Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2012 года N 384

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 5 МАРТА 2010 ГОДА N 64 "О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 мая 2014 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 08.05.2014 N 113.
____________________________________________________________________

В целях эффективного развития отрасли культуры Орловской области, а также корректировки объемов финансирования долгосрочной областной целевой программы "Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011-2015 годы" Правительство Орловской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 5 марта 2010 года N 64 "О долгосрочной областной целевой программе "Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011-2015 годы" изменение, изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 30 октября 2012 г. N 384


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 5 марта 2010 г. N 64

Долгосрочная областная целевая программа

"Развитие отрасли культуры в Орловской области

на 2011-2015 годы"

Орловская область

2012 год

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011-2015 годы"


Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа
 "Развитие отрасли культуры в Орловской области
 на 2011- 2015 годы" (далее также – Программа).
 Данная Программа входит в состав государственной программы Орловской области "Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 годы)"

Основание для разработки Программы

Основы законодательства Российской Федерации
 о культуре от 9 октября 1992 года N  3612-1
, постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)", постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012–2018 годы)", распоряжение Правительства Орловской области
 от 18 ноября 2009 года N 203-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик Программы

Управление культуры и архивного дела Орловской области

Руководитель Программы

Начальник Управления культуры и архивного дела Орловской области

Ответственный исполнитель

Начальник отдела культурно-досуговой деятельности, искусства и художественного образования Управления культуры и архивного дела Орловской области

Цели и задачи Программы

Основная цель Программы - развитие отрасли культуры Орловской области.
 Подцели Программы:
 1) сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала области;

 2) формирование единого культурного пространства;

 3) создание условий для обеспечения выравнивания дос тупа различных групп граждан к культурным ценностям и информационным ресурсам;

 4) развитие художественного образования;

 5) духовное возрождение населения;

 6) поддержка творческих союзов и объединений;

   7) создание условий для адаптации деятельности учреждений культуры к современным условиям экономического развития.
 Исходя из цели и подцелей Программы, а также анализа сложившихся тенденций в отрасли культуры,
 с учетом экономической и правовой среды функционирования учреждений культуры, задачами Программы являются:
 1) сохранение объектов культурного наследия Орловской области;

 2) развитие образовательных учреждений сферы культуры, поддержка молодых дарований Орловской области;

 3) адресная поддержка и развитие профессионального искусства, литературы и творчества, творческих отделений и союзов;

 4) совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания;

 5) поддержка и развитие театрального искусства;

 6) поддержка и развитие музейной деятельности;

 7) обеспечение условий для художественного и народного творчества, совершенствование культурно- досуговой деятельности;

 8) укрепление материально-технической базы учреждений культуры Орловской области;

 9) нормативно-правовое и информационное обеспечение отрасли культуры;

 10) информационно-издательская деятельность учреждений культуры

Важнейшие целевые индикаторы и показатели результативности Программы

1. Доля объектов культурного наследия, находящихся
 в уд овлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия.
 2. Обеспеченность объектов культурного наследия учетной документацией.
 3. Количество студентов, принявших участие в областных, всероссийских и международных конкурсах.
 4. Книгообеспеченность областных библиотек.
 5. Обновляемость библиотечного фонда областных библиотек.
 6.  Прирост модельных муниципальных (сельских) библиотек к их общему числу.
 7.  Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда.
 8.  Увеличение количества культурно-досуговых мероприятий в одном учреждении по сравнению с предыдущим годом.
 9.  Количество изданных книг образовательного, научного, культурного, методического, краеведческого, музыкального,  литературного  назначения

Сроки и этапы реализации Программы

Подготовительный этап - 2011–2012 годы;

 основной этап - 2013–2015 годы

Объем и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и дополнительного финансирования. Общий объем финансирования составит 363 миллиона 364 тысячи 400 рублей, в том числе: средства областного бюджета - 93 миллиона
 986 тысяч рублей (25,9%);
прогнозируемые объемы дополнительного финансирования:
 средства федерального бюджета [1] - 238 миллионов
 481 тысяча рублей (65,6%);

 средства местных бюджетов ** - 12 миллионов
 662 тысячи 400 рублей (3,5%);

