ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 12 октября 2011 года N 971
О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Энергоэффективная экономика на 2012 - 2019 годы и на период до 2020 года"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 27.11.2017 N 2231.
____________________________________________________________________
(в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 15.03.2012 N 1284, от 04.04.2013 N 1997, от 05.04.2013 N 1998, от 24.04.2013 N 2036, от 04.07.2013 N 2140, от 18.02.2014 N 2504, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 12.09.2014 N 2866, от 02.07.2015 N 596, от 03.06.2016 N 1185, от 26.10.2016 N 1449, от 22.11.2017 N 2215)
В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 года N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Энергоэффективная экономика на 2012 - 2019 годы и на период до 2020 года".
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 12.09.2014 N 2866, от 03.06.2016 N 1185)
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Колодезникова А.З.
(п. 2 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 26.10.2016 N 1449)
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г. Якутск
12 октября 2011 года
N 971
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА НА 2012 - 2019 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
(в ред. Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 18.02.2014 N 2504, Указов Главы РС(Я)
от 12.09.2014 N 2866, от 02.07.2015 N 596, от 03.06.2016 N 1185, от 26.10.2016 N 1449, от 22.11.2017 N 2215)
Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1 | Наименование Программы | Государственная программа "Энергоэффективная экономика на 2012 - 2019 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 12.09.2014 N 2866, от 03.06.2016 N 1185) | |||
2 | Статус Программы | Государственная программа | |
3 | Основание для разработки Программы | ||
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 03.06.2016 N 1185, от 22.11.2017 N 2215) | |||
4 | Ответственный исполнитель Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 03.06.2016 N 1185) | |||
5 | Соисполнители государственной Программы | Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия); Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия); Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия); Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия); Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия); Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия); Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения" Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия), Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия), Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия), ГБУ Республики Саха (Якутия) "Служба автотранспортного обеспечения", Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия); Министерство спорта Республики Саха (Якутия) | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 03.06.2016 N 1185, от 26.10.2016 N 1449, от 22.11.2017 N 2215) | |||
6 | Цели и задачи государственной Программы | Цели: снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) на 40 процентов к 2020 году по сравнению с 2007 годом; формирование в Республике Саха (Якутия) энергоэффективного общества. Задачи: повышение энергетической эффективности зданий, сооружений; сокращение потребления первичного топлива на единицу валового регионального продукта; создание предпосылок по снижению затрат на завоз и использование топливно-энергетических ресурсов; повышение заинтересованности руководителей предприятий, организаций, населения республики в проведении энергосберегающих мероприятий; обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; обеспечение приборного учета используемых энергетических ресурсов; внедрение новых энергоэффективных материалов и оборудования | |
7 | Целевые показатели Программы | Обеспечение за счет реализации мероприятий Программы в 2020 году снижения энергоемкости валового регионального продукта на 40 и более процентов к уровню 2007 года. Сокращение потребления энергоресурсов не менее чем на 2,6 млн. тонн условного топлива (к 2020 году по сравнению с 2007 годом в сопоставимых условиях) | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 03.06.2016 N 1185) | |||
8 | Сроки реализации Программы | 2012 - 2019 годы и на период до 2020 года | |
(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 12.09.2014 N 2866, от 03.06.2016 N 1185) | |||
9 | Наименование подпрограмм (стратегических направлений) Программы | 1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе. 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленном секторе. 3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительном комплексе. 4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде. 5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах наружного освещения населенных пунктов. 6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике. 7. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры. 8. Развитие возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива, инновационных энергосберегающих технологий и проектов. 9. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте. 10. Развитие организационно-правового, научно-методического обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 11. Обучение и информационное обеспечение энергосбережения. 12. Развитие газомоторного топлива на территории Республики Саха (Якутия) на 2016 - 2020 годы | |
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 26.10.2016 N 1449) | |||
