Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2011 года N 396

О республиканской целевой программе "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 31.12.2013 N 571.
____________________________________________________________________


{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 декабря 2012 г. N 561

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2013 г. N 507}

В целях повышения эффективности использования и распоряжения государственным имуществом Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы" (далее - Программа).

{Пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346}

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.

3. Установить, что:

при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике принять участие в реализации и финансировании мероприятий Программы.

5. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 1999 г. N 196 "О Концепции управления государственным имуществом Чувашской Республики".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.

7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики О.Макаров

Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 16.09.2011 N 396

Республиканская целевая программа "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы"


{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346}

{Паспорт в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346, от 13 декабря 2012 г. N 561, от 11 декабря 2013 г. N 507}

Паспорт Программы


Наимено вание Программы

-

республиканская целевая программа "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы"

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 января 2011 г. N 1 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы";

 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2011 г. N 2 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год "В молодежь надо верить!";

 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 января 2011 г. N 4 "О Плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года"

Государственный заказчик Программы

-

Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

-

Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики

Цели и задачи Программы

-

основной целью Программы являются повышение эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики, рационализация, оптимизация состава и структуры государственного имущества Чувашской Республики.
 В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить выполнение следующих задач:
 создание единой системы учета государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества;

 создание условий для максимального вовлечения в хозяйственный оборот государственного имущества Чувашской Республики, в том числе земельных участков;

 повышение эффективности использования государственного имущества Чувашской Республики, закрепленного за государственными учреждениями Чувашской Республики, казенными унитарными предприятиями Чувашской Республики на праве оперативного управления, государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики на праве хозяйственного ведения, и вовлечение его в хозяйственный оборот;

 совершенствование правового положения государственных учреждений Чувашской Республики и муниципальных учреждений;

 повышение эффективности управления пакетами акций (долями) хозяйственных обществ, принадлежащими Чувашской Республике;

 приватизация государственных унитарных предприятий Чувашской Республики путем их преобразования в хозяйственные общества и организация продаж пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, принадлежащих Чувашской Республике;

 повышение эффективности использования земельных участков и обеспечение соблюдения гарантий прав участников земельных отношений;

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

к 2021 году предусматривается достижение следующих показателей:
 уровень актуализации реестра государственного имущества Чувашской Республики - 100 процентов (нарастающим итогом);

 уровень актуализации кадастровой стоимости земельных участков - 100 процентов (нарастающим итогом);

 доля государственных учреждений Чувашской Республики, в которых проведены контрольные мероприятия по вопросам сохранности и целевого использования государственного имущества Чувашской Республики, в общем к оличестве государственных учреждений Чувашской Республики - 100 процентов (нарастающим итогом);

 доля государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, числящихся в реестре государственного имущества Чувашской Республики на отчетную дату, в общем количестве государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, числившихся в реестре государственного имущества Чувашской Республики на конец 2010 года, - 33,3 процента

Срок реализации Программы

-

2012-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов;

 общий объем финансирования Программы составит 98 663,92 тыс. рублей, в том числе:
 в 2012 году - 1023,32 тыс. рублей
 в 2013 году - 17018,94 тыс. рублей;

 в 2014 году - 10860,46 тыс. рублей;

 в 2015 году - 10990,80 тыс. рублей;

 в 2016 году - 13513,10 тыс. рублей;

 в 2017 году - 13592,10 тыс. рублей;

 в 2018 году - 7889,30 тыс. рублей;

 в 2019 году - 8873,40 тыс. рублей;

 в 2020 году - 14902,50 тыс. рублей;

 из них средства:
 республиканского бюджета Чувашской Республики - 96385,80 тыс. рублей (97,7 процента), в том числе:
 в 2012 году - 914,90 тыс. рублей;

 в 2013 году - 15675,00 тыс. рублей;

 в 2014 году - 10034,70 тыс. рублей;

 в 2015 году - 10990,80 тыс. рублей;

 в 2016 году - 13513,10 тыс. рублей;

 в 2017 году - 13592,10 тыс. рублей;

 в 2018 году - 7889,30 тыс. рублей;

 в 2019 году - 8873,40 тыс. рублей;

 в 2020 году - 14902,50 тыс. рублей;

 местных бюджетов - 2278,12 тыс. рублей (2,3 процента), в том числе:
 в 2012 году - 108,42 тыс. рублей;

 в 2013 году - 1343,94 тыс. рублей;

 в 2014 году - 825,76 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической и бюджетной эффективности

-

последовательная реализация программных мероприятий позволит создать условия для увеличения поступления неналоговых доходов в республиканский бюджет Чувашской Республики;

 бюджетная эффективность Программы от внедрения программных мероприятий составит:
 в 2012 году - 167 млн. рублей;

 в 2013 году - 142 млн. рублей;

 в 2014 году - 135 млн. рублей
 в 2015 году - 135 млн. рублей;

 в 2016 году - 135 млн. рублей;

 в 2017 году - 130 млн. рублей;

 в 2018 году - 125 млн. рублей;

 в 2019 году - 125 млн. рублей;

 в 2020 году - 120 млн. рублей

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии).
 Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в Минимущество Чувашии ежегодно к 15 февраля до 2015 года. Минимущество Чувашии ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии) и Министерство финансов Чувашской Республики (далее – Минфин Чувашии) доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
   По окончании срока реализации Программы Минимущество Чувашии до 20 февраля 2021 г. представляет в Минэкономразвития Чувашии и Минфин Чувашии на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
 После согласования с Минэкономразвития Чувашии и Минфином Чувашии Минимущество Чувашии до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы.

Введение

Республиканская целевая программа "Управление государственным имуществом Чувашской Республики на 2012-2020 годы" (далее – Программа) разработана в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 января 2011 г. N 1 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы", от 19 января 2011 г. N 2 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год "В молодежь надо верить!", от 26 января 2011 г. N 4 "О Плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года".


{Абзац 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 августа 2012 г. N 346}

Управление государственным имуществом Чувашской Республики сочетает в себе совокупность экономических отношений с участием государственного имущества Чувашской Республики, закрепленного на вещных правах за государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики, казенными унитарными предприятиями Чувашской Республики и государственными учреждениями Чувашской Республики, а также имущественных прав Чувашской Республики, вытекающих из ее участия в хозяйственных обществах с долей участия Чувашской Республики, и имущества, составляющего казну Чувашской Республики.

В настоящее время возникла необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом Чувашской Республики, создания экономически и логически выверенной системы критериев отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие государства и жесткого, детально регламентированного механизма управления государственной собственностью Чувашской Республики и контроля за ее использованием.

Основная цель настоящей Программы - повышение эффективности управления государственным имуществом Чувашской Республики, рационализация, оптимизация состава и структуры государственного имущества Чувашской Республики.

I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа, и обоснование необходимости их решения программно-целевым методом


Управление и распоряжение государственным имуществом Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Чувашской Республики", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2011 г. N 88 "Вопросы управления и распоряжения государственной собственностью Чувашской Республики", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2011 г. N 147 "Об управлении находящимися в государственной собственности Чувашской Республики долями (акциями) хозяйственных обществ и использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")".

Требования к порядку учета государственного имущества Чувашской Республики значительно изменились в связи с утверждением постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июля 2010 г. N 241 Положения об учете государственного имущества Чувашской Республики и порядке ведения реестра государственного имущества Чувашской Республики (далее - Положение об учете государственного имущества).

По состоянию на 1 января 2011 г. в Чувашской Республике зарегистрировано около 1600 государственных учреждений Чувашской Республики и муниципальных учреждений, из них автономных учреждений - 68, в том числе 44 государственных и 24 муниципальных.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" меняются полномочия учреждений в сфере распоряжения имуществом, а также механизм их взаимодействия с учредителем и собственником в вопросах распоряжения имуществом.

2011 год для всех государственных учреждений Чувашской Республики и муниципальных учреждений является переходным годом для изменения правового положения и определения своего типа в качестве казенного, бюджетного или автономного учреждения.

В Чувашской Республике в 2011 году должны изменить свой тип 1502 учреждения, из них 249 государственных учреждений Чувашской Республики и 1253 муниципальных учреждения.

В новых условиях автономные и бюджетные учреждения наделяются большим объемом правомочий распоряжения имуществом в рамках права оперативного управления. Однако свобода такой имущественной деятельности компенсируется отменой субсидиарной ответственности собственника по обязательствам учреждения.

Вместе с тем по отношению к автономным и бюджетным учреждениям собственник законодательно сохраняет часть полномочий в области управления ими. Это определение государственных заданий для названных учреждений, согласование совершения определенных законом сделок, а также осуществление финансового обеспечения выполнения задач с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за названными учреждениями.

Тем самым существенно расширилась область деятельности органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего государственную политику в сфере имущественных и земельных отношений, управления и распоряжения государственным имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики (далее - Минимущество Чувашии), связанная с принятием решений по использованию имущества государственных учреждений Чувашской Республики, значительно возросло количество объектов государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества, подлежащего учету в соответствующих реестрах государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества в рамках требований законодательства Российской Федерации в области реформирования государственных (муниципальных) учреждений.

По состоянию на 1 января 2011 г. в реестре государственного имущества Чувашской Республики учтено 30 государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и 3 казенных унитарных предприятия Чувашской Республики.

В Чувашской Республике продолжается работа по сокращению количества государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, начатая в рамках Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике в 2001-2002 годах и Программы реформирования региональных финансов Чувашской Республики на 2006–2008 годы. За эти годы количество государственных унитарных предприятий Чувашской Республики сократилось со 127 предприятий в 2005 году до 30 предприятий в 2011 году. В среднесрочной перспективе продолжится работа по сокращению количества государственных унитарных предприятий Чувашской Республики и муниципальных унитарных предприятий.

Для сокращения доли государственного имущества Чувашской Республики и привлечения потенциальных инвесторов Кабинетом Министров Чувашской Республики ежегодно утверждается прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

По состоянию на 1 января 2011 г. Чувашская Республика является акционером 43 открытых акционерных обществ, кроме того, в отношении 7 открытых акционерных обществ использует специальное право на участие в управлении ("золотую акцию"), а также является участником 3 обществ с ограниченной ответственностью.

В советах директоров (наблюдательных советах) хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики в их уставном капитале представители Чувашской Республики на начало 2011 года занимают 161 место (из них 7 - назначены по специальному праву Чувашской Республики ("золотой акции"), в ревизионных комиссиях – 84 места. Представителями Чувашской Республики в советах директоров и ревизионных комиссиях обществ в основном являются государственные гражданские служащие Чувашской Республики.

Анализ выплаты дивидендов в хозяйственных обществах с долей участия Чувашской Республики свидетельствует о том, что из года в год увеличивается доля хозяйственных обществ, принимающих решение о выплате дивидендов.

Так, если в 2006 году решение о выплате дивидендов принято 24 хозяйственными обществами, или 37,5 процента, то в 2010 году - 22 хозяйственными обществами, или 47 процентов от общего количества хозяйственных обществ с долей участия Чувашской Республики в уставном (складочном) капитале.

Учитывая, что основной целью участия Чувашской Республики в уставных капиталах хозяйственных обществ является получение дивидендов в республиканский бюджет Чувашской Республики, необходимо осуществлять постоянный мониторинг финансово-хозяйственной деятельности обществ для оперативного принятия решений на заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) и недопущения ухудшения финансового состояния обществ. Для принятия советами директоров (наблюдательными советами) обществ решений в интересах Чувашской Республики необходимо, чтобы большинство представителей интересов Чувашской Республики обладали профессиональными знаниями в сфере корпоративной деятельности, а также знаниями особенностей отрасли и опытом работы в ней. Усиление составов советов директоров (наблюдательных советов) такими представителями интересов Чувашской Республики будет способствовать выработке эффективной дивидендной политики указанных хозяйственных обществ.