 внебюджетные средства - 18 миллионов 275 тысяч рублей (5%).
 Общая сумма расходов на финансирование Программы составит:
 в 2011 году - 59 016 тысяч 100 рублей;

 2012 году - 38 897 тысяч 400 рублей;

 2013 году - 75 949 тысяч 700 рублей;

 2014 году - 89 255 тысяч 700 рублей;

 2015 году - 100 245 тысяч 500 рублей.
 В том числе прочие расходы составят 363 миллиона 364 тысячи 400 рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

1. Увеличение количества научно-исследовательских
 и реставрационных работ на объектах культурного наследия.
 2. Разработка комплексных программ развития историко-культурных заповедников на территории исторических городов и районов области (историческое поселение г. Болхов Орловской области, литературные музеи г. Орла и сквер Дворянское гнездо, Поле воинской славы в селе Вяжи Новосильского района Орловской области, первая опытная сельскохозяйственная станция в с. Шатилово Новодеревеньковского района Орловской области).
 3. Увеличение количества исследовательских и охранно-спасательных работ (58 объектов археологии).
 4. Формирование зон охраны на 115 объектах культурного наследия.
 5. Увеличение количества формирования паспортов
 на объекты культурного наследия.
 6. Установка информационных надписей на памятниках исторического и культурного наследия, находящихся в областной собственности.
 7. Увеличение показателей по комплектованию библиотечных и музейных фондов.
 8. Приобретение музыкальных инструментов
 для учреждений среднего профессионального образования сферы культуры, филармонии.
 9. Увеличение количества специального оборудования, приобретенного для учреждений культуры.
 10. Поддержка издательской деятельности учреждений культуры.
 11. Создание благоприятных условий для развития одаренных детей и молодежи.
 12. Сохранение сети школ дополнительного художественного образования в Орловской области.
 13.  Укрепление единого культурного пространства, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных категорий граждан, проживающих на территории области (создание модельных библиотек, филиалов Президентской библиотеки).
 14. Внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений культуры.
 15. Сохранение и возрождение народного творчества, народных художественных промыслов.
 16. Укрепление материально-технической базы
 и кадрового потенциала учреждений культуры

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом

1.1. Характеристика отрасли культуры в Российской Федерации

Важным фактором социально-экономического и политического развития российского общества является стабильное развитие сферы культуры: сохранение культурных и нравственных ценностей, межрегиональных и межнациональных связей, а также укрепление духовного единства российского общества.

При определении особенностей культурного процесса на современном этапе особое внимание уделяется региональной и этнической особенности культурного пространства России, что вызывает необходимость при проведении федеральной культурной политики исходить из некоторых универсальных норм и принципов, которые объединяют различные культуры в единое культурное пространство.

К числу таких принципов, как ориентиры культурной политики государства, можно отнести:

принцип открытости и демократизма в структурировании культурной политики, равенства прав и возможностей всех граждан и социальных групп в создании и использовании материальных, духовных ценностей;

принцип регулирующей роли культурной политики государства в формировании социокультурной ситуации;

максимальный учет культурной самобытности людей, различных локальных и территориальных сообществ;

принцип единого культурного пространства.

Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.

На государственной охране находится около 85 тысяч недвижимых памятников истории и культуры. Эксперты и исследователи, занимающиеся проблемами сохранения историко-культурного наследия, отмечают, что за последние 10 лет в Российской Федерации утрачено более 2,5 тысячи памятников. Ежегодные утраты составляют 150-200 памятников, и этот показатель практически не снижается, несмотря на комплекс мер, направленных на сохранение культурного наследия народов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тысячи государственных музеев, в которых сосредоточено более 60,2 миллиона единиц хранения. Посещают музеи около 80 миллионов посетителей, или более 520 человек на 1000 жителей.

Библиотечное обслуживание граждан России отражает динамику развития общества в целом, опирается на традиционную культуру

и на современные технологии создания и передачи информации. На территории России насчитывается 51 тысяча массовых библиотек с совокупным библиотечным фондом около миллиарда экземпляров книг, сотни миллионов историко-культурных документов. Годовой тираж книг и брошюр составляет почти 600 миллионов экземпляров, годовой тираж журналов и периодических изданий составляет более 1 миллиарда экземпляров, или более 8000 на 1000 жителей, в библиотеках зарегистрировано около 60 миллионов пользователей.

Формирование модельных библиотек в Российской Федерации является новой ступенью развития библиотечного дела. Благодаря реализации общероссийского проекта "Создание модельных публичных библиотек на селе" в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 года N 740 (далее федеральная целевая программа "Культура России (2006-2011 годы) образовано 70 модельных сельских библиотек.

Профессиональных театров всех форм собственности на территории России насчитывается 920, в том числе государственных и муниципальных театров - 586, что составляет 63,7% от общего количества. Из них около 15% – музыкальные театры, 61% – драматические, 14% – театры кукол, 10% – театры других видов театрального искусства. Ежегодно в театрах Российской Федерации бывает более 30 миллионов зрителей, или более 210 человек на 1000 жителей.

В регионах функционирует более 50 тысяч клубов и домов культуры, 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 18,3 тысячи киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.

1.2. Характеристика отрасли культуры в Орловской области

В настоящее время в отрасли культуры Орловской области занято 5700 человек, что составляет 2,7% от общего количества работающего населения. На территории области сосредоточено 406 государственных и муниципальных библиотек с совокупным фондом в 5 507 170 экземпляров, 8 музеев федерального, областного и муниципального значения, музейный фонд которых составляет 318 218 музейных предметов, 2 частных музея, 450 культурно-досуговых учреждений клубного типа, 43 учреждения образования в сфере культуры и искусства, в которых ежегодно обучается более 10 тысяч учащихся и студентов, профессиональные учреждения театрального искусства с ежегодным количеством зрителей более 161 тысячи человек.

Профессиональный статус педагогических работников художественного образования довольно высокий, с высшим образованием в школах искусств работает 52% преподавателей. В музеях области - 100% научных сотрудников и экскурсоводов, в библиотеках области среди библиотечных специалистов 51% имеют высшее образование.

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования сферы культуры и искусства Орловской области работает 184 преподавателя, из них 55% имеют высшую квалификационную категорию, 27,1% - первую квалификационную категорию, 11,4% – вторую квалификационную категорию, 7% – разряд по ЕТС.

В целом по области основная часть педагогических коллективов сосредоточена в городских школах искусств. Наглядно контингент педагогических кадров городских и сельских школ искусств представлен в таблице 1.

Таблица 1

Контингент преподавателей

Критерии

Сельские детские школы искусств

Городские детские школы искусств

Всего

Общее число преподавателей детских школ искусств

267

79678

1 063

Имеют высшее образование

127

426

553

Имеют среднее специальное образование

140

370

510

Имеют стаж работы от 3 до 6 лет

47

81

128

Имеют стаж работы
 от 6 до 10 лет

31

66

97

Имеют стаж работы свыше
 10 лет

189

649

838

Качественный состав преподавателей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей сферы культуры и искусства распределяется следующим образом: 25% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 35 % - первую квалификационную категорию, 23,7% – вторую квалификационную категорию, 16,3% – разряд по ЕТС.

В целом уровень образования специалистов, работающих в сфере культуры области, не очень высокий. Особенно это заметно по мере удаления населенных пунктов от областного центра. Так, самый низкий уровень образования отмечается среди клубных работников - высшее образование имеют только 23,7% специалистов, среди работников садов и парков культуры и отдыха – 32%, среди преподавателей сельских детских музыкальных и художественных школ – 47,5%.

Возрастной состав преподавателей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей сферы культуры и искусства Орловской области выглядит следующим образом: преподаватели, не достигшие пенсионного возраста, - 38,2%, молодые специалисты – 12 %, пенсионеры по возрасту – 20%, пенсионеры с досрочным назначением трудовой пенсии (по выслуге лет) – 19,4%.

Таким образом, низкий уровень социальных гарантий молодым специалистам сферы культуры (отсутствие жилья), падение престижа профессии и низкая заработная плата отражаются на качественном составе педагогических кадров в сельских учреждениях культуры, средний возраст которых 50-54 года, поэтому проблема обновления педагогических кадров в учреждениях культуры области стоит крайне остро.

Одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры городов и сел области, выполняющих важнейшие социальные и коммуникативные функции, являются библиотеки. Библиотечным обслуживанием охвачено 48% населения области, в числе которых 65% - молодежь. Однако ситуация с обновлением фондов и развитием информационных ресурсов библиотек области продолжает оставаться достаточно серьезной. Особенно нуждаются в увеличении поступлений новой литературы и периодических изданий сельские библиотеки. Фонды библиотек к настоящему времени морально и физически устарели и нуждаются в дальнейшем списании. Обновляемость фондов библиотек документами на бумажных и электронных носителях составляет ежегодно около 2% при нормативе 5-10%.

На территории Орловской области работу по сохранению музейного фонда ведут три областных музея: Орловский объединенный государственный литературный музей И. С. Тургенева, включающий 6 филиалов (музеи И. С. Тургенева, И. А. Бунина, писателей-орловцев, дома-музеи Н. С. Лескова, Л. Н. Андреева, дом Т. Н. Грановского), Орловский краеведческий музей с двумя филиалами (Военно-исторический музей, дом-музей В. А. Русанова), Орловский музей изобразительных искусств с филиалами - картинная галерея А. И. Курнакова и дом-музей А. И. Курнакова. Музейные фонды Российской Федерации также хранятся в государственном мемориальном и природном музее-заповеднике И. С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" и муниципальных музеях г. Болхова, г. Дмитровска, г. Ливны, г. Мценска.

Орловские музеи ведут научную и просветительскую работу, принимают участие в научно-практических международных, региональных и областных конференциях, ведут активную деятельность по привлечению посетителей в музеи, осуществляют работу по сохранности музейных фондов. С 2007 года в областных музеях осуществляется проект по разработке и установке современной музейной информационной системы "КАМИС", обеспечивающей решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизацию, подготовку выставок и экспозиций. Система обеспечивает компьютеризированную учетно-фондовую, научную, реставрационную, издательскую и административную работу сотрудников музея.

В научных и фондовых отделах система "КАМИС" используется для описания, систематизации и получения сведений о музейных предметах, подготовки печатных изданий и интернет-представлений коллекции, а также для оформления ряда учетных документов, обеспечивает выпуск всего необходимого пакета учетных документов, получения справок и статистической отчетности.

Приобретение современной компьютерной техники в учетно-фондовый сектор музеев позволило повысить эффективность работы по включению музейных предметов в электронный каталог. Основные параметры учтенных музейных предметов в электронном виде отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

На территории нашей области сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. На государственной охране находится 1789 недвижимых памятников истории и культуры (памятники археологии - 307; памятники истории и монументального искусства – 976; памятники архитектуры и градостроительства – 515), что составляет 2,1% от всего числа памятников, расположенных на территории Российской Федерации согласно схеме 1 размещения объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры), представленной в приложении 6 к настоящей Программе.

Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", где сохранился культурно-исторический и природный комплекс, уникальные культурные и природные ландшафты, охранная зона которых составляет 9000 га, является особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

В последнее десятилетие развитию сферы культуры в Орловской области способствовал программно-целевой метод. За этот период существенно выросли объемы работ по восстановлению памятников архитектуры. Совместно с приходами Орловско-Ливенской епархии проведена большая работа по реконструкции храмов, памятников истории и культуры.

В течение последних пяти лет по федеральной целевой программе "Культура России" на восстановление храмов Орловщины было направлено более 100 миллионов рублей. Восстановительные работы за счет федеральных средств были проведены на более чем 50 объектах: Троицкий собор Оптина монастыря и Троицкая церковь в г. Болхове, церковь Михаила Архангела в г. Орле, церковь Святого Великомученика Георгия в Краснозоренском районе, Никольская церковь в Корсаковском районе и ряд других.

За счет средств федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" в настоящее время финансируются ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия города Орла: Гостиные ряды, Дом акцизного управления, здание учетно-кредитного техникума.

Развитие восстановительных работ на объектах культурного наследия представлено в диаграмме 2.

Диаграмма 2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»