Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2010 года N 84

О Стратегии "Чувашия - биорегион" до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 сентября 2019 года на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 25.09.2019 N 381.
____________________________________________________________________

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2011 г. N 20
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.05.2013 N 187)


В целях формирования единого инновационного пространства развития биоэкономики в Чувашской Республике как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию "Чувашия - биорегион" до 2020 года (далее - Стратегия).

2. Министерству экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики разработать программы, необходимые для осуществления Стратегии, и принять меры по их выполнению.

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.01.2011 N 20)

3. Органам исполнительной власти Чувашской Республики руководствоваться положениями Стратегии при определении и реализации стратегических приоритетов инновационного развития Чувашской Республики.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять активное участие в реализации мероприятий Стратегии.

5. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2007 г. N 212 "О подпрограмме "Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий" Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики ежегодно до 1 апреля.

(в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.01.2011 N 20)


И.о. Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики
Н.Смирнов


Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 26.03.2010 N 84

СТРАТЕГИЯ "ЧУВАШИЯ - БИОРЕГИОН" ДО 2020 ГОДА


(в ред. Постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.01.2011 N 20, от 21.05.2013 N 187)

Введение


Стратегия "Чувашия - биорегион" до 2020 года (далее - Стратегия) - это стратегическое прогнозирование, научное и аналитическое обоснование, определение и реализация миссии, целей, задач и долгосрочных приоритетов в области развития биоэкономики в Чувашской Республике.

Разработка Стратегии является важным этапом дальнейших системных изменений в реализации инновационной политики Чувашской Республики.

Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:

признание биоэкономики как стратегического ресурса устойчивого развития Чувашской Республики (приложение N 1);

использование глобальных конкурентных преимуществ Чувашской Республики для развития на ее территории биотехнологий;

создание и комплексное развитие биотехнологических производств на всей территории республики, использование нововведений с наиболее полным учетом природно-климатических и специфических социально-экономических условий муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики;

достижение и поддержание лидерства республики в использовании технологий и продуктов биоэкономики среди субъектов Российской Федерации;

встраивание в глобальный оборот высокотехнологичной продукции на основе лидерства по приоритетным направлениям развития биотехнологий;

улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного климата для развития биотехнологий, создание стимулирующих механизмов обеспечения инновационной активности организаций, муниципальных районов и городских округов;

развитие инновационной инфраструктуры, создающей условия для реализации творческого потенциала человека, формирования конкурентоспособного человеческого капитала, обеспечения высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов;

смена парадигмы традиционной экономики, гуманизация и экологизация ее главных принципов, обеспечение согласованности развития экологических и экономических систем.

Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в документах федерального и регионального уровней, в том числе в:

рекомендациях парламентских слушаний на тему "О совершенствовании законодательного обеспечения биотехнологической промышленности" в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации от 15 октября 2009 года;

Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 года N 8;

Концепции инновационного развития Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 года N 39;

Республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 мая 2009 года N 178;

Послании Президента Чувашской Республики Н.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 год "Чувашия из будущего и для будущего";

национальной программе "Развитие биотехнологии в Российской Федерации на 2006-2015 годы", разработанной и утвержденной Общероссийской общественной организацией "Общество биотехнологов России им.Ю.А.Овчинникова" (далее - Общество биотехнологов России).

Стратегия определяет приоритеты развития биоэкономики в Чувашской Республике и служит основой для разработки республиканских и муниципальных целевых программ и соответствующих законодательных инициатив.

Реализация Стратегии предусматривает взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений и населения Чувашской Республики на принципах государственно-частного партнерства.

К участию в реализации Стратегии привлекаются различные организации, в том числе расположенные в других регионах Российской Федерации и зарубежных странах, с основными партнерами будут заключены соглашения о сотрудничестве и намерениях по реализации Стратегии.

При разработке Стратегии применен проектно-ориентированный подход. На основе государственно-частного партнерства в проектную группу вошли специалисты Министерства промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее - Минпромэнерго Чувашии), Общества биотехнологов России, управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых (венчурных) инвестиций "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Чувашской Республики", малых инновационных организаций.

Проект был размещен на сайте Минпромэнерго Чувашии, обсуждался на:

рабочих совещаниях с представителями науки,

заседании Экспертного совета по промышленной, научно-технической и инновационной политике Чувашской Республики,

тематических площадках Первого межрегионального форума-выставки "Чувашия БИО - 2009".

I. Видение, миссия и стратегическая цель


Видение - прорыв в сфере перспективных биотехнологий и завоевание лидирующих позиций Чувашской Республики в отечественной биоэкономике, выход на мировой рынок биоиндустрии.

Миссия - создание на территории Чувашской Республики высокотехнологичных секторов базисных инноваций шестого технологического уклада.

Стратегическая цель - превращение Чувашской Республики в биорегион, тотальная биотехнологизация всей территории республики.

II. Анализ ресурсного потенциала, перспектив и стратегических преимуществ развития биоэкономики в Чувашской Республике


Для эффективного стратегического планирования был проведен комплексный анализ ситуации по тенденциям, ресурсному потенциалу Чувашской Республики и перспективам развития биоэкономики с использованием следующего инструментария:

теоретическое исследование (анализ социально-экономической и специальной методологической информации и литературы; сравнение, обобщение, прогнозирование, моделирование);

эмпирическое исследование (изучение и обобщение российского и мирового опыта, анкетирование и опрос);

графическая и статистическая обработка данных.

