КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2000 года N 269
О республиканской целевой программе развития кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики "Управленческие кадры Чувашии: 2001 - 2003 годы"
{Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 06 апреля 2012 г. N 122}
Срок действия настоящего постановления Чувашской Республики истек
В целях создания эффективного механизма реализации государственной кадровой политики в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу развития кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики "Управленческие кадры Чувашии: 2001 - 2003 годы" (далее - Программа).
2. Определить Администрацию Президента Чувашской Республики государственным заказчиком по реализации Программы.
3. Министерству экономики Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.
Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики разработать районные (городские) программы развития кадрового потенциала муниципальных служащих.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э.Аблякимов
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | республиканская целевая программа развития кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики "Управленческие кадры Чувашии: 2001 - 2003 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Послание Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова "Уверенно - в XXI век" Государственному Совету Чувашской Республики в 2000 году |
Государственный заказчик Программы | Администрация Президента Чувашской Республики |
Основные разработчики Программы | Администрация П резидента Чувашской Республики, органы исполнительной власти Чувашской Республики |
Цели и задачи Программы | основной целью Программы является создание эффективной системы работы с кадрами в органах исполнительной власти Чувашской Республики. В процессе достижения поставленных целей будут решаться следующие задачи: |
Сроки реализации Программы | Программа рассчитана на реализацию в течение 2001 - 2003 годов |
Перечень основных мероприятий Программы | 1. Развитие законодательства о государственной службе в Чувашской Республике |
Основные исполнители Программы | Администрация Президента Чувашской Республики, органы исполнительной власти Чувашской Республики |
Объемы и источники финансирования | общий объем финансирования Программы составляет 4088 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | последовательная реализация Программы позволит: |
Система организации контроля за выполнением Программы | государственный заказчик - Администрация Президента Чувашской Республики ежегодно к 1 марта докладывает Кабинету Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы |
Республиканская целевая программа развития кадрового потенциала государственной службы Чувашской Республики "Управленческие кадры Чувашии: 2001 - 2003 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации указаний, содержащихся в Послании Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова "Уверенно - в XXI век" Государственному Совету Чувашской Республики, в 2000 году, по совершенствованию реализации кадровой политики в органах управления Чувашской Республики.
В Чувашской Республике, как и в целом по Российской Федерации, идет сложный процесс реформирования общества, изменения его организационных и управленческих структур. Результаты исследований показывают, что сложилось острое противоречие между требованиями к государственному служащему и уровнем мышления большинства из тех, которые сегодня реально осуществляют экономические и социальные реформы.
Современная теория управления и мировой опыт свидетельствуют: в кризисные ситуации периодически попадают все страны, но выход из нее осуществляется, в первую очередь, на основе коренных изменений в системе управления, преобразования ее с помощью научных технологий, включения в процесс управления стратегического мышления кадров.
Поэтому приоритетной задачей государственной кадровой политики являются реформирование и модернизация управленческой структуры, предполагающие преодоление инерции, консерватизма, установившихся стереотипов мышления, раскрепощение творческой интуиции служащих, формирование такой системы, при которой государственные служащие несут полную ответственность за принимаемые решения, отдают себе отчет в том, что власть это труд, оплачиваемый налогоплательщиками.
На сегодняшний день в системе органов исполнительной власти Чувашской Республики (далее - органы исполнительной власти) насчитывается 640 государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности. Аттестация государственных служащих, проведенная в 1998 году в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 7 апреля 1998 г. N 39 "Об аттестации государственных служащих республиканских органов государственной власти", позволила оценить знания, опыт, уровень образования государственных служащих и качественный состав кадров государственной службы Чувашской Республики. 92 процента служащих, прошедших аттестацию, признаны соответствующими замещаемым должностям, 17 человек не аттестованы, из них 4 человека - переведены на другие должности, 5 начали обучение по программам профессиональной переподготовки.
Всем государственным служащим, успешно прошедшим аттестацию, присвоены квалификационные разряды.
