КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2011 года N 396
О республиканской целевой программе "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 N 571.
____________________________________________________________________
{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 декабря 2012 г. N 561
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2013 г. N 507}
В целях повышения эффективности использования и распоряжения государственным имуществом Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы" (далее - Программа).
{Пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346}
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
3. Установить, что:
при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике принять участие в реализации и финансировании мероприятий Программы.
5. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 1999 г. N 196 "О Концепции управления государственным имуществом Чувашской Республики".
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики О.Макаров
Республиканская целевая программа "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы"
{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346}
{Паспорт в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346, от 13 декабря 2012 г. N 561, от 11 декабря 2013 г. N 507}
Наимено вание Программы | - | республиканская целевая программа "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы" |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 января 2011 г. N 1 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы"; |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики |
Основной разработчик Программы | - | Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики |
Цели и задачи Программы | - | основной целью Программы являются повышение эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики, рационализация, оптимизация состава и структуры государственного имущества Чувашской Республики. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | к 2021 году предусматривается достижение следующих показателей: |
Срок реализации Программы | - | 2012-2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов; |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической и бюджетной эффективности | - | последовательная реализация программных мероприятий позволит создать условия для увеличения поступления неналоговых доходов в республиканский бюджет Чувашской Республики; |
Система организации контроля за выполнением Программы | - | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии). |
{Абзац 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346}
Управление государственным имуществом Чувашской Республики сочетает в себе совокупность экономических отношений с участием государственного имущества Чувашской Республики, закрепленного на вещных правах за государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики, казенными унитарными предприятиями Чувашской Республики и государственными учреждениями Чувашской Республики, а также имущественных прав Чувашской Республики, вытекающих из ее участия в хозяйственных обществах с долей участия Чувашской Республики, и имущества, составляющего казну Чувашской Республики.
В настоящее время возникла необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом Чувашской Республики, создания экономически и логически выверенной системы критериев отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие государства и жесткого, детально регламентированного механизма управления государственной собственностью Чувашской Республики и контроля за ее использованием.
Основная цель настоящей Программы - повышение эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики, рационализация, оптимизация состава и структуры государственного имущества Чувашской Республики.
Управление и распоряжение государственным имуществом Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Чувашской Республики", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2011 г. N 88 "Вопросы управления и распоряжения государственной собственностью Чувашской Республики", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2011 г. N 147 "Об управлении находящимися в государственной собственности Чувашской Республики долями (акциями) хозяйственных обществ и использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")".
Требования к порядку учета государственного имущества Чувашской Республики значительно изменились в связи с утверждением постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июля 2010 г. N 241 Положения об учете государственного имущества Чувашской Республики и порядке ведения реестра государственного имущества Чувашской Республики (далее - Положение об учете государственного имущества).
По состоянию на 1 января 2011 г. в Чувашской Республике зарегистрировано около 1600 государственных учреждений Чувашской Республики и муниципальных учреждений, из них автономных учреждений - 68, в том числе 44 государственных и 24 муниципальных.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" меняются полномочия учреждений в сфере распоряжения имуществом, а также механизм их взаимодействия с учредителем и собственником в вопросах распоряжения имуществом.
2011 год для всех государственных учреждений Чувашской Республики и муниципальных учреждений является переходным годом для изменения правового положения и определения своего типа в качестве казенного, бюджетного или автономного учреждения.
В Чувашской Республике в 2011 году должны изменить свой тип 1502 учреждения, из них 249 государственных учреждений Чувашской Республики и 1253 муниципальных учреждения.
В новых условиях автономные и бюджетные учреждения наделяются большим объемом правомочий распоряжения имуществом в рамках права оперативного управления. Однако свобода такой имущественной деятельности компенсируется отменой субсидиарной ответственности собственника по обязательствам учреждения.
Вместе с тем по отношению к автономным и бюджетным учреждениям собственник законодательно сохраняет часть полномочий в области управления ими. Это определение государственных заданий для названных учреждений, согласование совершения определенных законом сделок, а также осуществление финансового обеспечения выполнения задач с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за названными учреждениями.
Тем самым существенно расширилась область деятельности органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственную политику в сфере имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения государственным имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии), связанная с принятием решений по использованию имущества государственных учреждений Чувашской Республики, значительно возросло количество объектов государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества, подлежащего учету в соответствующих реестрах государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества в рамках требований законодательства Российской Федерации в области реформирования государственных (муниципальных) учреждений.
По состоянию на 1 января 2011 г. в реестре государственного имущества Чувашской Республики учтено 30 государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и 3 казенных унитарных предприятия Чувашской Республики.
В Чувашской Республике продолжается работа по сокращению количества государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, начатая в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике в 2001-2002 годах и Программы реформирования региональных финансов Чувашской Республики на 2006–2008 годы. За эти годы количество государственных унитарных предприятий Чувашской Республики сократилось со 127 предприятий в 2005 году до 30 предприятий в 2011 году. В среднесрочной перспективе продолжится работа по сокращению количества государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и муниципальных унитарных предприятий.
Для сокращения доли государственного имущества Чувашской Республики и привлечения потенциальных инвесторов Кабинетом Министров Чувашской Республики ежегодно утверждается прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
По состоянию на 1 января 2011 г. Чувашская Республика является акционером 43 открытых акционерных обществ, кроме того, в отношении 7 открытых акционерных обществ использует специальное право на участие в управлении ("золотую акцию"), а также является участником 3 обществ с ограниченной ответственностью.
