ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 22 февраля 2012 года N 217
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА"
В целях осуществления государственной политики в сфере развития торговой деятельности и услуг общественного питания на территории Орловской области и во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие торговой деятельности на территории Орловской области на период до 2014 года" согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника управления торговли и потребительских ресурсов Департамента экономики Орловской области О. И. Шиленок
Руководитель Департамента
экономики Орловской области
Ю. А. Есипов
Департамента экономики
Орловской области
от 22 февраля 2012 г. N 217
Ведомственная целевая программа "Развитие торговой деятельности на территории Орловской области на период до 2014 года"
Наименование программы | ведомственная целевая программа "Развитие торговой деятельности на территории Орловской области на период до 2014 года" (далее - Программа") |
Главный распорядитель бюджетных средств | Департамент экономики Орловской области |
Цели программы | Содействие развитию торговой деятельности на территории Орловской области, способствующей: |
Сроки реализации программы | 2012-2014 годы |
Ответственный исполнитель | Управление торговли и потребительских ресурсов Департамента экономики Орловской области |
Ожидаемые результаты реализации программы | В результате реализации Программы к 2014 году ожидается: |
Целевые индикаторы и показатели | 1. количество объектов торговли, в том числе нестационарных 5569 единиц, |
Объемы и источники финансирования | Реализация Программы не требуют выделения дополнительного финансирования |
Развитие торговой деятельности на региональном потребительском рынке оказывает значительное влияние на поддержание общеэкономической динамики Орловской области на высоком уровне. Сфера торговли и общественного питания сегодня является одним из динамично развивающихся, многофункциональных, перспективных и инвестиционно привлекательных секторов экономики области, обеспечивающих удовлетворение платежеспособного спроса населения, охватывающим при этом всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления товаров и услуг торговли и общественного питания.
В течение последних трех лет Правительством Орловской области во взаимодействии с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами осуществлялась целенаправленная работа по формированию и реализации эффективной государственной политики в сфере создания условий для развития торговой деятельности на региональном уровне в целях обеспечения удовлетворения спроса населения на потребительские товары, услуги торговли и общественного питания по доступным ценам и в соответствии с установленными государством гарантиями качества и безопасности.
Предоставление услуг торговли и общественного питания населению области на начало 2012 года обеспечивают 4195 объектов стационарной розничной торговли, в том числе 813 — продовольственных, 1217 - смешанных и 2105 - непродовольственных магазинов, 60 - торговых центров, а также 1059 объектов нестационарной торговой сети и 424 предприятий общественного питания общедоступной сети на 21676 посадочных мест. За период с 2009 года по 2011 год количество магазинов увеличилось на 442 объекта.
В 2011 году на территории области действовало 10 розничных рынков на 2861 торговое место (для продажи продовольственных товаров - 1420, непродовольственных 1441), из них 4 специализированных сельскохозяйственных розничных рынков на 328 торговых мест.
В целях обеспечения территориальной доступности для населения социально значимых товаров в отчетном году была организована работа 36 ярмарок на 5501 торговое место, в том числе для продажи продовольственных товаров - 1106, непродовольственных - 4395.
Анализ динамики оборота розничной торговли Орловской области за 2009 - 2011 годы свидетельствует о положительных тенденциях в развитии сферы торговли и общественного питания. Объем розничной торговли увеличился с 53,6 млрд рублей в 2009 году до 73,8 млрд рублей в 2011 году, темп роста в фактических ценах составил 137,7%. Темпы роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах увеличились с 86,1% в 2009 году и 110% в 2010 году до 111,1% в 2011 году.
По итогам 2011 года оборот розничной торговли в Орловской области в сопоставимых ценах к аналогичному периоду 2010 года вырос на 8,9% и составил 73,8 млрд рублей. В расчете на одного жителя области было продано товаров на сумму 93,9 тыс. рублей.
Оборот общественного питания, с учетом деятельности индивидуальных предпринимателей, составил 3 млрд рублей, или 111,1% в сопоставимых ценах к уровню 2010 года. Населению области, в расчете на одного жителя, услуг общественного питания за 2011 год представлено на сумму 3814 рублей.
В товарной структуре розничного товарооборота доля продовольственных товаров в 2011 году составила 45% (2010 год - 46,2%, 2009 год - 45,1%), или 33,2 млрд рублей, непродовольственных товаров -55 % (2010 год -53.8%, 2009 год - 54,9%), или 40,6 млрд рублей. Отмеченное увеличение в общем объеме розничного товарооборота доли непродовольственных товаров свидетельствует о динамично растущем спросе потребителей на данную группу товаров, который и обеспечил опережающие темпы роста товарооборота непродовольственных товаров в 2011 год в сопоставимых ценах на уровне 110,2% (2010 год - 108,3%) в сравнении с 107,2% (2010 год - 111,3%) по продовольственным товарам.
Формирование оборота розничной торговли в 2011 году на 89% (в 2010 году - на 87,8%, в 2009 году - на 88,4%) происходило за счет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющими деятельность в торговой сети вне розничных рынков и ярмарок. В структуре оборота розничной торговли по видам хозяйствующих субъектов по итогам прошедшего года индивидуальные предприниматели занимают 22,4% (2010 год - 19,5%) В данном сегменте рынка индекс физического объема к 2010 году составил 110,4%.
На розничных рынках и ярмарках за анализируемый период продано товаров на сумму 8,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,8%, или 455 млн. рублей, меньше, чем в 2010 году. При этом постепенно снижается и доля продаж товаров на рынках и ярмарках в совокупном обороте розничной торговли в 2011 году она составила 11% против 12,2% в 2010 году и 11,6% в 2009 году. Вместе с тем, розничные рынки и ярмарки как сектор потребительского рынка по-прежнему вносят свой вклад в решение ряда социальных проблем благодаря обеспечению занятости населения посредством предоставления рабочих мест, повышения территориальной доступности товаров и услуг, расширения каналов сбыта для сельхоз- и товаропроизводителей области, прежде всего, гражданами, ведущими крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством.
В 2011 году продолжилось увеличение количества объектов потребительского рынка, отвечающих современным требованиям по методам и формам обслуживания покупателей. Объекты торговли модернизировались и оснащались новым современным оборудованием в соответствии с тенденциями развития потребительского рынка и покупательских предпочтений. Объем инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры отрасли, за 2009 - 2011 годы составил 2831,3 млн рублей, в том числе за 2011 год - 1444,8 млн рублей собственных и заемных средств хозяйствующих субъектов, что в 2 раза больше соответствующего показателя 2010 года и 2,2 раза превышает уровень инвестиций в 2009 году. За 2011 год было введено в эксплуатацию 478 магазинов и 41 предприятие общественного питания, реконструировано 107 магазинов и 13 предприятий общественного питания.
На региональном потребительском рынке по состоянию на 31 декабря 2011 года по методу самообслуживания работало 691 магазинов (в 2010 году- 560, 2009 году - 508), из них - 335 в сельских районах области (в 2011 году - 241, в 2009 году - 204).
За год суммарная обеспеченность населения области площадью торговых объектов увеличилась на 88,85 кв. м на 1 тысячу жителей и достигла к концу 2011 года 598,89 кв. м на 1 тысячу жителей, что выше уровня расчетного нормативного показателя на 134,85 кв. м. (расчетный норматив - 464,04 кв. м), в том числе по реализации непродовольственных товаров - 429,24 кв. м (норматив - 322,42 кв. м), продовольственных товаров - 169,65 кв. м (норматив - 141,62 кв. м).
В Орловской области продолжалось активное развитие объектов сетевого ритейла. Сетевые организации торговли открывают магазины современных форматов, ориентированные на различные социальные и потребительские группы. Их участие в создании современных торговых предприятий позволило решать вопросы обеспечения населения товарами широкого ассортимента и по доступным ценам, создания новых рабочих мест. Конкурентными преимуществами сетевой торговли являются факторы как: консолидированные закупки товаров крупной торговой компанией обеспечивают лучшие ценовые условия от поставщика за счет закупаемых объемов, высокотехнологичная логистика, эффективная ассортиментная политика, использование единого информационного пространства, продажа товаров под собственными торговыми марками. В 2011 году ЗАО "Тандер" открыло в Орле два магазина сети "Магнит Косметик" нового формата "дрогери". В магазинах этого формата представлены товары повседневного спроса, которые не требуют специальных условий для хранения. При этом продовольственные товары здесь тоже присутствуют, но занимают обычно 15-20% процентов площади магазина. В прошедшем году о намерении выйти на орловский рынок заявил лидер российского продуктового ритейла -Х5 RETAIL GROUP. 6 октября 2011 года компания подписала соглашение о сотрудничестве с Правительством Орловской области. В 2012-2013 годах Х5 RETAIL GROUP планирует открыть в Орловской области не менее 50 магазинов и построить распределительный центр.
