Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2005 года N 398

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201000149 (от 22.03.2010 N 103)

В целях осуществления единой государственной политики в сфере использования земель в республике и создания условий для эффективного управления земельными участками Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления и использования земель в Республике Бурятия (далее - Концепция).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия при решении вопросов, связанных с управлением и распоряжением землями, руководствоваться положениями Концепции.

3. Контроль за реализацией положений Концепции возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Орлов Г.Н.).

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.Потапов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 22.12.2005 N 398

Концепция управления и использования земель в Республике Бурятия


Государственный  заказчик

Правительство  Республики Бурятия

Разработчик  Концепции

Министерство  экономического развития и внешних связей Республики Бу рятия

Основные  исполнители

Органы  исполнительной власти Республики Бурятия

1. Актуальность разработки Концепции


В современных условиях экономических преобразований земля перестала восприниматься как средство производства и источник материальных благ, она становится объектом правоотношений и рыночного оборота. В связи с этим земельные отношения приобрели новые приоритеты. Прежде всего, это уточнение налогооблагаемой базы и на этой основе - повышение бюджетных доходов, привлечение инвестиций на рынок недвижимости, создание надежной системы обеспечения прав и гарантий собственников земли, землепользователей и землевладельцев.

Важное место здесь должно быть отведено совершенствованию системы управления земельными ресурсами на региональном уровне, которая базируется на трех основополагающих составных частях:

- земельная политика как стратегическая основа региональной политики;

- бюджетная политика как основа экономической самостоятельности регионов;

- политика приоритетов как основа для выработки направлений региональной политики (социальная, природоохранная, инвестиционная и др.).

Одним из ключевых направлений формирования национальной программы экономического развития регионов России становится разработка и реализация идеологии государственной земельной политики субъекта Российской Федерации, обеспечивающей повышение эффективности управления земельными ресурсами на региональном уровне. Действенность этой политики обеспечивается соблюдением следующих основных принципов ее формирования и реализации: целенаправленность, интегрируемость в федеральную правовую и экономическую политику, системность, последовательность, научно-экономическая обоснованность, реалистичность.

Углубленный предметный анализ состояния регионального земельного фонда, сформировавшейся структуры земельных правоотношений и динамики ее трансформации, организации и принципов функционирования системы государственного управления земельными ресурсами позволяет выявить ряд проблем, требующих неотложного разрешения.

Неуклонно развиваются негативные явления, ухудшающие качественное состояние и эксплуатационные свойства земельного фонда. В их числе, прежде всего, следует указать развитие процессов деградации сельскохозяйственных угодий, истощение почвенного покрова, процессы эрозии.

Отдельной проблемой является нестабильное состояние земельного рынка в регионе, что характеризуется достаточно низким уровнем активности в сфере развития арендных отношений на землю, процессов приватизации земель, инвестирования, а также такого важнейшего рыночного инструментария, как ипотека земель, и особенно - земель сельскохозяйственного назначения. Далека от совершенства и инфраструктура обеспечения земельного рынка - представляется необходимым введение обоснованных принципов и методов государственного стимулирования землеустроительной, оценочной, риэлторской и страховой деятельности.

Одной из приоритетных задач является создание государственного земельного кадастра как основы государственного управления земельными ресурсами и экономического регулирования земельных отношений. В настоящее время налицо крайне низкий уровень обеспеченности системы управления достоверными картографическими материалами и иными кадастровыми данными, поэтому на передний план по праву выходит необходимость проведения плановой инвентаризации земель, земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, упорядочение бюджетно-финансовых процессов в этой сфере.

Необходимо совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами, введение разграничения полномочий и компетенции по вопросам распоряжения землями, подлежащими отнесению к государственной собственности Республики Бурятия, до разграничения государственной собственности на землю, между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления, вовлеченными в единый управленческий процесс.

Следует также отметить, что существующее положение дел усугубляется правовым вакуумом на федеральном уровне по многим ключевым вопросам управления земельными ресурсами.

Таким образом, вышеприведенные обстоятельства определяют безусловную актуальность обеспечения поступательного развития земельной реформы. Важнейшее значение при этом приобретает создание обоснованной методологической платформы организации управленческого процесса - региональной концепции управления земельными ресурсами.

1.1. Объекты и предмет регулирования Концепции


Поскольку Концепция управления земельными ресурсами представляет собой идеологическую основу формирования региональной политики и стратегии государственного управления в этой сфере, необходимо четко определить объекты и предметы ее регулирования.

Объектами Концепции выступают региональная система государственного управления земельными ресурсами, подсистемы обеспечения ее функционирования и инфраструктура регулирования экономических процессов в сфере земельных отношений и рынка недвижимости.