По состоянию на 1 января 2011 г. в государственной собственности Чувашской Республики насчитываются 9211 объектов недвижимости общей площадью 3081,44 тыс. кв. м. Общая сумма доходов от сдачи в аренду государственного имущества Чувашской Республики в 2010 году составила 88,0 млн. рублей, что на 21,2 процента больше, чем в 2009 году (72,6 млн. рублей).

Из общего количества объектов недвижимости, учтенных в реестре государственного имущества Чувашской Республики, казну Чувашской Республики составляют 5215 объектов недвижимости общей площадью 211,7 тыс. кв. м, в том числе 4936 объектов газового хозяйства. На имущество, составляющее казну Чувашской Республики, заключено 85 договоров аренды объектов общей площадью 45,7 тыс. кв. м, в соответствии с которыми ежегодно подлежит перечислению в республиканский бюджет Чувашской Республики 66,1 млн. рублей.

В оперативном управлении государственных учреждений Чувашской Республики в настоящий момент находятся 2253 объекта недвижимости общей площадью 1206,0 тыс. кв. м. В целях обеспечения эффективного использования государственного имущества Чувашской Республики часть этого имущества предоставляется в аренду на условиях зачисления суммы арендных платежей в доход республиканского бюджета Чувашской Республики. По состоянию на 1 января 2011 г. заключено 166 договоров аренды помещений, закрепленных за государственными учреждениями Чувашской Республики на праве оперативного управления, общей площадью 23,1 тыс. кв. м с годовым размером арендной платы 21,0 млн. рублей.

Начиная с 1 января 2012 г. в связи с изменением типов государственных учреждений Чувашской Республики доходы от сдачи в аренду государственного имущества Чувашской Республики, закрепленного за бюджетными учреждениями Чувашской Республики на праве оперативного управления, будут оставаться в их распоряжении, что автоматически приведет к снижению поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики.

В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные унитарные предприятия Чувашской Республики, казенные унитарные предприятия Чувашской Республики и автономные учреждения Чувашской Республики самостоятельно с согласия собственника сдают в аренду государственное имущество Чувашской Республики, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, и получают соответствующие доходы в виде арендной платы. По состоянию на 1 января 2011 г. государственными унитарными предприятиями Чувашской Республики и автономными учреждениями Чувашской Республики передано в аренду 41,9 тыс. кв. м площадей, и в 2010 году получен доход в сумме более 23,0 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2011 г. в реестре государственного имущества Чувашской Республики учтено 1755 земельных участков государственной собственности Чувашской Республики общей площадью 15,2 тыс. га. Все земельные участки активно вовлекаются в хозяйственный оборот. В настоящее время заключено 253 договора аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, в соответствии с которыми в аренду передано 579 земельных участков площадью 7,2 тыс. га. Земельные участки государственной собственности Чувашской Республики площадью 8,0 тыс. га используются юридическими лицами на праве постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования для осуществления соответствующих видов деятельности.

От аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, в республиканский бюджет Чувашской Республики в 2010 году поступило 54,7 млн. рублей, что на 14,9 процента больше, чем в 2009 году (47,6 млн. рублей).

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы эффективности использования государственного имущества Чувашской Республики, переданного государственным учреждениям Чувашской Республики и государственным унитарным предприятиям Чувашской Республики, мониторинга площадей, не задействованных организациями в хозяйственном обороте.

Для этого необходимо проведение полной инвентаризации объектов недвижимости государственной собственности Чувашской Республики, осуществление постоянного мониторинга использования данного имущества, выявление не учтенных в реестре государственного имущества Чувашской Республики объектов недвижимости, формирование земельных участков, техническая паспортизация и государственная регистрация права собственности Чувашской Республики на объекты недвижимости с учетом целевого их назначения, а также дальнейшее совершенствование системы показателей оценки эффективности использования государственного имущества Чувашской Республики и муниципального имущества.


В соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено создание единого государственного кадастра недвижимости, являющегося систематизированным сводом сведений об объектах недвижимости - земельных участках и объектах капитального строительства. Создание данной информационной базы по недвижимости согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов рассматривается в качестве меры, позволяющей обеспечить внедрение налога на недвижимость.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»