В советах директоров (наблюдательных советах) хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики в их уставном капитале представители Чувашской Республики на начало 2011 года занимают 161 место (из них 7 - назначены по специальному праву Чувашской Республики ("золотой акции"), в ревизионных комиссиях – 84 места. Представителями Чувашской Республики в советах директоров и ревизионных комиссиях обществ в основном являются государственные гражданские служащие Чувашской Республики.
Анализ выплаты дивидендов в хозяйственных обществах с долей участия Чувашской Республики свидетельствует о том, что из года в год увеличивается доля хозяйственных обществ, принимающих решение о выплате дивидендов.
Так, если в 2006 году решение о выплате дивидендов принято 24 хозяйственными обществами, или 37,5 процента, то в 2010 году - 22 хозяйственными обществами, или 47 процентов от общего количества хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики в уставном (складочном) капитале.
Учитывая, что основной целью участия Чувашской Республики в уставных капиталах хозяйственных обществ является получение дивидендов в республиканский бюджет Чувашской Республики, необходимо осуществлять постоянный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности обществ для оперативного принятия решений на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) и недопущения ухудшения финансового состояния обществ. Для принятия советами директоров (наблюдательными советами) обществ решений в интересах Чувашской Республики необходимо, чтобы большинство представителей интересов Чувашской Республики обладали профессиональными знаниями в сфере корпоративной деятельности, а также знаниями особенностей отрасли и опытом работы в ней. Усиление составов советов директоров (наблюдательных советов) такими представителями интересов Чувашской Республики будет способствовать выработке эффективной дивидендной политики указанных хозяйственных обществ.
По состоянию на 1 января 2011 г. в государственной собственности Чувашской Республики насчитываются 9211 объектов недвижимости общей площадью 3081,44 тыс. кв. м. Общая сумма доходов от сдачи в аренду государственного имущества Чувашской Республики в 2010 году составила 88,0 млн. рублей, что на 21,2 процента больше, чем в 2009 году (72,6 млн. рублей).
Из общего количества объектов недвижимости, учтенных в реестре государственного имущества Чувашской Республики, казну Чувашской Республики составляют 5215 объектов недвижимости общей площадью 211,7 тыс. кв. м, в том числе 4936 объектов газового хозяйства. На имущество, составляющее казну Чувашской Республики, заключено 85 договоров аренды объектов общей площадью 45,7 тыс. кв. м, в соответствии с которыми ежегодно подлежит перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики 66,1 млн. рублей.
В оперативном управлении государственных учреждений Чувашской Республики в настоящий момент находятся 2253 объекта недвижимости общей площадью 1206,0 тыс. кв. м. В целях обеспечения эффективного использования государственного имущества Чувашской Республики часть этого имущества предоставляется в аренду на условиях зачисления суммы арендных платежей в доход республиканского бюджета Чувашской Республики. По состоянию на 1 января 2011 г. заключено 166 договоров аренды помещений, закрепленных за государственными учреждениями Чувашской Республики на праве оперативного управления, общей площадью 23,1 тыс. кв. м с годовым размером арендной платы 21,0 млн. рублей.
Начиная с 1 января 2012 г. в связи с изменением типов государственных учреждений Чувашской Республики доходы от сдачи в аренду государственного имущества Чувашской Республики, закрепленного за бюджетными учреждениями Чувашской Республики на праве оперативного управления, будут оставаться в их распоряжении, что автоматически приведет к снижению поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики.
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные унитарные предприятия Чувашской Республики, казенные унитарные предприятия Чувашской Республики и автономные учреждения Чувашской Республики самостоятельно с согласия собственника сдают в аренду государственное имущество Чувашской Республики, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, и получают соответствующие доходы в виде арендной платы. По состоянию на 1 января 2011 г. государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики и автономными учреждениями Чувашской Республики передано в аренду 41,9 тыс. кв. м площадей, и в 2010 году получен доход в сумме более 23,0 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2011 г. в реестре государственного имущества Чувашской Республики учтено 1755 земельных участков государственной собственности Чувашской Республики общей площадью 15,2 тыс. га. Все земельные участки активно вовлекаются в хозяйственный оборот. В настоящее время заключено 253 договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, в соответствии с которыми в аренду передано 579 земельных участков площадью 7,2 тыс. га. Земельные участки государственной собственности Чувашской Республики площадью 8,0 тыс. га используются юридическими лицами на праве постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования для осуществления соответствующих видов деятельности.
От аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2010 году поступило 54,7 млн. рублей, что на 14,9 процента больше, чем в 2009 году (47,6 млн. рублей).
В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы эффективности использования государственного имущества Чувашской Республики, переданного государственным учреждениям Чувашской Республики и государственным унитарным предприятиям Чувашской Республики, мониторинга площадей, не задействованных организациями в хозяйственном обороте.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено создание единого государственного кадастра недвижимости, являющегося систематизированным сводом сведений об объектах недвижимости - земельных участках и объектах капитального строительства. Создание данной информационной базы по недвижимости согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов рассматривается в качестве меры, позволяющей обеспечить внедрение налога на недвижимость.