Предметами регулирования Концепции являются экономические механизмы государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельного рынка, комплекс методических и организационных мер по их реализации, формирование нормативно-правовой базы.

1.2. Цели и задачи Концепции


Целями Концепции являются создание региональной системы управления земельными ресурсами, разработка и систематизация функционально-организационных, методологических и правовых моделей управления и регулирования земельного рынка на региональном уровне.

В соответствии с этими целями Концепция направлена на решение следующих основных задач:

- систематизация процессов, происходящих в структуре регионального земельного фонда и системе правоотношений на землю;

- определение направлений формирования оптимальной инфраструктуры управления земельными ресурсами и регулирования земельного рынка, развития подсистем обеспечения ее функционирования;

- разработка системного подхода и методологической основы совершенствования управления земельными ресурсами на региональном уровне, направленных на:

- осуществление мероприятий по мониторингу земель;

- осуществление мероприятий по созданию государственного земельного кадастра;

- осуществление мероприятий по проведению государственной оценки земель;

- регулирование арендных отношений на землю в пределах компетенции субъекта Российской Федерации;

- стимулирование приватизационных и инвестиционных процессов;

- государственное стимулирование развития инфраструктуры обеспечения земельного рынка;

- осуществление мероприятий по государственному контролю за использованием земель;

- определение принципов и порядка реализации региональной стратегии управления.

Положения Концепции основываются на Конституции Российской Федерации, согласно которой земля признается основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Земля является пространственным базисом социально-экономического развития, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве.

Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия необходимо учитывать положения Концепции:

- при разработке правовых актов, регулирующих отношения в сфере землепользования;

- при подготовке и принятии управленческих решений относительно земельных участков, находящихся в государственной собственности.

Положения Концепции носят рекомендательный характер для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия.

2. Состояние и проблемы управления землями в Республике Бурятия

2.1. Земельный фонд Республики Бурятия


По состоянию на 1 января 2005 года земельный фонд Республики Бурятия составил 35133,4 тыс. га. Распределение площадей по категориям земель характеризуется данными, приведенными в таблице 1.

Таблица 1

Распределение земельного фонда Республики Бурятия по категориям земель на 1 января 2005 года


N N  п/п

Категория земель

Площадь, тыс. га

Доля  в общей  площади, %

1.

Земли  сельскохозяйственного назначения

3 663

10,4

2.

Земли населенных  пунктов

144,7

0,4

3.

Земли промышленности,  энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли  для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли  иного специального назначения

494,5

1,4

4.

Земли особо охраняемых  территорий и объектов

2 097,7

6,0

5.

Земли лесного  фонда

25 720,8

73,2

6.

Земли водного  фонда

2 163,4

6,2

7.

Земли запаса

849,3

2,4

Итого

35 133,4

100

2.2. Распределение земель по формам собственности в Республике Бурятия


По предварительным данным государственного земельного учета доля земель, находившихся в государственной и муниципальной собственности составила 33623 тыс. га, что составило 95,7% земельного фонда республики. В собственности граждан и юридических лиц находилось 1510,4 тыс. га или 4,3%.

До завершения работ по разграничению государственной собственности на землю представить соответствующее распределение земель не представляется возможным.

В настоящее время процесс разграничения государственной собственности на землю в республике находится в самом начале и займет длительное время.

2.3. Земельные платежи


К 2005 году в Республике Бурятия был достигнут ряд положительных результатов в части получения земельных платежей:

- приведена в соответствие с действующим законодательством нормативно-правовая база Республики Бурятия в области регулирования земельных отношений;

- в целом сформирована региональная нормативно-правовая база в области регулирования земельных отношений, направленная на осуществление полномочий Республики Бурятия, отнесенных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами к полномочиям субъекта Российской Федерации (принято и вступили в силу 6 законов, более 10 постановлений Правительства Республики Бурятия);

- упорядочены процедуры принятия решений по управлению и распоряжению земельными участками, подлежащими отнесению к собственности Республики Бурятия;

- организована и практически завершена кадастровая оценка земель в Республике Бурятия.

На основе решения этих задач достигнуто повышение экономической и социальной эффективности использования земель в Республике Бурятия.

Следует отметить увеличение поступления платежей за землю с 183381 тыс. рублей в 2002 году до 328059 тыс. рублей в 2004 году. Поступления арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков по состоянию на 01.08.2005 г. в консолидированный бюджет Республики Бурятия составили 63821 тыс. рублей, в том числе в республиканский бюджет 24412 тыс. рублей.

Земельный налог представляет особую актуальность в связи с тем, что он направляется в полном объеме в местный бюджет.

2.4. Анализ проблем в сфере реформирования земельных отношений


Несмотря на общую тенденцию повышения эффективности использования земель в Республике Бурятия, возникает ряд проблем, которые требуют скорейшего разрешения:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»