КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1999 года N 196
О Концепции управления государственным имуществом Чувашской Республики
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2012 года на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 16.09.2011 N 396.
____________________________________________________________________
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 сентября 2011 г. N 396.
В целях совершенствования системы управления государственным имуществом, находящимся в собственности Чувашской Республики, усиления роли государства в управлении государственным сектором экономики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию управления государственным имуществом Чувашской Республики;
план подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции управления государственным имуществом Чувашской Республики в 1999 - 2000 годах.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Чувашской Республики от 25 января 1994 г. N 26 "О Концепции управления государственным имуществом на территории Чувашской Республики в условиях переходного периода рыночных преобразований и структурной перестройки экономики".
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Э. Аблякимов
Концепция управления государственным имуществом Чувашской Республики
Данная Концепция управления государственным имуществом Чувашской Республики (далее - Концепция) определяет основные цели и принципы государственной политики Чувашской Республики в области управления государственным сектором экономики, под которым в настоящей Концепции понимается совокупность экономических отношений с участием государственного имущества, закрепленного на вещных правах за республиканскими государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также имущественных прав Чувашской Республики, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (далее - республиканское имущество). Не являются предметом рассмотрения Концепции недра, леса, иные объекты окружающей среды, объекты интеллектуальной собственности.
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, создания экономически и логически выверенной системы критериев необходимости отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие государства и жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля государственной собственности.
Целью настоящей Концепции является оценка эффективности управления республиканским имуществом, выявления проблем, выработка направлений и организационных мер для их устранения.
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
управляющие - это руководители государственных унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления иных коммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;
система управления республиканским имуществом, включающая создание условий и обязательный порядок определения способа достижения цели, то есть детальные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядок выбора управляющих, их мотивации, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, их отчетность, принятие управленческих решений по результатам контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о состоянии дел управляющих и объектов управления;
объекты управления, состоящие из республиканских государственных унитарных предприятий и учреждений (далее - предприятия и учреждения); пакетов акций (доли, паи), находящихся в республиканской собственности, в уставных капиталах хозяйственных обществ и государственной недвижимости, находящейся в собственности Чувашской Республики (далее - республиканская недвижимость).
1.1. Государственная политика, основанная на настоящей Концепции, преследует следующие цели:
максимизация доходов республиканского бюджета Чувашской Республики на основе эффективного управления государственной собственностью;
оптимизация структуры собственности для обеспечения предпосылок устойчивого экономического роста;
вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности;
использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности.
1.2. Для реализации обозначенных целей управления государственным сектором экономики республиканским органам исполнительной власти необходимо решать следующие задачи:
полная инвентаризация объектов республиканской собственности, построение системы учета этих объектов, разграничение и оформление прав на них;
классификация объектов республиканской собственности по признакам, определяющим специфику управления;
оптимизация количества объектов управления и перехода к пообъектному управлению;
постановка целей государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
обеспечение прав Чувашской Республики, как участника (акционера) в коммерческих организациях;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью республиканского имущества, а также за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
получение дополнительных доходов в бюджет путем создания новых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества;
программно-информационная поддержка всех элементов системы управления недвижимостью на основе современных технологий.
1.3. Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех республиканских органов исполнительной власти.
2.1. Оценка состояния.
В настоящее время в Чувашской Республике насчитывается 445 предприятий и учреждений (272 предприятия и 173 учреждения).
2.1.1. Функции по управлению предприятиями в части сохранности и материальной ответственности распределены между органом по управлению имуществом и республиканскими отраслевыми органами исполнительной власти.
Министерство государственного имущества Чувашской Республики (далее - Мингосимущество Чувашской Республики):
закрепляет за предприятиями и учреждениями имущество, относящееся к республиканской собственности, на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления, а также согласовывает вопросы распоряжения движимым имуществом предприятий и учреждений;
согласовывает учредительные документы предприятий и учреждений;
принимает решения о дальнейшем использовании республиканского имущества в пределах своей компетенции, готовит и вносит такие предложения в Кабинет Министров Чувашской Республики;
выполняет другие функции.
Республиканские отраслевые органы исполнительной власти (далее - отраслевые министерства):
вносят в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений;
утверждают учредительные документы предприятий и учреждений;
назначают и освобождают от должности руководителей предприятий и учреждений, заключают, изменяют и расторгают контракты с их руководителями;
выполняют другие функции.
2.1.2. Предприятия.
Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Не со всеми руководителями предприятий заключены контракты, а из заключенных большинство не предусматривает ответственности руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности и нецелевое использование государственного имущества.
Кроме того, что количество республиканских унитарных предприятий весьма значительно, их круг в настоящее время не является сознательным выбором органов исполнительной власти Чувашской Республики, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих государственных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном, в силу их низкой ликвидности).
Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом управления предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В частности, руководители предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны с необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством в отношении предприятий, созданных на базе имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не дают ему возможности требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий и даже определять эти показатели.
Для республиканских предприятий не предусмотрено обязательное требование проведения периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Ряд республиканских предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, функционирует в организационно-правовой форме, не предусмотренной действующим законодательством. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания республиканских предприятий, а также порядок их функционирования. Не сформирован полный реестр предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Не определен порядок участия собственника в принятии решения об использовании чистой прибыли предприятия.
Учреждения.
Учреждения создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится из республиканского бюджета Чувашской Республики.
Нередки случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества, часть его используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). При этом доходы от использования республиканского имущества не перечисляются и не учитываются в республиканском бюджете Чувашской Республики.
Отраслевые министерства, имеющие подведомственные учреждения, не способствуют организации учета закрепленного за ними республиканского имущества. Мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений ими не проводятся.
2.2. Основные выводы:
деятельность многих организаций, созданных в форме государственных унитарных предприятий, не соответствует целям и задачам, для осуществления которых они созданы;
существующая система управления предприятиями и учреждениями нуждается в реформировании;
имеющееся количество предприятий и учреждений не соответствует возможностям республики по управлению ими и контролю за их деятельностью.
2.3. Основные направления повышения эффективности управления.
2.3.1. Определение круга и количества предприятий и учреждений, необходимых для выполнения государственных функций.
Установить, что создание организаций в форме государственного унитарного предприятия осуществляется исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно - правовых форм.
Критериями отбора таких предприятий должны являться:
использование имущества, запрещенного к приватизации, в том числе имущества, необходимого для обеспечения национальной безопасности;
осуществление деятельности, направленной на решение социальной задачи реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам путем ограничения прибыльности;
производство отдельных видов продукции, изъятых или ограниченных в гражданском обороте;
осуществление деятельности, допускаемой законодательством, исключительно для государственных унитарных предприятий;
осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных социально и экономически значимых производств.
В случае принятия решения о несоответствии деятельности предприятия определенным для выполнения государственных функций задачам осуществляется:
реорганизация предприятий, в том числе преобразование предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
реструктуризация предприятий;
передача предприятий в муниципальную собственность;
ликвидация предприятий.
2.3.2. Определение целей государства применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению.