ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2011 года N 132
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2011-2015 ГОДАХ"
{Утратило силу: постановление Правительства Орловской области от 08.10.2012 г. N 353; НГР: ru57000201200878}
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 23.06.2011 N 193; НГР:RU57000201100278;
постановление Правительства Орловской области от 02.09.2011 N 291; НГР:RU57000201100414;
постановление Правительства Орловской области от 27.09.2012 г. N 345; НГР: ru57000201200852}
В целях развития инвестиционной деятельности и улучшения инвестиционной привлекательности Орловской области Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011-2015 годах".
2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова):
в установленном порядке подготовить предложения по внесению изменений в Закон Орловской области от 3 декабря 2010 года N 1150-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов";
при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011-2015 годах".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экономического развития Ю. Н. Парахина.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
к постановлению Правительства Орловской области
от 29 апреля 2011 г. N 132
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011 - 2015 годах"
Паспорт
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области в 2011 - 2015 годах" |
Основание для разработки программы | Распоряжение Правительства Орловской области от 23 декабря 2010 года N 586-р |
Заказчик программы | Правительство Орловской области |
Разработчик программы | Департамент экономики Орловской области |
Руководитель программы | Руководитель Департамента экономики Орловской области |
Ответственный исполнитель программы | Начальник управления государственных программ и инвестиций Департамента экономики Орловской области |
Цель и задачи программы | Цель - развитие инвестиционной деятельности в Орловской области. Задачи: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | 1. Количество нормативных правовых актов, требующих доработки и внесения изменений; |
Сроки и этапы реализации программы | 2011-2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Всего по программе - 3 161 654 тыс. |
В том числе по направлениям | 0 тыс. рублей; |
Объемы финансирования программы по годам | 2011 год - 564 500 тыс. рублей; |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Создание благоприятного инвестиционного климата в Орловской области, организация технологических и индустриальных парков, стимулирование активной инвестиционной деятельности |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Формирование долгосрочной областной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности на территории Орловской области в 2011-2015 годах" (далее также - Программа) обусловлено необходимостью определения направлений деятельности региональных и муниципальных органов власти по привлечению инвестиций, выявления ключевых проблем в этой сфере и возможных путей их решения.
В складывающихся экономических условиях развитие инвестиционной деятельности стало краеугольным камнем для ускорения динамики социально-экономического развития области.
Программа, как проекция стратегии социально-экономического развития региона и схемы территориального планирования, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, выделить конкурентные преимущества и недостатки территорий, структурные проблемы, определить наиболее приоритетные направления развития, а также создать предпосылки по преодолению проблем инфраструктурных ограничений и в конечном итоге рассчитать необходимый уровень развития тех или иных территорий и инфраструктуры.
Как показывает международный опыт и российская практика создания инвестиционного климата, усилия власти регионального уровня имеют решающее значение при выборе прямыми инвесторами места территориальной локализации своих производств и иных инвестиций. Анализ и оценка, как наилучшей, так и наихудшей практики привлечения инвесторов и создания инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, позволяет выделить, сформулировать и объединить в рамках Программы комплекс мер, практическая реализация которых способна обеспечить реальное улучшение инвестиционного климата Орловской области.
Поэтому Программа нацелена на улучшение инвестиционной привлекательности Орловской области, способствующее притоку прямых иностранных и российских инвестиций в широком спектре производственной деятельности, опережающему вводу производственных мощностей с высокой производительностью труда, увеличению доли высокотехнологичных и наукоемких производств. Программа предполагает проведение мероприятий по комплексному улучшению инвестиционного климата в Орловской области.
Оценка развития инвестиционной деятельности в регионе позволяет отметить, что Правительством области на протяжении ряда лет предпринимались системные меры по поддержанию в регионе инвестиционной активности. Главной целью принимаемых мер являлось создание прозрачного и хорошо отлаженного механизма по привлечению и реализации поступающих в область инвестиций.
С этой целью организован и проводится регулярный мониторинг инвестиционного процесса, создана единая информационная база данных инвестиционных проектов и инвестиционных паспортов муниципальных образований Орловской области, сформирован банк информации о земельных участках и свободных производственных площадях, использование которых возможно при реализации инвестиционных проектов. Налажено взаимодействие с муниципальными образованиями в форме постоянных рабочих и технических консультаций.
Продолжается поиск новых зарубежных и отечественных компаний, заинтересованных в реализации перспективных инновационных проектов.
Сложности с кредитованием инвестиционных проектов, обусловленные тяжелым финансовым положением предприятий, обострили необходимость поиска Правительством области путей повышения доступности кредитных ресурсов Заключены соглашения о сотрудничестве с ОАО "Внешэкономбанк", Министерством регионального развития Российской Федерации, некоммерческим партнерством "Центр развития
государственно-частного партнерства".
Ежегодно проводится Орловский экономический форум, в котором принимают участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, гости из стран ближнего и дальнего зарубежья, руководители и менеджеры инвестиционных компаний.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 (прогноз)
Динамика объема инвестиционных ресурсов в экономику области в период до 2009 года имела ярко выраженный положительный характер. Однако, на фоне резкого снижения инвестиционной активности в 2009 году, обусловленного последствиями мирового финансового кризиса, наблюдалось существенное уменьшение притока инвестиций в основной капитал.
