КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 февраля 2010 года N 27
О Республиканской целевой программе энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 21.02.2014 N 48, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года (опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru - 14.05.2014).
____________________________________________________________________
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2010 г. N 404
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 мая 2011 г. N 186
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2011 г. N 644
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2013 г. N 134
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 апреля 2013 г. N 167}
В целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создания условий для надежного обеспечения населения и экономики Чувашской Республики энергоносителями, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 "О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
{Пункт 2 в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2010 г. N 404, от 3 апреля 2013 г. N 134}
3. Установить, что:
при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ в составе перечня государственных программ Чувашской Республики, предлагаемых для финансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период;
{Абзац второй в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 апреля 2013 г. N 134}
объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики организовать контроль за энергоэффективностью и энергосбережением в подведомственных организациях.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
{Пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2010 г. N 404, от 3 апреля 2013 г. N 134}
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики С.Гапликов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года
{Паспорт Программы в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2010 г. N 404, от 12 мая 2011 г. N 186, от 28 декабря 2011 г. N 644, от 3 апреля 2013 г. N 134, от 29 апреля 2013 г. N 167}
Наименование Программы | - | Республиканская целевая программа энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года |
Основания для принятия решения о разработке Программы | - | Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии) |
Основные разработчики Программы | - | Минстрой Чувашии, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам |
Цели Программы | - | повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий и снижение энергоемкости валового регионального продукта |
Задачи Программы | - | обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики Чувашской Республики, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | целевые индикаторы и показатели определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" |
Сроки и этапы реализации Программы | - | I этап - 2010–2011 годы; |
Объемы и источники финансирования Программы | - | предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 24864,4 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели бюджетной и социальной эффективности | - | обеспечение достижения за счет реализации мероприятий Программы: |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Минстрой Чувашии. |
Республиканская целевая программа энергосбережения в Чувашской Республике на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа) разработана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 "О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года".
Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Чувашской Республики в условиях инновационного сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта.
В Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 349, определены задачи по повышению энергетической эффективности, позволяющие с учетом возможностей энергетического комплекса обеспечить развитие экономики в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
В условиях реформирования энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, нарастающего дефицита и повышения стоимости энергоносителей и энергетических мощностей Программа должна заложить основу системы территориального энергетического менеджмента, обеспечивающего конкурентные ценовые преимущества и надежность энергоснабжения Чувашской Республики.
Главной задачей всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления является комплексное использование всех рычагов управления для перехода на энергоэффективный путь развития.
В настоящее время экономика Чувашской Республики характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации. Показатели энергетической эффективности в Чувашской Республике уступают среднероссийским показателям в 1,15 раза и более чем в 2 раза промышленно развитым странам с сопоставимыми климатическими условиями.
Снижение энергоемкости производства, топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов является важнейшим стратегическим направлением, без реализации которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики страны и ее регионов, что актуально для ресурсозависимого региона - Чувашской Республики.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р определены стратегические направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в том числе:
разработка государственной программы энергосбережения, предусматривающей внедрение энергосберегающих технологий и реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также механизмов стимулирования энергосбережения в российской экономике;
обеспечение ускоренного развития электро- и теплоэнергетики на основе экологически чистых технологий, использования твердого топлива и возобновляемых источников энергии;
необходимость принятия мер по техническому регулированию, направленных на повышение энергетической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.
В области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития предполагается обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий.
В области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях электроэнергетики планируются масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий, расширение производства электроэнергии.
Одним из основных топливно-энергетических ресурсов, потребляемых на территории Чувашской Республики, является природный газ. Структура потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов приведена в табл. 1.
Структура потребления по видам энергоресурсов
Показатель | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
% | тыс. т усл. топл. | % | тыс. т усл. топл. | % | тыс. т | |
Электроэнергия | 14,6 | 613,6 | 13,8 | 604,8 | 15,5 | 609 |
Тепло | 28,2 | 1190 | 28,1 | 1225,4 | 23,3 | 917,1 |
Уголь | 0,4 | 16,6 | 0,2 | 9,8 | 0,1 | 3,8 |
Нефть | 2,3 | 97 | 1,3 | 55,2 | 0,9 | 37,7 |
Природный газ | 54,5 | 2296,9 | 56,6 | 2469,8 | 60,2 | 2368,1 |
В Чувашской Республике основными потребителями электрической энергии являются промышленные предприятия (более 40 процентов), что определяет отрасль промышленности как одну из самых энергоемких (табл. 2, рис. 1). Снижение энергоемкости промышленности является одним из главных направлений энергосбережения.
Динамика потребления электроэнергии за 2004-2008 годы в разрезе основных потребителей, млн. кВт?ч
Наименование | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||||
млн. кВт ? ч | % | млн. кВт ? ч | % | млн. кВт ? ч | % | млн. кВт ? ч | % | млн. кВт ? ч | % | |
Промышленность | 2082,9 | 44,1 | 2187,9 | 46 | 2285,5 | 45,8 | 2313,5 | 47 | 2242,8 | 45,3 |
Сельское хозяйство | 159 | 3,4 | 143 | 3 | 143 | 2,9 | 128 | 2,6 | 130 | 2,6 |
Транспорт | 836 | 17,7 | 895 | 18,8 | 929 | 18,6 | 840 | 17,1 | 1195 | 24,1 |
Строительство | 89 | 1,9 | 91 | 1,9 | 92 | 1,8 | 108 | 2,2 | 95 | 1,9 |
Бюджетная сфера | 206 | 4,4 | 205 | 4,4 | 212 | 4,2 | 214 | 4,4 | 212 | 4,3 |
Население | 659,5 | 14 | 628,9 | 13,2 | 666,8 | 13,5 | 714,7 | 14,5 | 784,6 | 15,8 |
Прочие виды деятельности | 688,4 | 14,5 | 602,6 | 12,7 | 660,4 | 13,2 | 599,1 | 12,2 | 292,3 | 5,9 |
Всего | 4720,8 | 100 | 4753,4 | 100 | 4988,7 | 100 | 4917,3 | 100 | 4951,7 | 100 |
Рисунок на бумажном носителе.
Рис. 1. Доля потребления электроэнергии в разрезе основных потребителей
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение республиканской и муниципальных целевых программ энергосбережения, а также целевых программ субъектов хозяйственной деятельности.
Программа направлена на повышение эффективности энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере, разработку системы мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации проектов в области энергосбережения.
В связи с этим Программа предусматривает осуществление комплекса организационных мер по пропаганде и популяризации вопросов энергосбережения, проведению конкурсов на лучшую постановку работы по энергосбережению среди промышленных предприятий, муниципальных образований, на освещение этой темы в средствах массовой информации, по повышению культуры энергопотребления среди населения, формированию и проведению энергосберегающей политики в Чувашской Республике, участию в межрегиональных, национальных и международных проектах.
Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов приводят к неизбежному переходу к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Неуклонный рост цен на энергоносители, растущие выбросы углекислого газа, окислов азота и серы оказывают негативное воздействие на климат и экологию. Для Чувашской Республики решение этих вопросов возможно только путем инновационного развития, внедрения новых экономичных технологий и повышения эффективности уже имеющихся технологий.
На протяжении более 30 последних лет государственная энергетическая стратегия всех промышленно развитых стран была направлена на энергосбережение и переход от ископаемого топлива к поиску альтернативных источников энергии, основанных на использовании возобновляемых экологически чистых источников энергии.