ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 июня 2011 года N 165
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ И ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2013 ГОДЫ"
{Утратил силу:
постановление Правительства Орловской области от 07.02.2014 N 23; НГР: RU57000201400045}
{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300; НГР: RU57000201300677;
постановление Правительства Орловской области от 31.01.2014 N 13; НГР: RU57000201400048}
В целях эффективного развития системы социального сопровождения и адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений в Орловской области Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011-2013 годы".
2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусмотреть необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011 -2013 годы".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.
Председатель Правительства
Орловской области
А. П. Козлов
Правительства Орловской области
от 01 июня 2011 г. N 165
Долгосрочная областная целевая программа "Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учреждений Орловской области на 2011-2013 годы"
Орловская область
2011 год
Наименование программы | Долгосрочная областная целевая программа "Социальное сопровождение и адаптация воспитанников и выпускников интернатных учрежд ений Орловской области на 2011-2013 годы" (далее также - Программа) |
Основание для | Закон Орловской области от 26 ноября 1998 года N 83-ОЗ "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области"; |
Заказчик Программы | Правительство Орловской области |
Разработчик Программы | Департамент образования и молодежной политики Орловской области |
Руководитель Программы | руководитель Департамента образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 ) |
Ответственный | начальник управления образования Департамента образования и молодежной политики Орловской области (В редакции постановления Правительства Орловской области от 02.09.2013 N 300 ) |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является обеспечение условий для наиболее успешной социализации и адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений. За дачами Программы являются: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | 1) доля выпускников, подготовленных к самостоятельной жизни в социуме; |
Сроки и этапы | 2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Программа финансируется за счет средств областного бюджета. |
В том числе по | капитальные вложения - 0; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | 1. Создание на базе бюджетного образовательного учреждения Орловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" консультационного центра по сопровождению воспитанников и выпускников интернатных учреждений для оказания психологической, правовой помощи, помощи в профессиональном и личностном самоопределении, с учетом их психофизического состояния, способностей и интересов. (В редакции постановления Правительства Орловской области от 31.01.2014 N 13 ) |
Изменившиеся социально-экономические условия в стране обуславливают актуальность поиска оптимальных путей решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной тенденцией жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна стать деинституционализация, т.е. постепенный отказ от помещения таких детей в учреждения интернатного типа как формы попечения о них, организации их жизни. Однако, пока существуют воспитанники интернатных учреждений, есть необходимость в их сопровождении, в организации и развитии структур, способствующих их успешной постинтернатной адаптации, вхождению в самостоятельную жизнь.
Интернатные учреждения являются в настоящее время наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, уступая место только опеке и попечительству.
В системе образования Орловской области функционируют 19 государственных учреждений коррекционно-реабилитационной направленности. Сеть государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представлена:
1. Детскими домами:
1) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Никольский детский дом" (Орловская область, Свердловский район, с. Никольское) - 33 ребенка;
2) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Должанский детский дом" (Орловская область, Должанский район, п. Шлях, д. 41) - 34 ребенка;
3) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Колпнянский детский дом" (Орловская область, Колпнянский район, п. Колпна, ул. Чкалова, д. 2) - 24 ребенка;
4) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Жилинский детский дом для детей дошкольного возраста" (Орловская область, Мценский район, п. Жилино) - 15 детей;
5) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Мценский детский дом-школа" (Орловская область, г. Мценск, ул. Дзержинского, д. 6) -97 детей;
6) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Мценский детский дом для детей дошкольного возраста" (Орловская область, г. Мценск, ул. 20 Июля, д. 1а) - 61 ребенок.
2. Школами-интернатами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2 из них для детей с ограниченными возможностями здоровья):
1) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Некрасовская школа-интернат" (Орловская область, Орловский район, д. Некрасовка, ул. Интернатная, д. 25) - 209 детей;
2) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Нарышкинская школа-интернат" (Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Садовая, д. 16) - 136 детей;
3) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Тельченекая специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (Орловская область, Мценский район, с. Тельчье, ул. Комсомольская, д. 9) - 116 детей;
4) областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Тельченская специальная (коррекционная) школа-интернат N 9 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (Орловская область, Мценский район, с. Тельчье, ул. Ленина, д. 3) - 106 детей.
