Целью подпрограммы является воспроизводство и восстановление производственных мощностей речного флота, развитие внутренних водных путей территории Республики Саха (Якутия), включая арктические реки.
Задачи подпрограммы:
- обеспечение транспортной доступности для населения;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05.10.2016 N 1426)
- развитие грузового и технического флота;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05.10.2016 N 1426)
- государственная поддержка предприятий внутреннего водного транспорта;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05.10.2016 N 1426)
- развитие внутренних водных путей;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05.10.2016 N 1426)
- повышение эффективности использования Северного морского пути;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05.10.2016 N 1426)
- развитие пассажирского флота и портовой пассажирской инфраструктуры;
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05.10.2016 N 1426)
- модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей.
(абзац введен Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 29.09.2017 N 2122)
Задача 1. Обеспечение транспортной доступности для населения.
1.1. Субсидирование (возмещение убытков) предприятиям речного пассажирского транспорта на социально значимых линиях в связи с госрегулированием тарифов.
Согласно пункту 2 статьи 6 КВВТ субсидирование перевозок пассажиров в Республике Саха (Якутия) осуществляется только по социально значимым линиям, по которым осуществляется государственное регулирование тарифов.
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 10.08.2015 N 637, от 29.09.2017 N 2122)
Основными факторами необходимости субсидирования перевозок пассажиров речным транспортом являются следующие причины:
- обеспечение доступности тарифов населению в связи с низким уровнем среднедушевого дохода населения;
- отсутствие альтернативных видов общественного транспорта, кроме речного в период навигации.
В республиканском бюджете на 2011 год объемы субсидий на перевозки пассажиров по социально значимым линиям составляют 20 950,0 тыс. руб.
В настоящее время перечень социально значимых линий составляет 18 маршрутов, которые включают сеть транспортного обслуживания 73 населенных пунктов, расположенных в 15 улусах, а также г. Якутск. За навигацию выполняется до 532 социально значимых рейсов.
Задача 2. Развитие грузового и технического флота.
С учетом развития производительных сил республики в воднотранспортном комплексе важное значение имеет вопрос реновации флота смешанного "река - море" плавания. Обусловлено это тем, что только данным классом судов возможен завоз энергоносителей и продовольствия в арктические районы республики для государственных нужд и обеспечение разгрузки морских танкеров, прибывающих по Северному морскому пути. Анализ перспективы развития производительных сил республики показывает, что за водным транспортом по-прежнему сохраняется роль одного из основных участников перевозки грузов по внутренним водным и арктическим морским путям Ленского бассейна.
На территории Республики Саха (Якутия) в Ленском бассейне единственным предприятием, у которого имеются суда смешанного вида плавания, является ОАО "Ленское объединенное речное пароходство". Расчет необходимости обновления парка грузового флота представлен согласно Инвестиционной программе ОАО "ЛОРП" на период 2012 - 2016 годы в таблице 17.