Особо следует остановиться на управленческой ситуации в органах исполнительной власти. Администрацией Президента Чувашской Республики в указанных органах проведено социологическое исследование по изучению управленческой ситуации, которым было охвачено всего 168 человек: руководители органов исполнительной власти, их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители.
В целом большинству опрошенных их профессиональная деятельность удовлетворяет (абсолютно согласны с этим утверждением 64,0% руководителей и согласны в основном, т.е. с некоторыми оговорками, 32,8%). Чуть более половины (53,6%) признали, что работа позволяет им самореализоваться. Лишь менее половины опрошенных (48,0%) уверены в том, что удовлетворены сделанным по службе за рабочий день.
Исследования также показали, что в организации труда управленческих кадров государственной службы есть ряд проблем. Каждый четвертый руководитель (28%) признает, что работа для него пока еще является делом новым. Почти каждый пятый (18,4%) не освоил в полной мере свои служебные обязанности. 77,6 процента руководителей часто задерживаются на работе, более половины (63,2%) испытывают большие перегрузки. Таким образом, в системе государственной службы Чувашской Республики не все благополучно с распределением должностных обязанностей и нагрузок. Остро стоит и проблема планирования деловой карьеры. При неудовлетворенности перспективами профессионального и служебного роста трудно ожидать повышения мотивации труда или ее поддержания на высоком уровне. Только половина руководителей органов исполнительной власти полностью удовлетворены перспективами должностного роста. Надо отметить, что проблема должностного роста весьма трудна и вряд ли разрешима, если ее рассматривать только как прямое повышение в должности. Такое представление должно заменяться серьезным планированием деловой карьеры, предполагающим, в первую очередь, рост профессионализма, расширение сферы компетентности, а потом уже повышение в должности.
Значительная часть опрошенных считают работу в органах государственного управления престижной (68,8%), только половина опрошенных (51,2%) согласились, что государственная служба престижна для молодежи. Все это может свидетельствовать, во-первых (если говорить о причинах), о низкой материальной удовлетворенности государственных служащих, а во-вторых, о том, что уже сейчас имеется проблема с пополнением рядов государственных служащих молодыми перспективными кадрами.
Уровень эффективности деятельности органов государственного управления зависит во многом и от уровня профессионализма кадров. Более половины опрошенных (58,4%) оценили уровень профессионализма коллег как средний, почти все (93,6%) выразили желание повысить свою собственную профессиональную квалификацию. Для 78,6 процента руководителей потребность в повышении квалификации связана с самоощущением недостаточности имеющихся знаний для выполнения служебных обязанностей.
Реальное положение с профессиональным образованием у руководителей государственной службы разного уровня характеризуется следующими показателями:
32,1 процента руководителей высшего звена (руководители органов исполнительной власти и их заместители) имеют техническое образование, 20,8 процента - педагогическое, 13,2 процента - экономическое, 3,8 процента - юридическое (см. таблицу 1);
Таблица 1.
Категория руководителей | Вид образования (в процентах) | |||||
менеджмент | экономическое | юридическое | техническое | педагогическое | Другое | |
Руководители органов исполнительной власти | - | - | 12,5 | 31,3 | 25,0 | 31,4 |
Заместители руководителей органов исполнительной власти | - | 18,9 | - | 32,4 | 18,9 | 29,7 |
Начальники структурных подразделений органов исполнительной власти | 1,2 | 37,0 | 3,7 | 29,6 | 13,6 | 14,8 |
Заместители начальников структурных подразделений органов исполнительной власти | - | 41,2 | 2,9 | 35,3 | - | 20,5 |
Итого | 0,6 | 30,4 | 3,6 | 31,5 | 13,1 | 20,8 |
третья часть руководителей высшего звена (руководители органов исполнительной власти и их заместители) прошли профессиональную переподготовку (39,6%), почти половина - повысили свою квалификацию (45,3%), 17 процентов получили второе высшее юридическое образование, 9,4 процента - экономическое и только 3,8 процента - собственно управленческое образование (менеджмент). Среди руководителей среднего звена (начальники структурных подразделений и их заместители) профессиональную переподготовку прошел только один из десяти (10,4%) (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Категория руководителей | Профессиональная переподготовка | Повышение квалификации (в процентах) | ||||
менеджмент | юридическое | экономическое | другое | всего | ||
Руководители ор ганов исполнительной власти | 6,3 | 25,0 | 6,3 | 12,5 | 50,0 | 56,3 |
Заместители руководителей органов исполнительной власти | 2,7 | 13,5 | 10,8 | 8,1 | 35,1 | 40,5 |
Начальники структурных подразделений органов исполнительной власти | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 9,9 | 58,0 |
Заместители начальников структурных подразделений органов исполнительной власти | - | 8,8 | 2,9 | - | 11,8 | 64,7 |
Итого | 2,4 | 8,3 | 4,8 | 4,2 | 19,6 | 55,4 |
Очевидно, что сегодня руководителями разного ранга ощущается нехватка знаний в области права, экономики и, в особенности, управления. В связи с этим основной упор в осуществлении кадровой политики должен быть сделан на совершенствование системы подготовки, повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников республиканских органов государственной власти.