Сеть специальных (коррекционных) учреждений представлена:
1. Школами-интернатами VIII вида (для детей с умственной отсталостью):
1) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Волховская
общеобразовательная школа-интернат" (Орловская область, г. Волхов, ул. Г. Белова, д. 82) - 118 детей;
2) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Крутовская общеобразовательная школа-интернат" (Орловская обл., Ливенский район, с. Крутое, ул. Набережная, д. 2) - 100 детей;
3) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Дмитровская общеобразовательная школа-интернат" (Орловская область, г. Дмитровск, ул. Коммунистическая, д. 8) - 84 ребенка;
4) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Кромская общеобразовательная школа-интернат" (Орловская область, п. Кромы, ул. К. Маркса, д. 47) - 86 детей;
5) областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Троснянская общеобразовательная школа-интернат" (Орловская область, с. Троена, ул. Ленина, д. 3) - 86 детей.
2. Школой-интернатом I-II вида (для глухих и слабослышащих детей) -областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Орловская общеобразовательная школа-интернат I-II вида" (г. Орел, ул. М. Горького, д. 91) - 138 детей.
3. Школой-интернатом V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) - областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Орловская общеобразовательная школа-интернат V вида" (г. Орел, ул. М. Горького, д. 103) - 174 ребенка.
Учреждения, реализующие общеобразовательные программы:
1) областная государственная общеобразовательная школа-интернат "Орловский лицей-интернат" (г. Орел, ул. Пушкина, д. 168) - 167 детей;
2) областная государственная общеобразовательная школа-интернат "Знаменская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования" (Орловская область, Орловский район, п. Знаменка, ул. Школа-интернат, д. 3) - 110 детей.
В детских домах и школах-интернатах области воспитывается 1894 человека, из них 911 воспитанников имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 48 % от общего количества детей. 51% детей из неблагополучных семей,
характеризующихся низким социальным статусом в разных сферах жизнедеятельности. Как правило, это малообеспеченные семьи, более 50 % (52 %) - неполные семьи. Почти 80 % детей из семей имеют отклонения в развитии, им требуется обучение в специальных (коррекционных) учреждениях.
Основной контингент воспитанников - дети, нуждающиеся в длительной социально-педагогической реабилитации, перевоспитании, длительном оздоровлении, коррекции физического и психического развития.
Государственные учреждения делают все возможное, чтобы защитить осиротевших детей от раннего одиночества, обеспечить им спокойное детство, максимально приблизить условия проживания к семейным.
Ни на одно учреждение, работающее с детьми, не возлагается такое количество разнообразных функций, как на детские дома и школы-интернаты: обеспечение круглосуточного пребывания детей; обучение и воспитание; обеспечение социальной защиты; обеспечение охраны и укрепления здоровья; обеспечение медико-психолого-педагогической реабилитации, но главным смыслом деятельности каждого учреждения является успешная социализация воспитанников.
Процесс социализации ребенка, т. е. становления человека как общественного существа, - один из важных факторов формирования личности наряду с достижением определенного уровня физиологического и психологического развития человеческого организма. Он включает в себя ряд аспектов, существенных с точки зрения взаимодействия ребенка с окружающими:
социальное познание (знание о самом себе, о взаимоотношениях с другими людьми, усвоение социальных и культурных ценностей, знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов и т. д.);
овладение определенными навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и сферу социальной деятельности;
интериоризацию, т. е. усвоение индивидом определенных норм, ценностей, установок, ролей и т. п. - социальных регуляторов, которые обеспечивают соответствие поведения индивида образцу, задаваемому требованиями общества, а точнее, требованиями конкретного социального окружения;
выработку на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентации, представлений, установок, взглядов и т. п.
В результате этого процесса у индивида должна сложиться система внутренних регуляторов поведения и социальной ориентации. Социализированный на данном этапе подросток будет способен сделать осознанный выбор жизненной дороги, определить свою будущую профессию, организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами той микрогруппы, куда он попадет после окончания школы-интерната.
Однако, как отмечают специалисты, изучающие развитие детей, оставшихся без попечения родителей, воспитание детей в условиях обособленности от внешнего мира, регламентации деятельности внутренним распорядком дня, установленным режимом учебы и отдыха не стимулирует формирование таких важных качеств, как адекватное самовосприятие, осознание своей функции в обществе, желание быть полезным людям. У воспитанников часто проявляется иждивенческая позиция, отсутствует бережливость, настойчивость, терпение. Они во всем полагаются на общество и государство.
Воспитательная система учреждений интернатного типа для детей-сирот - явление не статичное, т.к. меняются дети, на которых она направлена, обстоятельства, в которых она проявляется, приоритеты и ценности на каждом новом этапе работы.
В настоящее время в детских домах и школах-интернатах Орловской области разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие осуществить их дополнительное образование, трудовое обучение, социальную и профессиональную ориентацию, лечебно-оздоровительную работу, поддержку связей с родственниками и развитие социальных контактов. Проведенный в декабре 2009 года мониторинг положения воспитанников интернатных учреждений из числа детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что во всех учреждениях имеются программы социализации воспитанников и выпускников.
Качественно-количественный анализ результатов проведенного в январе 2011 года опроса специалистов в областных интернатных учреждениях подтвердил, что наибольший удельный вес имеют программы по формированию жизненных перспектив, здорового образа жизни, освоению социальной среды. Однако, относительно низка доля программ, направленных на развитие коммуникативных навыков воспитанников. Предстоит работа в части совершенствования программ по формированию мотивации к труду и выбору профессии, развитию навыков самообслуживания и самообеспечения.
Опрос, проведенный среди старшеклассников интернатных учреждений, показал, что имеется дефицит знаний и представлений выпускников по следующим параметрам: "Знания о себе", "Социально-бытовые знания и представления", "Социально-правовые знания и представления", "Наличие и характер планов на будущее".
Выпускники приблизительно в равной степени боятся проблем с жильем, обучением, трудоустройством, финансами, бытом, общением, овладением профессией. Сюда прибавляются проблемы экзистенциального плана: высказываются опасения, связанные с возможностью создания своей семьи, отношениями с биологическими родителями и сибсами. Более значимыми стали материальные проблемы, вырос страх оказаться безработным. Имеется доля выпускников, сомневающихся в своих способностях справиться самостоятельно со своими проблемами после выпуска из учреждения.
Такая ситуация требует совершенствования технологий разработки и внедрения в интернатных учреждениях программ воспитания и реабилитации детей, их психолого-педагогической и социальной поддержки, направленных на расширение социальных моделей поведения, обучение переводу намерений и желаний в план практических действий, повышение самооценки за счет создания ситуаций успеха, моделирование ситуаций выбора, личной ответственности и личной автономии.
Обычный возраст выпускника государственного учреждения для детей-сирот - 15-17 лет, когда ребенок не всегда способен самостоятельно решать задачи социальной адаптации. Из выпускников областных школ-интернатов и детских домов 2010 года - 72 % вышли из стен учреждения, не достигнув совершеннолетия.
По мнению психологов, характерная особенность этого возраста состоит в том, что в это время наблюдается пик асоциального, отклоняющегося поведения. Молодые люди наиболее ранимы, восприимчивы к различному патогенному влиянию. Лишаясь привычной опеки и устоявшегося образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к встрече с действительностью. Им не хватает социальной и эмоциональной уверенности, у них отсутствует реальное представление о жизни, правильная нравственная оценка окружающей действительности. Привыкшие все время жить коллективно, они просто физически не способны выдержать одиночества. У многих из них отсутствует чувство ответственности за свое будущее.