В течение 2009 - 2011 годов важным сектором регионального потребительского рынка являлась потребительская кооперация Орловской области, на которую возложена ответственная миссия по осуществлению закупок сельскохозяйственной продукции, обеспечению населения сельских районов товарами первой необходимости, в том числе в отдалённых и малочисленных населенных пунктах.
Областное потребительское общество "Союз Орловщины" на сегодня объединяет 80 кооперативных организаций в 23 районах области. Совокупный объем деятельности за 2011 год составил 3,9 млрд руб., в сопоставимых ценах прирост к 2010 году -104,4%.
В системе потребительской кооперации функционирует 613 торговых объектов, 84 предприятия общественного питания, 17 хлебозаводов, 16 кондитерских цехов, 4 безалкогольных цеха, 3 цеха по производству полуфабрикатов, колбасный цех, цех по производству макаронных изделий, 4 розничных рынка, 13 ярмарочных площадей, оптовые предприятия. В 23 районных потребительских обществах осуществляют закупку сельхозпродукции и сырья приемозаготовительные пункты. На базе потребительских обществ действует 17 сельскохозяйственных потребительских кооператива. По состоянию на 1 января 2012 года в системе действует 219 магазинов самообслуживания, 40 из которых открыты в 2011 году.
Оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации в 2011 году составил 2629,3 млн рублей, с темпом роста к аналогичному периоду 2010 года в фактических ценах - 110,8%, в сопоставимых ценах -102,7%. Его удельный вес в общем объеме розничного товарооборота по Орловской области составил 4%. В общественном питании продано товаров и оказано услуг сельскому населению на сумму 229,2 млн рублей, в том числе реализовано собственной продукции общепита на 160 млн рублей. Темп роста товарооборота общественного питания к 2010 году в фактических ценах - 115,4%, в сопоставимых ценах- 100,7%. Оптовый товарооборот за 2011 год составил 241,6 млн. рублей, с темпом роста в действующих ценах - 141,5%, в сопоставимых ценах - 131,2%. Оптовая торговля системы за 3 квартал 2011 года заняла первое место по ЦФО в рейтинге экономического соревнования в системе Центросоюза. Заготовительный оборот по системе вырос к 2010 году в действующих ценах на 24,0%. По объемам закупок картофеля урожая 2011 года за 3 квартал потребительская кооперация Орловской области занимает в системе Центросоюза 5 место. Кооперативные организации за 20011 год обеспечили закупку сельскохозяйственной продукции и сырья у населения и фермеров области: 827 тонн мяса, 3262 тонны картофеля, 42,6 тонн меда, 2684 тонн плодов и овощей, 5789 тонн зернопродуктов, 246 тонн молока, 2785 тыс. штук яйца, 502 тонны макулатуры. Сельскому населению за сданную сельскохозяйственную продукцию и сырье выплачено 280 млн рублей.
Отрасль торговли и общественного питания области входит в число лидеров по объемам платежей, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году. Удельный вес хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере розничной, оптовой торговли и общественного питания, в общем объеме налогов и сборов по основным видам экономической деятельности в Орловской области в бюджеты всех уровней по итогам 2011 года оценивается на уровне 19,6%, в бюджет Орловской области - 17,9%.
Актуальным в 2010 - 2011 годах для субъектов сферы торговли и органов государственной и муниципальной власти региона стало приведение торговой деятельности в соответствие с положениями Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Наряду с позитивными тенденциями в развитии торговой деятельности на территории Орловской области имеется ряд проблем:
1) Проблемы, связанные с необходимостью актуализации, систематизации и разработки нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности.