Эффективность и оперативность действий органов исполнительной власти зависят от многих факторов. Но главное, что определяет успешность их функционирования, это квалифицированные кадры управления. Научный подход к развитию кадрового потенциала предполагает:
глубокое качественное исследование кадровой ситуации в системе государственной службы;
разработку механизма кадрового движения с учетом целей и задач, стоящих перед органами государственной власти;
разработку содержательно новой структуры переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом современных требований.
Поэтому основная цель данной Программы - создание эффективной системы работы с кадрами в органах исполнительной власти. Указанную цель предполагается достичь путем реализации следующих задач:
дальнейшее развитие законодательства о государственной службе в Чувашской Республике;
создание действенного механизма подбора и расстановки кадров в органах исполнительной власти;
осуществление мероприятий по эффективному использованию потенциала государственных служащих Чувашской Республики;
формирование качественного резерва кадров на государственные должности Чувашской Республики и государственные должности государственной службы Чувашской Республики;
совершенствование системы подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации управленческих кадров.
Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий по развитию законодательства о государственной службе в Чувашской Республике, совершенствованию работы по управлению персоналом в органах исполнительной власти, формированию качественного резерва кадров, созданию эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В сложившейся ситуации важную роль должно сыграть развитие института государственной службы в Чувашской Республике, реальное становление которого началось в декабре 1996 г. с принятием Закона Чувашской Республики "О государственной службе Чувашской Республики". В настоящее время в республике реализуются большинство положений указанного Закона.
Утверждение Указом Президента Чувашской Республики Сводного перечня государственных должностей Чувашской Республики и Реестра государственных должностей государственной службы Чувашской Республики дало возможность систематизировать перечень государственных должностей Чувашской Республики и государственных должностей государственной службы Чувашской Республики.
Начиная с октября 1998 г. в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 5 октября 1998 г. N 114 "Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности республиканской государственной службы" прием на старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности государственной службы осуществляется на конкурсной основе. С этой целью во всех органах исполнительной власти созданы соответствующие комиссии, ведется работа по совершенствованию механизма конкурсного отбора.
В целях обеспечения эффективного анализа ситуации по развитию государственной службы распоряжением Президента Чувашской Республики от 12 октября 1999 г. N 38-рп утверждена форма ведения Реестра государственных служащих Чувашской Республики, создана система оперативного оповещения о кадровых изменениях, происходящих в органах исполнительной власти.
В рамках дальнейшей реализации Закона Чувашской Республики "О государственной службе Чувашской Республики" необходима разработка ряда нормативных актов: Положения о порядке проведения квалификационного экзамена, Положения о порядке ведения личных дел, Положения о проверке сведений о доходах и имуществе государственных служащих и т.д.
В управлении персоналом государственной службы следует исходить из того, что механизм кадрового обеспечения государственной службы это не набор абстрактных принципов, форм и методов, а определенная, реализуемая на практике система кадровой деятельности для достижения соответствующих целей. Эта система включает в себя: