Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 18 февраля 2014 года N 2504

О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 N 971 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Энергоэффективная экономика на 2012-2016 годы и на период до 2020 года"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 27.11.2017 N 2231.
____________________________________________________________________

В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановляю:

1. Внести в государственную программу Республики Саха (Якутия) "Энергоэффективная экономика на 2012 - 2016 годы и на период до 2020 года", утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 971, изменения, изложив государственную программу Республики Саха (Якутия) "Энергоэффективная экономика на 2012 - 2016 годы и на период до 2020 года" в новой редакции согласно приложению к настоящему Указу.

2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

г. Якутск

18 февраля 2014 года


N 2504


Приложение
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 18 февраля 2014 г. N 2504

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА НА 2012 - 2016 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

Паспорт государственной программы Республики Саха (Якутия)


Базовый вариант

Интенсивный вариант

1

Наименование Программы

Государственная программа "Энергоэффективная экономика на 2012 - 2016 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа)

2

Статус Программы

Госу дарственная программа

3

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

 Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)";

 Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы"

4

Ответственный исполнитель Программы

Министерство экономики Республики Саха (Якутия)

5

Соисполнители государственной Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

 Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

 Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия);

 Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

 Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

 Министерство образования Республики Саха (Якутия);

 Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

 Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия);

 Государственный комитет по инновационной политике и науке Республики Саха (Якутия);

 Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов"

6

Цели и задачи государственной Программы

Цели: снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Саха (Якутия) на 40 процентов к 2020 году по сравнению с 2007 годом;

 формирование в Республике Саха (Якутия) энергоэффективного общества.
 Задачи:
 повышение энергетической эффективности зданий, сооружений;

 сокращение потребления первичного топлива на единицу валового регионального продукта;

 создание предпосылок по снижению затрат на завоз и использование топливно-энергетических ресурсов;

 повышение заинтересованности руководителей предприятий, организаций, населения республики в проведении энергосберегающих мероприятий;

 обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

 обеспечение приборного учета используемых энергетических ресурсов;

 внедрение новых энергоэффективных материалов и оборудования

7

Целевые индикаторы Программы

Обеспечение за счет реализации мероприятий Программы в 2020 году снижения энергоемкости валового регионального продукта на 40 и более процентов к уровню 2007 года.
 Сокращение потребления энергоресурсов не менее чем на 2,6 млн. тонн условного топлива (к 2020 году по сравнению с 2007 годом в сопоставимых условиях)

8

Сроки реализации Программы

2012 - 2016 годы и на период до 2020 года

9

Наименование подпрограмм (стратегических направлений)
 Программы

1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе.
 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленном секторе.
 3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в строительном комплексе.
 4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде.
 5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах наружного освещения населенных пунктов.
 6. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в электроэнергетике.
 7. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.
 8. Развитие возобновляем ых источников энергии и альтернативных видов топлива, инновационных энергосберегающих технологий и проектов.
 9. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на транспорте.
 10. Развитие организационно-правового, научно-методического обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
 11. Обучение и информационное обеспечение энергосбережения.

10

Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам

10 262,1 млн. рублей, в том числе:
 из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 661,6 млн. рублей;

 из федерального бюджета - 182,4 млн. рублей;

 из бюджетов муниципальных образований - 339,0 млн. рублей;

 из внебюджетных источников - 8 079,1 млн. рублей.
 Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия):
 2012 год - 540,2 млн. руб.;

 2013 год - 782,6 млн. руб.;

 2014 год - 138,9 млн. руб.;

 2015 год - 37,8 млн. руб.;

 2016 год - 37,8 млн. руб.;

 2017 - 2020 г.г. - 124,2 млн. руб.

11 134,9 млн. рублей, в том числе:
 из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 956,9 млн. рублей;

 из федерального бюджета - 759,9 млн. рублей;

 из бюджетов муниципальных образований - 339,0 млн. рублей;

 из внебюджетных источников - 8 079,1 млн. рублей.
 Из государственного бюджета Республики Саха (Якутия):
 2012 год - 540,2 млн. руб.;

 2013 год - 782,6 млн. руб.;

 2014 год - 434,2 млн. руб.;

 2015 год - 37,8 млн. руб.;

 2016 год - 37,8 млн. руб.;

 2017 - 2020 г.г. - 124,0 млн. руб.

1. Характеристика текущего состояния


Программа разработана в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10.07.2011 N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы".

Программа направлена на обеспечение повышения конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности экономики Республики Саха (Якутия), а также роста уровня и качества жизни населения за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе модернизации, технологического развития и перехода к рациональному и экологически ответственному использованию энергетических ресурсов. Важнейшей целью в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" является снижение энергоемкости валового регионального продукта в целом по стране к 2020 году на 40% по сравнению с 2007 годом.

Энергоемкость ВВП России и ВРП Якутии (по паритету покупательной способности) до 5 раз выше, чем в развитых странах (например, в Японии на 1 $ ВВП расходуется 200 г у.т. при аналогичном показателе в Российской Федерации и в Республике Саха (Якутия) - более 1 кг у.т.).

В 2011 году энергоемкость ВРП составила 27,1 кг у.т./тыс. руб. (в ценах 2007 года), что на 11% ниже уровня 2007 года. Энергоемкость ВРП в республике на протяжении многих лет ниже аналогичного показателя по Российской Федерации, что связано с наличием высокорентабельной отрасли - алмазодобывающей промышленности.

Энергоэффективность экономики Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)


2007

2008

2009

2010

2011

Валовый региональный продукт Республики Саха (Якутия) в действующих ценах, млрд. руб.

246,6

309,5

329,7

386,7

483,7

- в ценах 2007 года

242,6

260,1

253,9

257,9

274,7

Динамика энергоемкости ВРП Республики Саха (Якутия) < * > , кг у.т./тыс. руб., в ценах 2007 года

30,3

26,5

30,9

32,8

27,1

Для сравнения: Энергоемкость ВВП Российской Федерации в ценах 2000 г., кг у.т./тыс. руб.

139,6

131,8

125,1

119,1

113,1


--------------------------------

<*> - с 2009 года расчет энергоемкости ведется по методике Росстата.

Объективными причинами высокой энергоемкости являются суровый климат, большие расстояния, неразвитая инфраструктура, сырьевая направленность экономики. Данные обстоятельства усугубляются отсутствием экономических стимулов для внедрения энергоэффективных технологий и мероприятий во всех сферах экономики, в том числе в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Доля убыточных предприятий в отрасли продолжает оставаться высокой: по итогам 2010 года убыточными являлись 53,1% от числа организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Значительный износ коммунальной инфраструктуры (в 2009 г. - 59%, в 2010 г. - 61,2%) приводит к увеличению потерь коммунальных ресурсов: потери воды составили в 2009 г. - 29%, в 2010 г. - 32,2%, тепловой энергии в 2009 г. - 21,3%, в 2010 г. - 21,6%.

Современное состояние электроэнергетики Республики Саха (Якутия) характеризуется наличием острейших проблем (износ оборудования, нехватка инвестиций и т.д.), большой доли физически и морально устаревшего оборудования, требующих безотлагательного решения. Износ объектов электроэнергетики в среднем составляет более 50%, в том числе износ линий электропередачи - 75%, тепловых сетей - 51%, силового и прочего оборудования - 61%, подстанций - 81%, машин и оборудования - 62%.

В Республике Саха (Якутия) ведется работа по сокращению затрат в жилищно-коммунальном комплексе. Комплексные мероприятия по энергосбережению в бюджетной сфере и в жилом фонде проводятся в отдельных муниципальных образованиях с 2006 года. В Усть-Янском районе, расположенном в арктической зоне республики, за 2006 - 2010 г.г. осуществлен 100% переход на поквартирный и общедомовой учет тепла, горячее и холодное водоснабжение с выводом данных на единый сервер. Во всех домах и квартирах установлены пластиковые трубы системы водоснабжения. На реализацию данных мероприятий направлялись средства от экономии ресурсов, привлекались банковские кредиты. Всего было привлечено кредитов в объеме 39 млн. рублей, выполнено работ на 74 млн. рублей, сэкономлено 152 млн. рублей бюджетных средств - это 25% от расходов на коммунальные услуги в бюджетной сфере и в жилом фонде. Потребление тепла снизилось на 30%, теплопотери сократились на 87%.

За счет средств Европейского банка реконструкции и развития проведена модернизация систем теплоснабжения в с. Жиганске.

В п. Тикси Булунского района ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" осуществляет план мероприятий по энергоресурсосбережению, в который вошли реконструкция котельной ТЭЦ п. Тикси, реконструкция сетей тепло-водоснабжения, внедрение единой системы технологического и коммерческого учета (ЕСТКУ), промывка внутренних систем теплоснабжения, регулирование режимов тепло-водоснабжения, оптимизация жилищного фонда.

В рамках реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда построены первые два полноценных энергоэффективных 33-х и 23-квартирных "умных дома" в пос. Жатай с классом энергетической эффективности - А. Благодаря примененным энергоэффективным технологиям экономия жильцов "умных домов" на платежах за жилищно-коммунальные услуги достигает 40 - 45%. Малоэтажное жилищное строительство с применением энергосберегающих технологий продолжается, для этого производится реконструкция существующих инженерных сетей и коммуникаций.

В республике проводится большая работа по внедрению в широкую практику механизма заключения энергосервисных договоров (контрактов). В 2011 году издано специальное распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) "О внедрении энергосервисных договоров (контрактов)". Заключено 146 энергосервисных договоров (контрактов), охватывающих 332 объекта, в т.ч. 222 объекта бюджетной сферы и 110 объектов жилищного фонда, в 16 муниципальных образованиях. Первый энергосервисный контракт заключен в августе 2011 г. компанией ООО "Энергосберегающие технологии". С 2013 г. начинается реализация комплексных энергосервисных контрактов, предусматривающих ведение энергоэффективных работ на объектах генерации, присоединенных сетях и потребителях на территории обособленных сельских поселений. Так, в 2013 г. между ОАО "Намкоммунтеплоэнерго" и ООО "Энергосберегающие технологии" подписан энергосервисный контракт на повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, а также экономию прочих затрат Заказчика на убыточных источниках тепловой энергии в с. Хатын-Арыы (Аппаны), с. Хамагатта, с. Графский Берег Намского района.

Реализация энергоэффективных проектов в условиях Крайнего Севера даст новый толчок для внедрения и широкого использования инновационных энергоэффективных технологий при эксплуатации зданий и сооружений, при строительстве многоквартирных домов, в том числе для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья.

Конечным результатом выполнения Программы будет поэтапный перевод экономики республики на энергосберегающий путь развития с учетом изменяющихся экономических условий в стране. Программа должна содействовать превращению энергосбережения в решающий фактор улучшения социальных условий жизни населения, решению экономических задач и удовлетворению спроса на энергетические ресурсы по мере развития экономики. За счет энергосбережения удастся снизить нагрузку на топливно-энергетический комплекс республики, высвободить ресурсы тепловой и электрической энергии и использовать их для повышения надежности энергообеспечения.

Потенциал энергосбережения


В структуре потребления электрической энергии основная доля (40%) расходуется на добычу полезных ископаемых. Достаточно велики потери при транспорте электроэнергии в сетях общего пользования, доля которых составляет более 13%.

Существенна доля расхода электроэнергии населением и при производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, соответственно 11% и 15%.

Анализ удельных показателей расхода электроэнергии при добыче полезных ископаемых показывает, что в республике как при добыче угля, так и при добыче нефти средние значения ниже аналогичных показателей по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации. Следовательно, в настоящее время какой-либо существенный потенциал электросбережения в данном секторе экономики не наблюдается.

Динамика потерь электроэнергии в сетях общего пользования за последние годы характеризует их некоторую неравномерность, в то же время наблюдается общая тенденция их роста. Сравнительные данные показывают, что хотя значения потерь в республике не самые худшие, однако их снижение до нормативных величин (порядка 10%) создает предпосылки экономии электроэнергии.

Величина удельного электропотребления на освещение и бытовые нужды на человека в год по статистическим данным в республике ниже аналогичных показателей в близлежащих регионах. Это может свидетельствовать о недостаточно высокой электровооруженности быта населения, в связи с этим в ближайшем будущем возможен рост удельного потребления электроэнергии в этом секторе.

Вместе с тем за счет использования современных технологий в сфере потребления электроэнергии на освещение можно снизить расход электроэнергии. Так, применение современных энергосберегающих ламп вместо ламп накаливания позволит снизить электропотребление на цели освещения в среднем в 5 раз. По имеющимся оценкам на цели освещения расходуется около 20% электроэнергии, потребляемой населением. Таким образом, расход электроэнергии на цели освещения населением в республике оценивается в 150 млн. кВт.ч в год. При полной замене ламп накаливания на энергосберегающие лампы суммарная величина сберегаемой электроэнергии может составить порядка 120 млн. кВт.ч в год. Учитывая, что 100% замена ламп практически не реализуема, даже при 10% замене потенциал электросбережения оценивается в объеме 10 - 12 млн. кВт.ч в год.

В секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды наибольшее превышение удельных показателей над средними значениями наблюдаются при подъеме и подаче воды (исключая коммунально-бытовые нужды) и очистке воды.

Снижение удельного расхода электроэнергии на подъем и подачу воды, а также на очистку сточных вод до средних по Дальневосточному федеральному округу составит существенный потенциал электросбережения - более 50% от суммарного потребления.

Суммарный потенциал экономии электроэнергии в рассмотренных направлениях использования оценивается в 217 - 256 млн. кВт.ч в год:

Удельный показатель
 использования электроэнергии

Объем
 продукции

Экономия, млн. кВт.ч

кВт.ч на ед. продукции

возможное уменьшение

Потери в сетях общего пользования

13,2%

2,5 - 3%

6 693
 млн. кВт.ч

167 - 200

Освещение (10% применение энергосберегающих ламп)

10 - 12

Подъем и подача воды

1 334 на тыс. куб. м

450 - 480
 на тыс. куб. м

45 026 тыс. куб. м

20 - 22

Очистка сточных вод

1 221 на тыс. куб. м

550 - 590
 на тыс. куб. м

37 956 тыс. куб. м

20 - 22

Всего экономия электроэнергии

217 - 256

Всего потребление тепловой энергии в Республике Саха (Якутия) в 2012 году составило 11,6 млн. Гкал. Из них 5,4 млн. Гкал, или 46%, приходится на население. Потери в тепловых сетях составляют 20,4%.

Низкий технический уровень многих объектов и звеньев теплоснабжающих систем республики (тепловых сетей, абонентских установок), отсутствие в них необходимых систем автоматического регулирования и измерений, неудовлетворительные теплотехнические характеристики зданий приводят к большим сверхнормативным потерям тепла.

Эти потери создают потенциал энергосбережения, реализация которого может существенно повысить эффективность транспорта и использования тепловой энергии, снизить ее потребление.

Общий потенциал экономии тепловой энергии в теплоснабжении республики (сверхнормативные потери тепла) составляет 2 330 - 2 910 тыс. Гкал/год, или 16 - 20% от годового отпуска тепла.

Тепловая энергия

Экономия, тыс. Гкал/год

% от годового отпуска тепла

Здания, всего

1 470 - 1 700

19 - 21

Тепловые сети

860 - 1 210

6 - 8

Всего

2 330 - 2 910

16 - 20

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»