КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 января 2011 года N 1

Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2011 г. N 248;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 ноября 2011 г. N 515;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. N 651;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 ноября 2012 г. N 506}

В целях дальнейшей модернизации системы управления общественными финансами Чувашской Республики, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить:

Программу повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы (приложение N 1);

План мероприятий по реализации в 2011 году Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы (приложение N 2).

{Абзац 3 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2011 г. N 248}

План мероприятий по реализации в 2012 году Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы (приложение N 2.1);

{Абзац 4 дополнен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. N 651}

План финансирования мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы (далее - Программа) (приложение N 3).

{Абзац 5 дополнен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2011 г. N 248}

2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики:

при формировании и организации исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики, а также при подготовке проектов законов Чувашской Республики и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики руководствоваться положениями Программы;

обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов местных бюджетов в соответствии с основными положениями Программы.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики Н.Суслонова

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики от 18.01.2011 N 1


(приложение N 1)

П Р О Г Р А М М А повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы


Программа повышения эффективности бюджетных расходов Чувашской Республики на 2011 и 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011–2013 годах", Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, Посланием Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год "В молодежь надо верить!", Указом Президента Чувашской Республики от 29 апреля 2010 г. N 57 "Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики в 2011-2013 годах".

Программа определяет базовые принципы, основные цели и задачи бюджетной политики Чувашской Республики в отношении использования бюджетных ресурсов Чувашской Республики, обеспечивающего достижение максимально возможного экономического и социального эффекта.

I. Введение


Современное состояние бюджетной системы Чувашской Республики оценивается как стабильное, создающее прочную основу для динамичного социально-экономического роста, характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования и формированием новых межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.

Правительство Российской Федерации снова включило Чувашскую Республику в число лидеров-регионов, достигших наилучших показателей по уровню эффективности деятельности, имеющих наименьшую долю неэффективных расходов. Рейтинговое агентство Moody’s по итогам 2009 года в очередной раз подтвердило кредитный рейтинг Чувашской Республики на уровне Ва2 по международной шкале, на уровне Аа2.ru - по национальной шкале с прогнозом "стабильный". За 2009 год, как и за 2008 год, Чувашская Республика занимает 6 место в России.

Согласно оценке Министерства финансов Российской Федерации качество управления региональными финансами в Чувашской Республике находится на высоком уровне. По итогам 2009 года Чувашской Республике присвоена I степень качества организации бюджетного процесса.

Антикризисные меры, реализованные Кабинетом Министров Чувашской Республики в 2009 году, позволяют своевременно и в полном объеме исполнять все расходные обязательства Чувашской Республики. Чувашская Республика - в числе немногих регионов, не имеющих долгов по финансовым обязательствам.

Благоприятным фактором является возобновление роста экономики. За январь - ноябрь 2010 года индекс промышленного производства к соответствующему периоду 2009 года составил 115,4 процента.

В условиях роста экономических показателей консолидированный бюджет Чувашской Республики за январь - ноябрь 2010 года по доходам исполнен в объеме 32,4 млрд. рублей, или на 93,4 процента к годовым плановым назначениям. Собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) выросли в сравнении с аналогичным периодом 2009 года на 22,6 процента.

По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, Чувашская Республика по показателю "Бюджетная система" по итогам 9 месяцев 2010 года находится в числе 44 регионов, положение которых лучше среднероссийского уровня.

Задолго до кризиса Чувашская Республика сформировала устойчивую структуру бюджетной системы и высокий уровень общественной инфраструктуры, что явилось сильным средством противодействия кризису.

Современная система управления общественными финансами Чувашской Республики сформировалась в результате активных процессов реформирования, начавшихся еще в 1994 году, а с начала 2000 годов она поднялась на новый качественный уровень в рамках реализации общероссийских бюджетных реформ (Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах).

Чувашская Республика является первопроходцем в реформировании системы управления общественными финансами. Еще в 2002 году благодаря реализации совместно с экспертами Министерства финансов Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития такого проекта бюджетная система Чувашии была признана самой прозрачной в Российской Федерации. Многие испробованные в Чувашии формы бюджетного процесса стали основополагающими в нормах Бюджетного кодекса Российской Федерации. Процесс реформирования Чувашия сделала непрерывным, и по истечении 5 лет совместно с Министерством финансов Российской Федерации на новом качественном уровне реализован еще один проект реформирования общественных финансов на региональном уровне, за что получен очередной грант в сумме 148 млн. рублей.

Системность и последовательность реализации бюджетных реформ позволили на каждом из этапов обеспечить качественные сдвиги в системе управления региональными финансами и достичь их сбалансированного и устойчивого прогресса.