Итоги 2010 года наметили тенденции возврата к докризисной динамике.
(Диаграмма не приводится)
Отраслевая структура инвестиций в основной капитал, остававшаяся стабильной на протяжении последних пяти лет, претерпела ряд изменений. Ранее в ней преобладали объемы инвестиционных ресурсов, направляемые в реальный сектор экономики: в промышленности - 20-32%, сегодня в обрабатывающих производствах только - 11,8%, в сельском хозяйстве - до 33%, сегодня только - 17%, в строительстве сегодня этот показатель равен 1,8%.
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
(Диаграмма не приводится)
Основными источниками инвестиционных вложений на протяжении многих лет оставались собственные и привлеченные средства организаций, но при этом наблюдалось значительное изменение структуры вложений. Так, вложение собственных средств на реализацию инвестиционных проектов ежегодно уменьшалось - с 60,3% в 2000 году до 40,5% в 2009 году, а использование привлеченных средств соответственно значительно выросло -с 39,7% в 2000 году до 59,5% в 2009 году. В 2010 году мы наблюдаем обратный процесс: вложение собственных средств увеличилось до 43,3%, привлеченных соответственно уменьшилось до 56,7%.
Несмотря на стабилизацию роста инвестиций в экономику Орловской области и восстанавливающееся внешнее благополучие, дальнейшее развитие инвестиционной активности вызывает серьезную озабоченность.
Анализ материалов инвестиционного рейтинга регионов России, опубликованных рейтинговым агентством "Эксперт" показывает следующее:
Орловская область входит в число 15 российских регионов, имеющих инвестиционный рейтинг - ЗВ2: незначительный потенциал - умеренный риск.
По инвестиционному потенциалу регион находится на 63-м месте (2008-2009 гг. - 61 место).
Год рейтинга | Ранг потенциала | Доля в общероссийском потенциале, % | Ранги составляющих инвестиционного потенциала | ||||||||
Потребительский | Трудовой | Туристический | Производственный | Инфраструктурный | Финансовый | Инновационный | Институциональный | Природно-ресурсный | |||
2010 | 63 | 0,531 | 67 | 62 | 60 | 65 | 17 | 63 | 42 | 57 | 74 |
2009 | 61 | 0,526 | 60 | 61 | 55 | 59 | 26 | 64 | 48 | 58 | 74 |
2008 | 60 | 0,497 | 60 | 56 | 55 | 60 | 17 | 63 | 37 | 59 | 75 |
2007 | 63 | 0,455 | 61 | 54 | 58 | 56 | 17 | 62 | 47 | 59 | 74 |
2006 | 60 | 0,473 | 59 | 55 | 55 | 56 | 19 | 63 | 37 | 59 | 74 |
2005 | 58 | 0,496 | 60 | 51 | 54 | 58 | 21 | 62 | 37 | 62 | 76 |
2004 | 58 | 0,516 | 56 | 55 | - | 57 | 21 | 57 | 38 | 62 | 76 |
2003 | 59 | 0,554 | 58 | 61 | - | 51 | 20 | 51 | 35 | 67 | 76 |
2002 | 57 | 0,550 | 58 | 47 | - | 58 | 20 | 59 | 35 | 66 | 75 |
2001 | 59 | 0,540 | 62 | 62 | - | 55 | 20 | 46 | 38 | 68 | 75 |
2000 | 60 | 0,532 | 62 | 61 | - | 56 | 19 | 57 | 33 | 61 | 74 |
1999 | 55 | 0,652 | 54 | 59 | - | 59 | 24 | 54 | 23 | 59 | 74 |
1998 | 53 | 0,639 | 57 | 60 | - | 62 | 23 | 64 | 19 | 69 | 70 |
1997 | 55 | - | 52 | - | - | 63 | 25 | - | 19 | 68 | 72 |
1996 | 54 | - | 50 | - | - | 62 | 21 | - | 13 | 73 | 72 |
* | 58,33 | 0,535 | 58,4 | 57,2 | 56,1 | 58,4 | 20,66 | 58,8 | 33,4 | 63,1 | 74,06 |
* приведено средневзвешенное значение показателя соответствующего ранга региона за весь период
присвоения рейтинга
Ранг инвестиционного потенциала колеблется в пределах 53-63 места и фактически за весь период присвоения рейтинга существенно не изменялся, как по субъективным, так и объективным причинам:
природо-ресурсный потенциал области (74 место) является традиционно невысоким;
низкий трудовой потенциал обусловлен сложной демографической ситуацией, а также достаточно высоким средним возрастом населения;
производственный потенциал снизился с 59 до 65 места - существенное влияние оказала посткризисная ситуация в региональной экономике: банкротство ряда крупных предприятий, снижение объемов производства, сокращение доходов и как следствие уровня потребления;
снижение потребительского потенциала региона в 2010 году наблюдается до рекордного 67 места;
достаточно низкое место региона (62) по туристическому рангу инвестиционного потенциала (развитие туристического кластера могло бы стать одним из наиболее перспективных направлений привлечения финансовых ресурсов в экономику региона);