Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2007 года N 212

О подпрограмме "Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий" Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 марта 2010 г. N 84

В целях формирования и развития высокотехнологичных отраслей экономики, способствующих повышению конкурентоспособности и позиционированию Чувашской Республики на российском и зарубежном рынках, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Принять прилагаемую подпрограмму "Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий" Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы (далее - подпрограмма).

2. Утвердить государственным заказчиком подпрограммы Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики.

3. Установить, что:

при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие годы подпрограмма включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

объемы финансирования мероприятий подпрограммы подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных подпрограммой.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики и организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации и финансировании мероприятий подпрограммы в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики С.Гапликов

Принята
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 27.08.2007 N 212

ПОДПРОГРАММА "Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий" Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ


Наименование подпрограммы

подпрограмма"Развитие вЧувашскойРеспублике био-инанотехнологий"Республиканской комплексной программыинновационногоразвития Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы

Основание для разработки подпрограммы

Закон Чувашской Республики от "ОСтратегиисоциально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О КонцепцииинновационногоразвитияЧувашской Республики";
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350 "О Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республикина 2006 -2010годы"(сизменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 332)

Государственный заказчик подпрограммы

Министерствопромышленностииэнергетики Чувашской Республики

Основной разработчик подпрограммы

Министерствопромышленностииэнергетики Чувашской Республики

Цель подпрограммы

созданиеэлементнойбазыдляразвития фундаментальныхиприкладныхбио-и нанотехнологий,коммерциализацииразработок, обеспечивающихформированиевЧувашской Республике новых высокотехнологичных отраслей- био-инаноиндустрииипозиционирование ЧувашскойРеспубликинарынке высокотехнологичной продукции

Задачи подпрограммы

создание современной системы подготовки кадров в областибио-инанотехнологий,включая дистанционный способ обучения;

 разработкаивнедрениевучебныйпроцесс образовательныхучреждений,расположенныхна территорииЧувашскойРеспублики, дисциплинв области высокихтехнологий,физического
 материаловедения, методов диагностики;

 подготовкаспециалистовинаучных кадровдля обеспеченияисследованийипроизводственной деятельности в области био- и нанотехнологий,в томчислеспривлечениемведущих научныхи образовательныхорганиз ацийРоссийской Федерации;

 содействие внедрениювпроизводство разработок научных кадровЧувашской Республикивобласти био- и нанотехнологий;

 созданиеиразвитиена территорииЧувашской Республики организаций малого бизнеса внаучно-техническойсферевобластибио-и наноиндустрии;

 содействие внедрениюбио-и нанотехнологийво всесферыэкономикиЧувашскойРеспубликии стимулированию спросананих, втомчислев сельскомхозяйстве,здравоохранении, экологической деятельности и других;

 обеспечение трансфера технологий, размещенияна территории Чувашской Республики производств био- и наноиндустрии;

 формированиеинфраструктурыисовременной приборно-инструментальной базыдля исследований и разработок вобластибио-и нанотехнологий, создание основ высокотехнологичной индустрии;

 консолидация ресурсов напрорывных направлениях проведения исследований и разработоквобласти био- и нанотехнологий;

 повышениеэффективностиирезультативности бюджетных и внебюджетных расходов напроведение научно-исследовательских работ;
организациятематическихшкол, конференцийи выставочныхмероприятийвобластибио-и нанотехнологий, направленных на повышение имиджа иинновационногопотенциалаЧувашской Республики,привлечениевнимания потенциальных инвесторов инаучнойобщественности Российской Федерации и стран мира к Чувашской Республике

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

к 2010 году:
 организация не менее 9 инновационных производств био- и наноиндустрии Чувашской Республики;
ростчислаобъектовспециализированной инновационнойинфраструктурыдляобеспечения развития био-инанотехнологий (снарастающим итогом) до 7 единиц;
внедрениевучебныйпроцессобразовательных учреждений,расположенныхнатерритории ЧувашскойРеспублики,неменее 4современных дисциплин в области био- и нанотехнологий

Сроки реализации и этапы реализации подпрограммы

2007 - 2010 годы, один этап

Объемы и источники финансирования подпрограммы

предполагаемыйобщийобъемфинансированияза 2007 - 2010 годы составит 1954,1 млн.рублей, в том числе за счет:
 средств федерального бюджета - 24,1 млн.рублей (1,2 процента);

 средствреспубликанскогобюджетаЧувашской Республики - 42,1 млн. рублей (2,1 процента);

 местныхбюджетов-0,9млн.рублей(0,05 процента);

 внебюджетныхсредств-1887,0млн.рублей (96,65 процента).
 Объемыфинансированияподлежатежегодному уточнениюсучетомреальныхвозможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
 Подпрограммапредусматриваетвозможность софинансированиямероприятийза счетсредств федеральногобюджетаврамкахдействующихфедеральныхцелевыхпрограммнаконкурсной основе.
 Средстваместныхбюджетовбудут примененыв случаеустановлениярасходныхобязательств нормативными правовымиактами органовместного самоуправления муниципальных рай онов и городских округов Чувашской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и бюджетной эффективности

формирование новыхвысокотехнологичных отраслей промышленного комплексаЧувашской Республики- био- и наноиндустрии;

 созданиеинновационныхпроизводств, обеспечивающихимпортозамещение натерритории Российской Федерации на уровне 40 процентов;

 увеличениечислаорганизаций,выполняющих исследования и разработки, на 10 - 15 процентов;

 созданиеспециализированнойинновационной инфраструктуры,позволяющейпроводить исследованияисоздаватьновыепродуктыв областибио-инанотехнологий,содействующей увеличениюколичествамалыхпредприятийв научно-технической сфере на 10 - 20 процентов;

 обеспечениеразвитиянаучно-техническихи интеллектуальных ресурсовЧувашской Республики, повышение числа кандидатов идокторовнаукдо 15 - 20 процентов.
 Бюджетнаяэффективностьподпрограммы обусловлена:
 положительнымсальдосуммарногопотокав бюджетной сфере за анализируемый период;

 дополнительнополученнымидоходами республиканского бюджета Чувашской Республикив размере 111 млн. рублей (96 млн. рублей с учетом дисконтирования к 2007 году);

 увеличениембазыналогоплательщиковв перспективе за счет коммерциализации результатов научно-исследовательскихиопытно-конструкторских работ.
 Рентабельностьподпрограммыпооптимальному варианту составит 28 процентов.
 Социальная эффективность:
 создание 650 новых рабочих мест;

 формированиеобразовательнойсистемыпо подготовкекадровдляработыв
 высокотехнологичных отраслях;

 обеспечениеразвитиянаучно-техническихи интеллектуальных ресурсовЧувашской Республики, увеличениячислаперсонала,занятого исследованиями и разработками, до 7 процентов;

 решениепроблембиодеградации,преобразования энергетики и химической промышленности на основе возобновляемого сырья (не менее 10 процентов);

 повышение качествапрофилактики,диагностики и лечения заболеваний человекапутемвнедрения в практическое здравоохранениесредстви методов диагностики,лекарственныхсредствнового поколения,лечебнойаппаратурынаоснове достижений нанотехнологий и наноматериалов;

 повышениеуровняэкологическойбезопасности и комфортности среды обитаниязасчет применения биотехнологийинаносистемнойтехникидля мониторинга и защиты окружающей среды

Система организации контроля за исполнением подпрограммы

исполнители подпрограммы ежегоднок11 февраля до2011 годаинформируютМинистерство промышленности и энергетики Чувашской Республики о ходе выполнения подпрограммы.
 Министерствопромышленностииэнергетики ЧувашскойРеспубликидо1марта ежегоднодо 2011 года направляет:
 вКабинетМинистровЧувашскойРеспублики- информацию о ходе реализации подпрограммы;

 вМинистерствоэкономическогоразвитияи торговлиЧувашскойРеспубликииМинистерство финансов Чувашской Республики- докладоходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный всоответствиистребованиямипостано вления КабинетаМинистровЧувашскойРеспубликиот 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствованиии расширениисферыприменения программно-целевых методов бюджетного планирования".

Подпрограмма "Развитие био- и нанотехнологий в Чувашской Республике" (далее - подпрограмма) является составной частью Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 332).

В определении роли био- и нанотехнологий в развитии науки, технологий и техники подпрограмма опирается на основные положения:

Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, закрепленных в письме Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. N Пр-576;

Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года;

Послания Президента Чувашской Республики Н.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2007 года "Дорожить временем, служить людям".

В подпрограмме используются отдельные термины и определения (приложение N 1).

1.1. Анализ положения дел в мире и Российской Федерации

Био- и нанотехнологии входят в перечни научно-технологических приоритетов (критических технологий) всех экономически развитых стран мира. Развитие этих высоких технологий характеризуется междисциплинарным характером исследований, широким взаимопроникновением идей и разработок, интеграцией материалов, методов и процессов. Расходы на их развитие в таких странах, как США, Япония, Китай, ежегодно превышают 1 млрд. долларов США.

Биотехнологии. В 2006 году рынок биотехнологической продукции в мире составил более 2,3 трлн. рублей. По расчетам, к 2010 году эта цифра увеличится до 5 трлн. рублей, а с включением сюда продукции, произведенной в других отраслях с использованием биотехнологических методов, превысит 70 трлн. рублей (приложение N 2).

Доля Российской Федерации в мировом биотехнологическом рынке крайне низка и не соответствует интеллектуальным, кадровым, научно-организационным и экономическим возможностям государства. Даже по оптимистическому сценарию прогнозируется, что в 2010 году Россия будет производить 0,25 процента мирового объема биотехнологической продукции. Это обусловлено главным образом явно недостаточным государственным финансированием научно-практических разработок в области биотехнологий. Для сравнения: в Китае на биотехнологические исследования ежегодно расходуется более 20 млрд. рублей, в развитых странах (США), в Евросоюзе - сотни миллиардов рублей, в России - десятки миллионов рублей. И это при наличии в России 57 научных центров с сохранившимся кадровым составом и техническим потенциалом. Отечественная биотехнологическая промышленность производит дженерики (на их долю приходится 98 процентов продукции), в основном это устаревшие препараты, а современные высокотехнологичные продукты составляют 10 процентов.

Нанотехнологии. Нанонаука не является специальной отраслью научных знаний. Исследования в наноразмерной области выполняются и в физике, и в химии, и в биологии, а зачастую - на стыке наук. Нанопроекты носят межотраслевой характер и требуют применения новых организационных подходов для их реализации. Происходит конвергенция неорганических, органических и биологических объектов, что позволяет создавать принципиально новые материалы, микромеханизмы, биокомпьютеры, интеллектуальные материалы, новые типы медицинских технологий.

По оценкам экспертов американского Национального фонда науки, предполагаемый мировой рынок нанотехнологий возрастет к 2008 году до 18 трлн. рублей, к 2015 году - до 55 трлн. рублей, при этом новая отрасль реально способна создать до 2 млн. рабочих мест (приложение N 2).

По уровню разработок Российская Федерация и ведущие в этой области страны находятся в приблизительно одинаковых стартовых позициях, обусловленных созданными ранее научными заделами. По мнению западных аналитиков, по объему проводимых исследовательских работ в области нанотехнологий Россия уступает США и Японии, но превосходит большинство стран Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского бассейна, включая Китай.

Работы по развитию нанотехнологий в России проводятся в рамках федеральных, межведомственных и ведомственных программ. Для комплексного решения проблемы развития нанотехнологий в рамках федеральных программ проводятся работы в составе двух блоков: научно-исследовательского - по специально созданному направлению "Индустрия наносистем и материалы" и инфраструктурного - по направлению "Развитие инфраструктуры".

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года принят Федеральный закон "О Российской корпорации нанотехнологий". Финансирование деятельности корпорации планируется в размере 130 млрд. рублей.

1.2. Перспективы Чувашской Республики

В Чувашской Республике проводятся научные исследования и разработки в области био- и нанотехнологий, которые входят в перечень приоритетных направлений научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ Чувашской Республики, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 мая 2006 г. N 128.

Анализ научного потенциала Чувашской Республики (приложение N 3) и основных направлений развития био- и нанотехнологий в Российской Федерации, отраженных в национальной программе "Развитие биотехнологии в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (утверждена III съездом Общества биотехнологов России), проекте Программы развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года (разработана Министерством образования и науки Российской Федерации), дает основания полагать, что наиболее перспективными направлениями развития био- и нанотехнологий в краткосрочной перспективе (практическое использование в ближайшие 3 - 4 года) являются:

выпуск отечественного лизина для удовлетворения потребностей животноводства и птицеводства (инновационный продукт, 100-процентное импортозамещение);

биологически активные добавки, кормовые и пищевые белки на основе биоконверсии растительного сырья для животноводства;

экологически чистые системы биологического земледелия;

использование биотехнологий в хлебопекарной промышленности;

создание нового автоматизированного оборудования и разработка технологий нанесения вакуумно-плазменных покрытий;

разработка технологии синтеза новых высокоэффективных абразивных, антифрикционных, износоустойчивых, коррозионно-стойких, теплоотводящих, биосовместимых и других покрытий;

нанопорошковая металлургия;

композиционные материалы с нанонаполнителями: алюминиевые гранулированные композиционные материалы с механохимическими синтезированными упрочняющими наночастицами;

наноуглеродные материалы для использования в медицине.

В среднесрочной перспективе (практическое использование через 5 - 20 лет):

альтернативное моторное топливо на основе биоэтанола, биодизеля и биогаза;

этно- и антропогенетики как базы для разработки новых методов диагностики и лечения, сохранения генофонда;

медицинская биотехнология;

разработка и производство современных биопестицидов;

биоудобрения и агробиотехнологии;

системы биомониторинга окружающей среды и современных средств ее биологической защиты;

современные способы восстановления агроландшафтов с помощью биотехнологических методов;

наноинженерия и наноэлектроника, включая системы отображения информации, элементную базу запоминающих устройств со сверхплотной записью информации;

наноматериалы с заданными специальными свойствами (например, электромагнитными и др.), изменяющимися под воздействием внешней среды (материалы типа "хамелеон");

изделия наноэлектромеханики, биоактивные материалы и "умные" имплантаты, высокоразрешающие средства медицинской диагностики, включая молекулярную радиологию;

наномембраны, нанофильтры, катализаторы, нанодатчики и наносенсоры, включая био- и химические датчики для систем очистки жидких и газовых сред;

защитные и функциональные нанопокрытия для строительства, машиностроения;

продукты нанобиотехнологии;

приборы и оборудование для манипулирования и сборки объектов новой техники из отдельных углеродных нанокластеров и молекул;

наноструктурированные материалы с особыми физическими свойствами: сверхпроводящие, радиопоглощающие, радиационно стойкие, оптические, размеростабильные, магнитные, полупроводниковые.

Применение программного метода необходимо для:

создания условий, направленных на реализацию указанных в пункте 1.2 перспектив;

позиционирования Чувашской Республики на российском рынке био- и нанотехнологий (приложение N 4);

устранения факторов, сдерживающих развитие этих высоких технологий.

В качестве основных проблем можно выделить следующие:

1.3.1. Отсутствие достаточного опыта работы научно-технической элиты республики в рыночных условиях, недостаточная коммерциализация научно-исследовательских работ и технологических разработок в области био- и нанотехнологий

Научные исследования ученых Чувашской Республики, как инициативные ("снизу вверх"), так и заказываемые ("сверху вниз") за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, зачастую не привязаны к научно-техническим приоритетам республики.

Среди научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ, финансируемых из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2005 - 2007 годах, только одна работа специализируется в области биотехнологических исследований - "Синтез, строение, апробация и внедрение новых высокоэффективных биогенных препаратов" (государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева").

1.3.2. Общее старение состава научных работников; отсутствие системного подхода в вопросах подготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях, в том числе по дисциплинам био- и нанотехнологий; дефицит квалифицированных кадров для проведения научных исследований и коммерциализации био- и нанотехнологий

В Чувашской Республике на 10 тыс. человек, работающих в экономике, приходится 25 исследователей и разработчиков (1) (для сравнения: в России - 69, во Франции - 71, в США - 86, Японии - 102, Германии - 67, Великобритании - 55), причем этот показатель ежегодно снижается (по отношению к 2005 году снижение на 28,6 процента, к 1995 году - на 60,3 процента).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»