Реализация указанных программ позволила осуществить следующее:

Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" закреплен бюджетный процесс, что обеспечивает прозрачность, легитимность бюджета;

приняты меры, направленные на увеличение и улучшение качества доходной базы республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований. Законом Чувашской Республики от 23 июля 2001 г. N 38 "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" определены перечень республиканских налогов, их ставки, порядок и условия предоставления льгот, отсрочек и рассрочек по налогам, инвестиционного налогового кредита. В результате в республике установлены единые стабильные и прозрачные правила в вопросах налогового регулирования для всех субъектов экономики. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 июля 2001 г. N 163 принята и реализована в 2001-2008 годах Концепция развития налогового потенциала Чувашской Республики;

произведено четкое разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Чувашской Республики и муниципальных образований). Нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов и основные принципы их установления законодательно установлены на долговременной основе;

законодательно закреплены принципы формирования межбюджетных отношений в Чувашской Республике и методика распределения сумм финансовой помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, основанная на объективных показателях бюджетной обеспеченности и налогового потенциала муниципальных образований;

в полном объеме ликвидирована просроченная кредиторская задолженность бюджетов Чувашской Республики, бюджетный процесс организован исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

осуществлен переход на выплату пособий вместо предоставления льгот и субсидирования организаций, введена адресность в оказании социальной помощи населению;

законодательно закреплена система требований к получателям бюджетных гарантий и бюджетных кредитов;

законодательно закреплено ведение Государственной долговой книги Чувашской Республики и единой системы учета консолидированного долга Чувашской Республики, определены основы управления рисками в области долговой политики;

создана и развивается система казначейства Чувашской Республики, обеспечивающая кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Чувашской Республики, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств публично-правовых образований республики, управление единым счетом республиканского бюджета Чувашской Республики, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;

осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период в формате "скользящей трехлетки";

поэтапно внедряются инструменты бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНДы), целевые программы Чувашской Республики (республиканские, ведомственные), реестры расходных обязательств и государственных (муниципальных) услуг, государственные (муниципальные) задания);

размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд осуществляется по установленным правилам и процедурам, обеспечена публичность этого процесса;

внедрен механизм мониторинга качества финансового менеджмента путем проведения независимого аудита исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики и через систему аналитических индикаторов состояния республиканского бюджета Чувашской Республики, а также местных бюджетов с использованием инструментов конкурсной поддержки бюджетных реформ. Результаты мониторинга публикуются в средствах массовой информации.

На базе имеющихся положительных результатов реформирования системы управления региональными общественными финансами Чувашская Республика стремится к дальнейшей ее модернизации в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы, осуществляемой на федеральном уровне. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Чувашской Республики в условиях адаптации бюджетной системы Чувашской Республики к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов.

II. Необходимость разработки и реализации Программы


В условиях глобализации экономики, подверженной действию множества непредсказуемых факторов, эффективное и ответственное управление общественными финансами является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, развития и повышения благосостояния граждан. Высокие риски продолжения глобального экономического кризиса и связанные с этим возрастающие риски для общественных финансов подчеркивают необходимость и важность хорошо продуманных и эффективно организованных действий органов власти Чувашской Республики при проведении бюджетной политики, ориентированной на создание надежного фундамента устойчивого развития Чувашской Республики на будущее.

Объективными факторами для разработки и реализации Программы являются:

необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых республиканских целевых программ в условиях сложившегося высокого уровня дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики и государственного долга, а также снижения бюджетных возможностей вследствие замедления развития экономики;

ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из федерального бюджета в рамках проводимой на федеральном уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации;

необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;

необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению бюджетных услуг, увеличения бюджетной обеспеченности во всех сферах социально-культурной сферы;

высокая степень потребности в инвестициях практически во всех областях государственной деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения.

необходимость осуществления мероприятий по актуализации рыночной стоимости имущества, актуализации государственной кадастровой оценки земель, информационному наполнению государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах капитального строительства в целях формирования налоговой базы для введения налога на недвижимость.

{Абзац 8 дополнен постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2011 г. N 248}

Наряду с вышеперечисленными объективными факторами существуют некоторые системные недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:

недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием, слабость комплексной оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;

сложившаяся организационно-правовая структура бюджетной сети, не способствующей развитию конкуренции и устранению барьеров на пути привлечения частного сектора к оказанию государственных (муниципальных) услуг;

наличие условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов, недостаточность условий для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

потребность в совершенствовании методик оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;

недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;

ограниченный опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий;

необходимость повышения эффективности деятельности отдельных государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций ряда отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;

недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления в наращивании собственной доходной базы в условиях высокой степени зависимости от финансовой помощи из республиканского бюджета Чувашской Республики;

наличие неучтенных и бесхозяйных объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры;

пробелы в системе контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок.

В целом реализация Программы направлена на дальнейшее развитие сформированного в результате антикризисных мер механизма государственных гарантий и социальной поддержки населения республики, обеспечение устойчивого функционирования социально-культурной сферы, наращивание объема и качества бюджетных услуг и услуг общественной инфраструктуры, поиск новых форм социальной защиты населения, включая меры по обеспечению и содействию занятости населения Чувашской Республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»