10 | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам | 2012 - 2020 г.г. - 13 424,7 млн рублей, из них: федеральный бюджет - 294,0 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 2 250 млн рублей, местные бюджеты - 337,1 млн рублей, внебюджетные средства - 10 543,7 млн рублей, в том числе: 2012 г. - 2 396,6 млн рублей (федеральный бюджет - 135,1 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 654,6 млн рублей, местные бюджеты - 69,3 млн рублей, внебюджетные средства - 1 537,6 млн рублей); 2013 г. - 3 558,2 млн рублей (федеральный бюджет - 47,3 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 782,6 млн рублей, местные бюджеты - 259,8 млн рублей, внебюджетные средства - 2 468,5 млн рублей); 2014 г. - 1 870,5 млн рублей (федеральный бюджет - 111,6 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 177,2 млн рублей, местные бюджеты - 4 млн рублей, внебюджетные средства - 1 577,7 млн рублей); 2015 г. - 2 120,2 млн рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 261,0 млн рублей, местные бюджеты - 2 млн рублей, внебюджетные средства - 1 857,2 млн рублей); 2016 г. - 1 971,3 млн рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 217,6 млн рублей, местные бюджеты - 2 млн рублей, внебюджетные средства - 1 751,7 млн рублей); 2017 г. - 1 409,0 млн рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 82,9 млн рублей, внебюджетные средства - 1 325,2 млн рублей); 2018 г. - 32,4 млн рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 24,2 млн рублей, внебюджетные средства - 8,2 млн рублей); 2019 г. - 32,8 млн рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 24,2 млн рублей, внебюджетные средства - 8,6 млн рублей); 2020 г. - 34,4 млн рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 25,5 млн рублей, внебюджетные средства - 8,9 млн рублей) | 2012 - 2020 г.г. - 16 120,7 млн рублей, из них: федеральный бюджет - 364,2 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 3 606,5 млн рублей, местные бюджеты - 339 млн рублей, внебюджетные средства - 11 836,1 млн рублей, в том числе: 2012 г. - 2 396,6 млн рублей (федеральный бюджет - 135,1 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 654,6 млн рублей, местные бюджеты - 69,3 млн рублей, внебюджетные средства - 1 537,6 млн рублей); 2013 г. - 3 558,2 млн рублей (федеральный бюджет - 47,3 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 782,6 млн рублей, местные бюджеты - 259,8 млн рублей, внебюджетные средства - 2 468,5 млн рублей); 2014 г. - 1 870,5 млн рублей (федеральный бюджет - 111,6 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 177,2 млн рублей, местные бюджеты - 4 млн рублей, внебюджетные средства - 1 577,7 млн рублей); 2015 г. - 2 120,2 млн рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 261 млн рублей, местные бюджеты - 2 млн рублей, внебюджетные средства - 1 857,2 млн рублей); 2016 г. - 1 991,9 млн рублей (государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 237,2 млн рублей, местные бюджеты - 2 млн рублей, внебюджетные средства - 1 752,7 млн рублей); 2017 г. - 2 406,9 млн рублей (федеральный бюджет - 17,55 млн. рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 478,1 млн рублей, местные бюджеты - 2 млн рублей, внебюджетные средства - 1 908,7 млн рублей); 2018 г. - 784,1 млн рублей (федеральный бюджет - 17,55 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 321 млн рублей, внебюджетные средства - 445,5 млн рублей); 2019 г. - 497,2 млн рублей (федеральный бюджет - 17,55 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 337,3 млн рублей, внебюджетные средства - 142,4 млн рублей); 2020 г. - 520,7 млн рублей (федеральный бюджет - 17,55 млн рублей, государственный бюджет Республики Саха (Якутия) - 357,5 млн рублей, внебюджетные средства - 145,7 млн рублей) |
(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2017 N 2215) |
Программа разработана в соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 04.07.2016 N 1225 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)".
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2017 N 2215)
Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики Республики Саха (Якутия), а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов. Важнейшей целью в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" является снижение энергоемкости валового регионального продукта в целом по стране к 2020 году на 40% по сравнению с 2007 годом.
Энергоемкость ВВП России и ВРП Якутии (по паритету покупательной способности) до 5 раз выше, чем в развитых странах (например, в Японии на 1$ ВВП расходуется 200 г у.т. при аналогичном показателе в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) - более 1 кг у.т.).
В 2011 году энергоемкость ВРП составила 27,1 кг у.т./тыс. руб. (в ценах 2007 года), что на 11% ниже уровня 2007 года. Энергоемкость ВРП в республике на протяжении многих лет ниже аналогичного показателя по Российской Федерации, что связано с наличием высокорентабельной отрасли - алмазодобывающей промышленности.
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Валовый региональный продукт Республики Саха (Якутия) в действующих ценах, млрд. руб. | 246,6 | 309,5 | 329,7 | 386,7 | 483,7 |
- в ценах 2007 года | 242,6 | 260,1 | 253,9 | 257,9 | 274,7 |
Динамика энергоемкости ВРП Республики Саха (Якутия) <*>, кг у.т./тыс. руб., в ценах 2007 года | 30,3 | 26,5 | 30,9 | 32,8 | 27,1 |
Для сравнения: Энергоемкость ВВП Российской Федерации в ценах 2000 г., кг у.т./тыс. руб. | 139,6 | 131,8 | 125,1 | 119,1 | 113,1 |
________________
* - с 2009 года расчет энергоемкости ведется по методике Росстата.
