятия является акционером в 9 акционерных обществах.
Наблюдаемая тенденция к снижению количества акционерных обществ, в которых Республика Бурятия является акционером, связана, во-первых, с оптимизацией структуры государственного сектора экономики Республики Бурятия, во-вторых, с приватизацией акций тех обществ, деятельность которых не направлена на непосредственное осуществление функций и полномочий Республики Бурятия, в третьих - в связи с ликвидацией обществ.
Акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности Республики Бурятия, осуществляют свою деятельность в различных сферах: сельскохозяйственное производство, добыча полезных ископаемых, полиграфия, строительство, торговля, гостиничные услуги и ряде других.
Осуществление деятельности по управлению акциями, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия, в общем виде, урегулировано нормативными актами как федерального уровня, так и принятыми на уровне Республики Бурятия.
Несмотря на то, что на уровне Республики Бурятия в общем виде создана правовая основа управления акциями, находящимися в государственной собственности Республики Бурятия, она пока не предусматривает механизмов, которые позволили бы Республике Бурятия в перспективе наиболее полно использовать возможности по распоряжению указанными активами: передавать акции в залог и доверительное управление (без условия их продажи по результатам доверительного управления), принимать взвешенные решения о внесении акций в уставные капиталы других открытых акционерных обществ с целью образования холдинговых и иных вертикально интегрированных компаний. Кроме того, проводимая с 1999 года по 2007 год политика по сокращению количества акционерных обществ, акционером которых является Республика Бурятия, не способствовала сохранению активной роли органов государственной власти Республики Бурятия в государственном регулировании экономики рыночными методами, нацеленными на поддержание и развитие конкурентной среды.