ПРИКАЗ
от 11 декабря 2014 года N 916
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минэнерго России от 20 октября 2022 года N 1153/1
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 593 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 29, ст.3970; 2014, N 14, ст.1627)
приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Министр
А.В.Новак
Методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях методического обеспечения разработки и реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - программы).
1.2. Методические рекомендации содержат рекомендуемые для включения в программы основные разделы и возможные направления их реализации
2.1. В программу рекомендуется включать следующие основные разделы:
а) описание текущей ситуации (проблем) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
б) цели и задачи программы;
в) перечень мероприятий (проектов) программы;
г) информацию об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, содержащуюся в региональных и муниципальных программах по различным направлениям экономической деятельности.
2.2. Рекомендуется разделять в программе субъекта Российской Федерации мероприятия (проекты) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемые за счет бюджета субъекта Российской Федерации, и мероприятия (проекты) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемые за счет местных бюджетов и субсидий, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации.
2.3. Программа может содержать дополнительные разделы, необходимые для ее эффективной, полной и своевременной реализации, с учетом специфики формирования программных документов в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.
3.1. Описание текущего состояния (ситуации) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может содержать сведения о сферах социально-экономического развития на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, информацию о состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономической деятельности, а также основные проблемы, обуславливающие недостаточное развитие энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3.2. При описании основных сфер экономической деятельности, в которых применяется государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, рекомендуется использовать количественные показатели, характеризующие сложившийся порядок в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по соответствующим направлениям, и обозначить направления реализации, которые будут способствовать развитию энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Значения количественных показателей целесообразно представлять в динамике за последние три года.
3.3. Описание основных проблем, обуславливающих недостаточную эффективность в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, рекомендуется осуществлять с указанием фактов и явлений, порождающих данные проблемы. Для каждого случая должна приводиться аргументация, поясняющая, каким образом соответствующий фактор или явление могут быть изменены в рамках энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3.4. В случае если органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в предыдущие годы предпринимались меры, направленные на преодоление соответствующих основных проблем, то в программе рекомендуется приводить краткое описание принятых мери достигнутых результатов (показателей).
3.5. В описании текущей ситуации следует избегать декларативных положений, не подтвержденных фактической (в том числе количественной) информацией.
3.6. Описание текущей ситуации целесообразно представлять с оценкой показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которых можно достичь путем реализации мероприятий (проектов) программы.
4.1. Программа может содержать одну или несколько целей ее реализации.
4.2. В программе рекомендуется указывать перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения целей программы. Перечень задач формируется исходя из принципа их необходимости и достаточности для достижения целей программы и ожидаемых результатов (показателей) ее реализации.
Задачи рекомендуется формулировать как задания по достижению к установленному сроку определенных результатов, необходимых для достижения целей программы.
Не рекомендуется использовать в формулировках целей и задач:
а) специальные термины, затрудняющие понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
б) термины, понятия и выражения, которые допускают неоднозначное толкование;
в) указания на иные цели, задачи и результаты, являющиеся следствиями реализации программы.
4.3. В качестве основных рекомендуемых целей реализации программы могут рассматриваться:
а) улучшение экологической обстановки, в том числе снижение объемов выбросов парниковых газов;
б) повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и снижение затрат на энергоснабжение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании;
в) повышение надежности и эффективности работы топливно-энергетического комплекса субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
г) снижение расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) на адресные субсидии населению на оплату жилищно-коммунальных услуг;
д) ограничение роста расходов населения и других потребителей на энергетические ресурсы в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании);
е) развитие малого и среднего предпринимательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
ж) формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций в сферу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании);
з) развитие механизмов государственно-частного партнерства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании);
и) содействие кредитованию хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
к) разработка и реализация мер по сокращению потребления энергоресурсов более чем на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет начиная с 1 января 2010 года;
л) создание, внедрение и реализация механизма энергосервисных услуг;
м) обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для нужд субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
н) обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также хозяйствующих субъектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
о) обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
п) иные направления, способствующие развитию и реализации энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5.1. При разработке программы рекомендуется включать в нее следующие мероприятия (проекты):
а) мероприятия, направленные на создание институциональной среды, в том числе механизмов привлечения денежных средств хозяйствующих субъектов в реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, образование и функционирование бюджетного или автономного учреждения, наделенного полномочиями по отбору (реализации) и предоставлению финансовой поддержки (грантов) на мероприятия (проекты) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
б) мероприятия, направленные на популяризацию в обществе энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая создание и функционирование информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
в) мероприятия (проекты) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемые за счет денежных средств хозяйствующих субъектов, с применением наилучших доступных технологий;
г) мероприятия, направленные на оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию;
д) мероприятия (проекты) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5.2. Переченьмероприятий (проектов) рекомендуется оформлять в виде плана. При этом наименования мероприятий (проектов) следует увязывать с целевыми показателями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержанием, сроками реализации, ресурсным (финансовым) обеспечением, исполнителями, формами финансового обеспечения реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (кодами бюджетной классификации Российской Федерации) и показателями оценки эффективности их реализации.
5.3. При формировании программ рекомендуется включать в них целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1225, в том числе показатель энергоемкости валового регионального продукта.
5.4. В программе может быть предусмотрена система показателей, необходимых для осуществления мониторинга реализации региональной и муниципальной программы с учетом достижения целей и решения поставленных задач.
5.5. В случае если программа субъекта Российской Федерации предполагает достижение определенных результатов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальными образованиями, в программе целесообразно отдельно отразить механизмы и меры, стимулирующие и обеспечивающие достижение таких результатов органами местного самоуправления.
6.1.При формировании программы рекомендуется включать в нее справочно мероприятия (проекты) региональных и муниципальных программ по различным направлениям экономической деятельности, реализация которых направлена на энергосбережение, скоординированные между собой по целевым показателям в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержанию, срокам реализации, ресурсному (финансовому) обеспечению, исполнителям, формам финансового обеспечения реализации мероприятий (проектов) в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации и показателям оценки эффективности их реализации.
7.1. Реализацию мероприятий (проектов) программы целесообразно осуществлять в соответствии со сроками, установленными программой.
В процессе реализации программы не рекомендуется изменять сроки реализации мероприятий (проектов) программы, за исключением случаев, если выполнение таких мероприятий (проектов) программы оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей программ, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера бюджетных ассигнований на реализацию программы.
7.2. Принятие расходных и (или) денежных обязательств, а также исполнение денежных обязательств рекомендуется осуществлять в рамках текущего финансового года, а в отдельных случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения, на трехлетний период.
Заместитель руководителя
структурного подразделения
Трибунский А.Л.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Минэнерго России
http://minenergo.gov.ru (сканер-копия)
по состоянию на 18.12.2014