Объективными причинами высокой энергоемкости являются суровый климат, большие расстояния, неразвитая инфраструктура, сырьевая направленность экономики. Данные обстоятельства усугубляются отсутствием экономических стимулов для внедрения энергоэффективных технологий и мероприятий во всех сферах экономики, в том числе в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Доля убыточных предприятий в отрасли продолжает оставаться высокой: по итогам 2010 года убыточными являлись 53,1% от числа организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Значительный износ коммунальной инфраструктуры (в 2009 г. - 59%, в 2010 г. - 61,2%) приводит к увеличению потерь коммунальных ресурсов: потери воды составили в 2009 г. - 29%, в 2010 г. - 32,2%, тепловой энергии в 2009 г. - 21,3%, в 2010 г. - 21,6%.
Современное состояние электроэнергетики Республики Саха (Якутия) характеризуется наличием острейших проблем (износ оборудования, нехватка инвестиций и т.д.), большой доли физически и морально устаревшего оборудования, требующих безотлагательного решения. Износ объектов электроэнергетики в среднем составляет более 50%, в том числе износ линий электропередачи - 75%, тепловых сетей - 51%, силового и прочего оборудования - 61%, подстанций - 81%, машин и оборудования - 62%.
В Республике Саха (Якутия) ведется работа по сокращению затрат в жилищно-коммунальном комплексе. Комплексные мероприятия по энергосбережению в бюджетной сфере и в жилом фонде проводятся в отдельных муниципальных образованиях с 2006 года. В Усть-Янском районе, расположенном в арктической зоне республики, за 2006 - 2010 г.г. осуществлен 100% переход на поквартирный и общедомовой учет тепла, горячее и холодное водоснабжение с выводом данных на единый сервер. Во всех домах и квартирах установлены пластиковые трубы системы водоснабжения. На реализацию данных мероприятий направлялись средства от экономии ресурсов, привлекались банковские кредиты. Всего было привлечено кредитов в объеме 39 млн. рублей, выполнено работ на 74 млн. рублей, сэкономлено 152 млн. рублей бюджетных средств - это 25% от расходов на коммунальные услуги в бюджетной сфере и в жилом фонде. Потребление тепла снизилось на 30%, теплопотери сократились на 87%.
За счет средств Европейского банка реконструкции и развития проведена модернизация систем теплоснабжения в с. Жиганске.
В п. Тикси Булунского района ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" осуществляет план мероприятий по энергоресурсосбережению, в который вошли реконструкция котельной ТЭЦ п. Тикси, реконструкция сетей тепло-водоснабжения, внедрение единой системы технологического и коммерческого учета (ЕСТКУ), промывка внутренних систем теплоснабжения, регулирование режимов тепло-водоснабжения, оптимизация жилищного фонда.
В рамках реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда построены первые два полноценных энергоэффективных 33-х и 23-квартирных "умных дома" в пос. Жатай с классом энергетической эффективности - А. Благодаря примененным энергоэффективным технологиям экономия жильцов "умных домов" на платежах за жилищно-коммунальные услуги достигает 40 - 45%. Малоэтажное жилищное строительство с применением энергосберегающих технологий продолжается, для этого производится реконструкция существующих инженерных сетей и коммуникаций.
В республике проводится большая работа по внедрению механизма заключения энергосервисных договоров (контрактов). Первый энергосервисный договор (контракт) заключен в августе 2011 года компанией ООО "Энергосберегающие технологии". С 2013 года началась реализация комплексных энергосервисных договоров (контрактов), предусматривающих ведение энергоэффективных работ на объектах генерации, присоединенных сетях и потребителях на территории обособленных сельских поселений. Так, в 2013 году между АО "Намкоммунтеплоэнерго" и ООО "Энергосберегающие технологии" заключен энергосервисный договор (контракт) по повышению энергетической эффективности на убыточных источниках тепловой энергии в селах Хатын-Арыы (Аппаны), Хамагатта, Графский Берег Намского улуса. С 2015 года между ГУП "ЖКХ РС(Я)" и ООО "Тепломонтаж" заключено 3 энергосервисных договора (контракта) по переводу котельных на газовое топливо. На 01.07.2017 заключено 163 энергосервисных договора (контракта) в 22 муниципальных образованиях, охватывающих 323 объекта, в том числе: 22 многоквартирных дома, 281 учреждение бюджетной сферы, 15 котельных, 1 водовод и 4 системы уличного освещения.
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 22.11.2017 N 2215)
Реализация энергоэффективных проектов в условиях Крайнего Севера даст новый толчок для внедрения и широкого использования инновационных энергоэффективных технологий при эксплуатации зданий и сооружений, при строительстве многоквартирных домов, в том числе для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья.
Конечным результатом выполнения Программы будет поэтапный перевод экономики республики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа должна содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере развития экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс республики, высвободить ресурсы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения.
В структуре потребления электрической энергии основная доля (40%) расходуется на добычу полезных ископаемых. Достаточно велики потери при транспорте электроэнергии в сетях общего пользования, доля которых составляет более 13%.