2) В области имеет место диспропорция в обеспеченности торговыми площадями жителей городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Наиболее обеспечены торговыми площадями (по состоянию на 2010 год) жители муниципальных округов: город Орёл - 893,24 кв. м на 1000 жителей (норматив - 541,92 кв. м), город Ливны - 686,54 кв. м (446,01 кв. м), город Мценск - 486,4 кв. м (439,36 кв. м), муниципальные районы: Должанский район - 367,24 кв. м (289,2 кв. м), Дмитровский район - 293,72 кв. м (290,87 кв. м). Новосильский район -337,96 кв. м (307,25 кв. м), Покровский район - 418,42 кв. м (299,42 кв. м). Недостаточный уровень обеспеченности качественными торговыми площадями отмечается в Урицком, Мценском, Колпнянском, Троснянском и ряде других районах области.
3) Розничные рынки как сектор потребительского рынка вносят свой вклад в решение ряда социальных проблем благодаря обеспечению занятости населения посредством предоставления рабочих мест, повышения территориальной доступности товаров и услуг; расширения каналов сбыта для сельхоз- и товаропроизводителей области; играют важную роль в развитии конкуренции среди индивидуальных предпринимателей, как между собой, так и с розничными торговыми предприятиями. Основная проблема развития розничных рынков - необходимость приведения их деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", предусматривающий перевод розничных рынков в капитальные здания, строения, сооружения.
4) В целях осуществления качественных структурных преобразований и упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, количество которых на 1 января 2012 года достигло 1014 объектов (в 2009 году - 903 объектов) на территории муниципальных образований Орловской области с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также единых современных архитектурных решений для уличной торговли, необходимо продолжить разработку органами местного самоуправления муниципальных образований схем размещения нестационарных торговых объектов.
5) Наличие на территории Орловской области отдаленных населенных пунктов с низкой плотностью населения, относящихся к слабо привлекательным (серьезные риски того, что возврат на инвестированный капитал будет ниже стоимости капитала) либо полностью непривлекательным для развития объектов розничной торговли (невозможно в нормальных рыночных условиях получать операционную прибыль), обуславливает необходимость решения проблемы организации обеспечения жителей таких территорий товарами и услугами.
6) Отмечается диспропорция в обеспеченности населения посадочными местами общедоступной сети. Развитие общедоступной сети предприятий общественного питания должно осуществляться на основе оптимизации формата предприятий в соответствии с тенденциями современного рынка. С учетом географического расположения, особенностей экономического развития (туризм, промышленность, миграция населения) в каждом муниципальном образовании должен быть найден свой подход к дальнейшему развитию отрасли общественного питания, свои перспективные направления: развитие предприятий быстрого обслуживания ("Бистро", "Блинная" и т. д.), предприятий повышенной комфортности (рестораны, бары и т. д.) или предприятий, оказывающих кейтеринговые услуги.
На основании изложенного и в целях обеспечения реализации целостной и сбалансированной государственной политики, направленной на повышение инвестиционной привлекательности сектора торговли и совершенствование механизмов защиты прав и интересов хозяйствующих субъектов в сфере торговли, возникла необходимость разработки Программы.
Программа определяет основные направления развития торговой деятельности на территории Орловской области на период до 2014 года, способствующие повышению качества жизни населения региона, стабильному функционированию регионального потребительского рынка, территориальной и ценовой доступности товаров и услуг для населения, соответствующих стандартам качества и безопасности путем создания эффективной товаропроводящей системы и поддержке торговли товарами российских, в том числе региональных товаропроизводителей.
Программа учитывает положения:
1) Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
2) Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 года N 422 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года";
3) Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, одобренной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р "О направлениях социально - экономического развития Орловской области до 2020 года";
4) долгосрочных областных целевых программ:
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 19 октября 2011 года N 364 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012 - 2020 годы";
"Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Орловской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 21 декабря 2010 года N 443 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Орловской области на 2011-2013 годы";
"Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011 - 2015 годах", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 29 апреля 2011 года N 132 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011 - 2015 годах".
Разработанные положения Программы основаны на анализе статистических данных и результатов проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенных товаров и осуществлением торговой деятельности на территории региона во взаимодействии с представителями организаций торговли, органами государственной и муниципальной власти, а также другими участниками потребительского рынка. В качестве основы для планирования бралось видение целевого состояния отрасли до 2014 года.
И. Описание целей, задачи Программы и значения показателей результата, характеризующие их
Целью Программы является содействие развитию торговой деятельности на территории Орловской области, способствующей:
1) удовлетворение спроса населения на продовольственные и непродовольственные товары, услуги общественного питания