Недействующий

О республиканской целевой программе "Развитие государственной гражданской службы Чувашской Республики и муниципальной службы в Чувашской Республике на 2011-2013 годы"

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В Чувашской Республике сложилась определенная система и накоплен опыт управления как гражданской службой, так и муниципальной службой, позволяющий создать условия для оптимального организационно-правового обеспечения гражданской и муниципальной службы, взаимодействия государственных органов Чувашской Республики, органов местного самоуправления со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов Чувашской Республики по вопросам поступления на гражданскую и муниципальную службу, прохождения и прекращения гражданской и муниципальной службы, а также профессионального роста гражданских и муниципальных служащих.

В 2001-2003 годах в целях создания эффективного механизма реализации государственной кадровой политики в Чувашской Республике реализовывались мероприятия, предусмотренные республиканской целевой программой развития кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики "Управленческие кадры Чувашии: 2001–2003 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2000 г. N 269.

В соответствии с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)" в Чувашской Республике была разработана, утверждена и реализована республиканская программа "Реформирование государственной службы Чувашской Республики (2003-2005 годы)" с подпрограммой "Проведение эксперимента по внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти Чувашской Республики (2003-2005 годы)".

Важным этапом в реформировании и развитии гражданской и муниципальной службы в республике стало принятие федеральных законов "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации". Принятыми законодательными актами определены новые подходы к формированию кадрового состава гражданской и муниципальной службы; введен конкурсный отбор на вакантные должности гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к гражданским и муниципальным служащим; предусмотрено обязательное участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на гражданской службе и др.

В целях реализации законодательства Российской Федерации в Чувашской Республике приняты нормативные правовые акты, которыми в настоящее время урегулированы основные вопросы гражданской и муниципальной службы, отнесенные законодательством Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации, в первую очередь законы Чувашской Республики "О государственной гражданской службе Чувашской Республики" и "О муниципальной службе в Чувашской Республике".

В целях повышения эффективности государственного управления, с учетом положений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 98 утверждена республиканская целевая программа "Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006-2010 годах". Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. N 102 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 98" в указанную программу были внесены существенные изменения с учетом принятия Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009- 2013 годы)", в том числе был продлен срок ее реализации до 2013 года.

Однако в современных условиях меняются требования, предъявляемые к гражданской и муниципальной службе со стороны общества, - она должна стать более эффективной. Низкая конкурентоспособность гражданской и муниципальной службы по сравнению с негосударственным сектором при отборе кадров приводит к снижению профессионализма, компетентности и квалификации гражданских и муниципальных служащих. Требуют совершенствования методики проведения аттестации, квалификационных экзаменов, конкурсов на замещение вакантных должностей, формирования и использования кадрового резерва.

Как гражданской службе, так и муниципальной службе присущи такие проблемы, как недостаточный для работы в современных условиях уровень профессиональной подготовки гражданских и муниципальных служащих, ее правовой и организационной обеспеченности. Качество профессионального обучения гражданских и муниципальных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития гражданской и муниципальной службы. В целях повышения эффективности деятельности гражданских и муниципальных служащих акцент должен ставиться на целенаправленную и системную профессиональную переподготовку, повышение квалификации. Следует вернуться к практике организации обучения муниципальных служащих, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Так, в 2006-2008 годах в соответствии с Программой обучения муниципальных служащих Чувашской Республики на 2006–2008 годы, утвержденной распоряжением Администрации Президента Чувашской Республики от 31 марта 2006 г. N 90, в республике за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики проводилось обучение муниципальных служащих.

Современные методы планирования и регламентации труда гражданских и муниципальных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные действующим законодательством механизмы стимулирования гражданских и муниципальных служащих к исполнению должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает их мотивацию.

Имеют место низкий уровень денежного содержания гражданских и муниципальных служащих в Чувашской Республике в сравнении с другими субъектами Российской Федерации и Приволжского федерального округа и недостаточная ресурсная обеспеченность гражданской и муниципальной службы.

В республике не в полной мере реализуются гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, которые могли бы быть мощным стимулом для повышения мотивации эффективного исполнения должностных обязанностей и улучшения профессионального состава кадров. Проблема отсутствия средств в местных бюджетах делает невозможной реализацию многих дополнительных гарантий и для муниципальных служащих.

В настоящее время в республике существует проблема привлечения и закрепления молодых специалистов на гражданской и муниципальной службе.

Недостаточная открытость гражданской и муниципальной службы способствует проявлениям бюрократизма и коррупции.

Все обозначенные проблемы взаимосвязаны, не могут быть решены в отдельности и требуют комплексного подхода к их разрешению.

С учетом изложенного становятся очевидными значимость и необходимость принятия Программы, важность комплексного и программного подхода к реализации мероприятий по развитию гражданской и муниципальной службы, а также по реализации полномочий, отнесенных к компетенции субъекта Российской Федерации федеральными законами "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Важным представляется дальнейшее развитие гражданской и муниципальной службы, в том числе увеличение денежного содержания и совершенствование социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих, позволяющее, с одной стороны, закрепить достигнутую стабильность гражданской и муниципальной службы, а с другой стороны, перейти к ее интенсивной модернизации. Необходим переход к этапу ее послереформенного развития, характеризующемуся установлением и практической реализацией механизмов и процедур функционирования гражданской и муниципальной службы.

Развитие гражданской и муниципальной службы зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на практическое применение новых технологий управления. Должна быть обеспечена взаимосвязь развития гражданской службы с направлениями развития муниципальной службы, административной реформой, Республиканской целевой программой по противодействию коррупции в Чувашской Республике на 2007-2012 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 апреля 2007 г. N 82.

Инструментом осуществления таких преобразований в Чувашской Республике должна стать настоящая Программа, реализация которой позволит обеспечить функционирование гражданской и муниципальной службы на основе установленных законодательством Российской Федерации принципов, внедрить на гражданской и муниципальной службе современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.

Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.