2.1. Анализ внешней среды

Рынок биотехнологии - один из самых быстрорастущих в мире. Биотехнология (в комплексе с фармацевтикой) сегодня занимает третье место по капитализации среди ведущих секторов мировой экономики, уступая только банковскому и нефтегазовому (приложение N 2).

Лидерами по объему рынка биотехнологии являются страны клуба развитых стран (G7), прежде всего США. В число стран-лидеров входят также страны Евросоюза, Китай, Бразилия, Индия. По данным сайта BioWorld, объем инвестиций в биотехнологии в 2008 году в США составил 50 млрд. долл. США, а в сфере исследований было занято 35 процентов из 1,3 млн. работников биотехнологической отрасли. В Китае объем инвестиций в биотехнологии, по данным Bioprogress, составляет около 1 млрд. долл. США. В Евросоюзе оборот биотехнологического сектора в 2008 году составил свыше 1,5 трлн. евро, в нем занято около 10 процентов трудоспособного населения.

Опыт зарубежных стран, имеющих научные достижения в секторе биотехнологий и развивающих эту отрасль промышленности, показывает, что, несмотря на перспективность и высокую рентабельность биотехнологических проектов, отрасль развивается на основе четко определенной государственной стратегии и при поддержке государства. Многие государства рассматривают биотехнологию в качестве ключевого направления своего развития и интенсивно развивают биотехнологическую промышленность, принимая соответствующие национальные программы, создавая законодательную базу, обеспечивая необходимыми экономическими преференциями <1>. Долгосрочные программы развития биоэкономики разработаны и действуют в настоящее время в США, Южной Корее, Китае, Индии (разработана биотехнологическая политика для каждого штата), Бразилии, ЮАР, Кубе, Голландии, Финляндии, Германии и других странах.

________________

<1> По материалам парламентских слушаний на тему "О совершенствовании законодательного обеспечения биотехнологической отрасли промышленности" от 15 октября 2009 года.

На современном этапе биотехнология признана приоритетным направлением развития инновационной экономики и в Российской Федерации. Это отмечено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в других программных документах и выступлениях руководителей страны.

Несмотря на имеющееся отставание в биотехнологии, Россия обладает всеми необходимыми предпосылками и потенциалом, чтобы преодолеть его и войти в число мировых лидеров в области биоиндустрии. Этому способствуют объективные факторы: наличие биоресурсной базы (земля, пресная вода), сравнительно дешевые энергоресурсы, кадры, технологии, экономическая конъюнктура.

Кризисные явления в еще большей степени стимулируют развитие отечественной биоэкономики и позволяют решать такие проблемы, как развитие депрессивных территорий, повышение занятости, переход на использование возобновляемого сырья и др.

2.2. Анализ внутренней среды, конкурентные преимущества

Чувашской Республики для развития биоэкономики

Чувашская Республика является одним из субъектов Российской Федерации, в котором активно поддерживаются и развиваются инновационные механизмы экономики, являющиеся основой для развития современной биотехнологии.

За 2005 - 2009 годы в соответствии с Республиканской комплексной программой инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 года N 350, завершен первый этап инновационных преобразований. За 4 года была сформирована республиканская инновационная система, позволяющая развивать технологическую и научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение внутреннего рынка инноваций во всех сферах жизнедеятельности республики. Создана система базовых правовых норм и инфраструктурных объектов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами инновационной деятельности. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

В соответствии с подпрограммой "Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий" Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2007 года N 212, за 2006-2009 годы была создана элементная база для развития фундаментальных и прикладных био- и нанотехнологий, коммерциализации разработок, обеспечивающих формирование в Чувашской Республике новых высокотехнологичных отраслей - био- и наноиндустрии и позиционирование Чувашской Республики на рынке высокотехнологичной продукции (приложение N 3).

Заложен фундамент для дальнейшей, более широкой, технологичной и инновационной работы в направлении развития биотехнологий на территории Чувашской Республики, для постоянного усовершенствования в соответствии с современными мировыми тенденциями и опытом. Сегодня ставится задача формирования нового сегмента жизнедеятельности республики - биоэкономики. Решение качественно новой задачи требует стратегически выверенных подходов на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Группой экспертов Общества биотехнологов России проведен анализ конкурентных преимуществ и перспектив развития биоэкономики в Чувашской Республике (приложение N 4).

По всей территории республики в каждом муниципальном образовании предлагается разместить ряд биотехнологических производств как локального масштаба, дающих продукцию, потребляемую на локальной территории, так и более крупных, продукция которых рассчитана на российский и международные рынки.

Проведенный анализ показал, что приоритетными направлениями развития биоэкономики на территории республики являются:

в крупных городах на базе очистных сооружений, в районах с большим поголовьем крупного рогатого скота (далее - КРС) и свиней на базе крупных животноводческих хозяйств, на территории птицефабрик - производство биогаза;

на базе спиртовых и пивных заводов - производство кормов;

в районах с большой площадью незадействованных сельхозугодий - посевы сельскохозяйственных культур технического назначения, в том числе новых - рапса и топинамбура (в соответствии с типом почв);

производство биодизеля;

производство глюкозно-фруктозных сиропов (с использованием в качестве сырья зерна) с последующей переработкой в лизин, лимонную кислоту и биоэтанол, производство других продуктов "белой" биотехнологии;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»