ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2011 года N 360
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2014 ГОДЫ"
{Утратило силу:
постановление Правительства Орловской области от 26.02.2013 N 58; НГР: RU57000201300086}
В целях эффективного развития государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2012-2014 годы".
2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2012-2014 годы".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора и Председателя Правительства области - руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области И. Ю. Гармаш.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Правительства Орловской области
от 17 октября 2011 г.360
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2012-2014 годы" Орловская область 2011 год
Наименование программы | "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2012-2014 годы" (далее также -Программа) |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 1 84-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; |
Заказчик программы | Правительство Орловской области |
Разработчик программы | Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области |
Руководитель программы | Заместитель Губернатора и Председателя Правительства области - руководитель Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области |
Ответственный исполнитель программы | Начальник управления региональной политики, государственной гражданской службы и кадров Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области |
Цель и задачи программы | Цель - создание единых и целостных современных систем государственной гражданской службы Орловской области (далее также - гр ажданская служба) и муниципальной службы Орловской области (далее также - муниципальная служба), ориентированных на приоритеты развития области с учетом интересов населения области, направленных на результативную деятельность государственных гражданских служащих Орловской области (далее также -гражданские служащие) и муниципальных служащих Орловской области (далее также - |
муниципальные служащие) по обеспечению эффективного исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления области. Задачи: | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | 1 .Количество проведенных обзоров (мониторинг) действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы гражданской и муниципальной службы. 2.Количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы. 3.Количество разработанных методических материалов по актуальным вопросам муниципальной службы. 4.Количество проведенных семинарских занятий, совещаний и тренингов по актуальным вопросам гражданской и муниципальной службы. |
гражданской службы области из кадрового резерва, от общего количества лиц, находящихся в кадровом резерве. | |
Сроки реализации программы | 2012-2014 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Общая потребность в финансовых средствах из областного бюджета и бюджетов |
финансирование Программы по годам составит: | |
в том числе по направлениям затрат: капитальные вложения - 0; | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
службы, замещенных по конкурсу, от общего количества должностей, подлежащих замещению по результатам конкурса, до 75%;
6) увеличение доли лиц, назначенных на должности гражданской службы области из кадрового резерва, от общего количества лиц, находящихся в кадровом резерве, до 40%;
7) увеличение доли лиц, назначенных на должности муниципальной службы области из кадрового резерва, от общего количества лиц, находящихся в кадровом резерве, до 20%;
8) рост количества органов государственной власти области, использующих автоматизированные базы данных кадрового резерва на гражданской службе, до 19;
9) рост количества информационно-аналитических материалов в сфере развития гражданской и муниципальной службы, размещенных на официальных интернет-сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, до 30;
10) процентный рост доли гражданских служащих, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации, от общего количества государственных гражданских служащих до 85%;
11) рост количества муниципальных служащих, прошедших профессиональную переподготовку, повышение квалификации,
до 760.
Показатели социально-экономической эффективности:
рост доверия граждан к государственным и муниципальным органам Орловской области, гражданским и муниципальным служащим Орловской области до 120%.
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция), предусмотрена необходимость обеспечения согласованного и эффективного развития институтов, регулирующих политические, социальные и экономические аспекты развития страны. Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе будет формироваться в рамках нескольких направлений. Одним из этих направлений является повышение эффективности политико-правовых институтов. В Концепции указано на необходимость решение ряда проблем, в том числе:
кадрового обеспечения эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий;
преодоления отставания государственных органов и бюджетной сферы в области квалификации и мотивированности кадров от корпоративного сектора (для этого необходимо создать условия и стимулы для повышения квалификации государственных служащих и менеджеров бюджетной сферы в ведущих университетах и бизнес-школах, в том числе на базе программ, сопоставимых по содержанию и качеству с лучшими западноевропейскими магистерскими программами в области публичного менеджмента).
Одним из ключевых институтов власти является местное самоуправление. Создание эффективно действующей структуры органов местного самоуправления позволит приблизить власть к населению, повысит уровень доверия населения к деятельности органов местного самоуправления, даст возможность самостоятельно определять пути развития муниципального образования, что в конечном итоге положительно скажется на социально-экономической обстановке в муниципалитете в частности и регионе в целом.
Достижение данных целей безотрывно связано с качеством предоставляемых органами местного самоуправления услуг населению муниципального образования. В свою очередь качество предоставляемых услуг напрямую зависит от профессионализма, компетентности и уровня ответственности конкретного исполнителя - муниципального служащего.
Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием региона возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в государственных и муниципальных органах власти Орловской области. От того, насколько эффективно действуют органы государственного и муниципального управления, во многом зависит доверие населения к власти.
По материалам Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященным оценке кадрового состава органов государственной власти и управления, в 2008 году почти треть (30%) опрошенных отмечали нынешний кадровый состав как несоответствующий общественным и государственным задачам. Более половины россиян считают, что существует необходимость обновления кадрового состава органов государственной власти (55%).
С принятием федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон о государственной гражданской службе), от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее также — Федеральный закон о муниципальной службе) были созданы основы единой системы гражданской службы и муниципальной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования. В развитие названных федеральных законов в области приняты основополагающие законы и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской и муниципальной службы. Среди них следует выделить Закон Орловской области от 8 февраля 2005 года N 487-ОЗ "О государственной гражданской службе Орловской области", Закон Орловской области от 9 января 2008 года N 736-ОЗ "О муниципальной службе в Орловской области", а также ряд иных нормативных правовых актов области, определяющих порядок поступления на государственную гражданскую службу для замещения должности гражданской службы в исполнительных органах государственной власти специальной компетенции Орловской области, порядок формирования, ведения и подготовки резерва управленческих кадров Орловской области, порядок работы комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти специальной компетенции Орловской области, порядок работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликта интересов, правил исчисления денежного содержания гражданских служащих, конкретизирующих квалификационные требования к уровню профессионального образования гражданских служащих и стажу работы, обеспечивающих участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и ряд иных вопросов гражданской службы.
Между Губернатором Орловской области и главами городских округов и муниципальных районов Орловской области было подписано соглашение о проведении единой кадровой полигики в системе государственной и муниципальной службы Орловской области от 23 декабря 2008 года N 83, в котором предусмотрено сотрудничество сторон, в том числе и в сфере взаимодействия по вопросам дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих.
В соответствии с Законом Орловской области от 17 марта 2009 года N 879-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" функции органа по управлению государственной гражданской службой области возложены на Аппарат Губернатора и Правительства Орловской области.
В конкурсные, аттестационные комиссии, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Орловской области и урегулированию конфликтов интересов в государственных органах области включены представители Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области как органа по управлению гражданской службой области.
Продолжается внедрение современных кадровых технологий на государственной гражданской службе.
В частности, назначение на вакантные должности государственной гражданской службы области, подлежащие в соответствии с Федеральным законом о государственной гражданской службе конкурсному замещению, производится через процедуры конкурсного отбора. В 2008 году по результатам конкурсов назначено 107 гражданских служащих, в 2009 году -64 человека, в 2010 году - 102 человека. С момента реорганизации исполнительных органов государственной власти специальной компетенции Орловской области доля назначенных на должность государственной гражданской службы по результатам конкурса от общего количества должностей, подлежащих замещению по конкурсу, составила 64%.
Ведется работа по формированию кадрового резерва в Орловской области. По итогам проводимых в исполнительных органах государственной власти области конкурсов на включение в кадровый резерв в 2009 году в кадровые резервы органов власти были включены 14 человек, 2 из них были назначены на должность гражданской службы. В 2010 году в соответствующие кадровые резервы были включены 71 человек, 14 человек уже назначены на должности гражданской службы из резерва. По состоянию на 1 января 201 1 года в кадровые резервы органов местного самоуправления включено 1109, назначены на должности из кадрового резерва 78 человек.
Несмотря на перечисленное, как на гражданской, так и на муниципальной службе недостаточно используется назначение на вакантные должности из кадрового резерва.
Отсутствует взаимосвязь между программами подготовки гражданских и муниципальных служащих.
Имеющиеся в распоряжении органов государственной власти сведения об организации муниципальной службы носят разрозненный и отрывочный характер и не позволяют составить полную картину существующего положения и динамики развития муниципальной службы.
Кроме перечисленных, требуют решения следующие проблемы.
В муниципальных образованиях Орловской области недостаточно внимания уделяется вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. За последние 3 года прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 546 муниципальных служащих, или 25% от общего числа муниципальных служащих.
Лишь в 5 из 27 городских округов и муниципальных районов приняты муниципальные программы развития муниципальной службы.
В сложившейся ситуации необходима поддержка органов государственной власти Орловской области, направленная на укрепление института местного самоуправления, создание условий для повышения качества муниципального управления.
Принятие Программы должно способствовать решению как указанных, так и иных проблем, возникающих в сфере гражданской и муниципальной службы.
Возможны следующие варианты решения проблем, возникающих в процессе развития государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области:
1. Решение проблем по мере их появления, оперативное рассмотрение появляющихся проблем и быстрое реагирование на них.
Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления. Развитие гражданской и муниципальной службы в Орловской области не может ограничиваться проведением пусть и кардинальных, но одномоментных изменений в этой сфере.
2. Решение проблем программно-целевым методом.
Программно-целевые методы развития гражданской службы и муниципальной службы ранее не применялись. Следствием этого, в том числе, является недостаточная взаимосвязь используемых механизмов управления гражданской службой и муниципальной службой, имеющиеся различия в правовом регулировании сходных вопросов организации данных видов службы.
В то же время, в соответствии со статьей 66 Федерального закона о государственной гражданской службе и статьей 35 Федерального закона о муниципальной службе развитие гражданской и муниципальной службы обеспечивается соответственно региональными программами развития гражданской и муниципальной службы и местными программами развития муниципальной службы.
Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в пределах своих бюджетных средств разработать и утвердить программы развития государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы. Таким образом, использование программно-целевого метода для решения обозначенных проблем является нормативно обоснованным и целесообразным в управленческом аспекте.
Организация общих направлений развития государственной гражданской службы области, комплексное взаимодействие с муниципальными образованиями и содействие развитию института местного самоуправления на территории области отнесено к полномочиям Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 41 Закона Орловской области от 17 марта 2009 года N 879-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области". Кроме того, в соответствии с подпунктами 3.4.9 и 3.6.3 раздела 3 Положения об Аппарате Губернатора и Правительства Орловской области, утвержденного указом Губернатора Орловской области от 26 марта 2009 года N 79 "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Орловской области и утверждении Положения об Аппарате Губернатора и Правительства Орловской области, его структуры и штатного расписания", к функциям Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области отнесена организация работы по вопросам государственной гражданской службы в соответствии с Законом Орловской области от 8 февраля 2005 года N 487-ОЗ "О государственной гражданской службе Орловской области" и комплексное взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам обеспечения их деятельности, проведение системного анализа состояния и тенденций развития местного самоуправления на территории Орловской области.
Таким образом, развитие гражданской и муниципальной службы, являясь составной частью комплекса мероприятий по развитию государственной гражданской службы области и содействия развитию института местного самоуправления на территории области, относится к полномочиям органов исполнительной государственной власти Орловской области.
Статьей 7 Федерального закона о государственной гражданской службе и статьей 5 Федерального закона о муниципальной службе предусмотрена взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы, которая обеспечивается посредством единства основных квалификационных требований к должностям, ограничений, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, взаимного учета стажа государственной гражданской и муниципальной службы, соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий, условий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Исходя из этого, целесообразным является принятие единой долгосрочной областной целевой программы "Развитие государственной гражданской службы и муниципальной службы в Орловской области на 2012-2014 годы".
Необходимость применения программного метода обусловлена общностью проблем местного самоуправления для всех муниципальных образований Орловской области. Программный метод позволит обеспечить согласованность действий органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления в процессе развития гражданской и муниципальной службы.