Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в модернизации Российского государства и общества.
Государственная молодежная политика в современной России опирается на действующее в стране законодательство, регламентирующее деятельность государственных органов и общественных организаций по регулированию отношений молодежи и государства.
Молодежь рассматривается как социально-возрастная группа населения в возрасте от 14 до 30 лет.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:
- содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития и развития самой молодежи;
- реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
В основе государственной молодежной политики в Российской Федерации лежат следующие принципы:
- ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;
ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей;
приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути;
- преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
С учетом изменяющейся политической и социально-экономической ситуации в стране, а также опыта работы с молодежью, накопленного в последние годы, выдвигаются новые требования к государственной молодежной политике. Они могут быть сформулированы следующим образом:
инициатива молодых - потенциал развития России (содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи; стимулирование молодежного самоуправления; активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений);
интересы молодежи - на благо общества (перепрофилирование деятельности молодежных центров с учетом современных потребностей и интересов молодежи; создание современной инфраструктуры молодежной политики);
инновационность и инвестиционность (утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты в сфере государственной молодежной политики и прогноза возможного объема прибыли);
информативность (интерактивное взаимодействие государства и молодежи в информационных глобальных сетях силами самой молодежи; создание всероссийского молодежного информационного портала; общественный договор средств массовой коммуникации по всемерному охвату молодежи информацией);
интеграция и сотрудничество (определение приоритетности государственной молодежной политики как межотраслевой сферы; совместное использование материальной базы учреждений различных ведомств; разработка "молодежных разделов" в целевых и инвестиционных программах всех уровней);
доступность социальных услуг (интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлеченных ресурсов; оснащение учреждений молодежной политики современным оборудованием);
диверсификация молодежной политики (использование многообразного подхода к молодежи по социальным и возрастным группам; разработка новых технологий работы с молодежью, исходя из социальных и возрастных различий);
диалог с молодежью (организация встреч, "круглых столов" с молодежью; проведение ежегодных фестивалей молодежных инициатив; стимулирование создания общественных объединений в сфере рабочей, сельской, творческой, служащей в силовых структурах молодежи и других категорий).
Системообразующими факторами новых подходов работы с молодежью выступают:
активность самой молодежи, связанная с расширением потенциальных возможностей в ее социальном становлении, реализации потребностей и интересов каждой возрастной группы молодежи (17-19 лет, 20-24 года, 25-30 лет);
формирование целевых проектов и программ на региональном и федеральном уровнях, подтвержденных нормативной базой, механизмом государственной поддержки, финансовыми средствами.
Основой системы работы с молодежью должна стать социально-педагогическая триада: государство - общество (представленное широким спектром молодежных и детских общественных объединений) - социальные и возрастные группы молодежи.
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в рассматриваемый период и по настоящее время эту деятельность осуществляет Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации с учетом межведомственного подхода - в рамках Правительственной комиссии по делам молодежи.
Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данный период в формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие приоритетные направления:
Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития.