Недействующий

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ" (с изменениями на: 11.09.2017)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)


Сбалансированность регионального бюджета, безусловное выполнение расходных обязательств, эффективное управление государственным долгом и соблюдение бюджетного законодательства являются основными показателями качества состояния и перспектив развития бюджетной системы.

Устойчивая система государственных финансов и основные направления реализации бюджетной политики Республики Саха (Якутия) имеют ключевое значение в модернизации экономики республики, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата в рамках реализации стратегии долгосрочного экономического развития региона.

Процесс реформирования системы управления государственными финансами Республики Саха (Якутия) в последние годы осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Осуществлялись последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления региональными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты. Так была проведена масштабная работа по формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результат: введение практики докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, обоснований бюджетных ассигнований, разработка республиканских (долгосрочных) и ведомственных целевых программ, формирование государственных заданий. За последние годы успешно реализуются проекты по автоматизации процессов планирования бюджета, ведению реестра расходных обязательств, сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств, исполнения бюджета по казначейской системе. Введен мониторинг качества управления финансами главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Начиная с 2005 года, Правительством Республики Саха (Якутия) в целом и Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в частности, в рамках проводимых реформ бюджетного законодательства были разработаны и реализовывались Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2003 - 2004 годы, Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия), утвержденная постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2004 года ГС N 878-III, Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2007 года N 517, Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 года N 175.

С помощью указанных программ удалось не только существенно повысить эффективность и результативность работы республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в регионе.

Так, в бюджетный процесс введены первые элементы бюджетирования, ориентированного на результат, и в течение последних лет достигнуты следующие результаты этой работы:

приняты и опубликованы все нормативные правовые акты, необходимые для организации бюджетного процесса, отвечающего новым требованиям бюджетного законодательства;

создана формализованная методика оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов;

осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию;

внедрена система казначейского исполнения государственного бюджета и местных бюджетов;

модернизирована система бюджетного учета и отчетности;

реализовано внедрение формализованных процедур управления долгом, принятия долговых обязательств, их рефинансирование;

сформирована нормативно-правовая база для повышения доступности и качества государственных и муниципальных услуг, внедрения государственных и муниципальных заданий, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение;

начата реализация задачи по внедрению программно-целевых методов бюджетирования в практику бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия);

осуществляется мониторинг качества управления общественными финансами органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

обеспечена прозрачность бюджетной системы и публичность бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия);

внедрены формализованные процедуры планирования и осуществления бюджетных закупок;

автоматизирован процесс составления и исполнения государственного бюджета.

Реализация указанных мероприятий, безусловно, создала необходимые условия для повышения эффективности и открытости управления государственными финансами и позволила внедрить новые механизмы, повышающие качество его осуществления. Однако совершенствование бюджетного законодательства и бюджетной системы в целом ставит задачи по дальнейшему развитию существующего бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия).

Так, начиная с 2009 года, в целях повышения эффективности расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и качества управления средствами государственного бюджета Республики Саха (Якутия) главными распорядителями бюджетных средств, с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах и на основании распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2009 года N 203-РП "О Плане мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2010 годы", Минфином утверждено Положение и проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств.

Основными целями проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (далее - главные распорядители), являются повышение качества планирования и исполнения государственного бюджета Республики Саха (Якутия), соблюдение требований бюджетного законодательства главными распорядителями, а также стимулирование главных распорядителей к повышению качества управления финансами на стадии планирования и исполнения государственного бюджета и формирования отчетности.

Мониторинг направлен на анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих следующие элементы бюджетного процесса:

среднесрочное финансовое планирование: оценивается доля расходов, представленных в программном виде, доля государственных услуг, оказываемых в соответствии с государственными заданиями, наличие стандартов качества оказания государственных услуг, ДРОНД, оценивается работа главных распорядителей со сводной бюджетной росписью, качество составления реестра расходных обязательств и т.д.;

исполнение бюджета: оценивается эффективность управления кредиторской задолженностью, в том числе по коммунальным услугам и заработной плате, работа по сокращению дебиторской задолженности, равномерность расходования бюджетных средств (доля расходов в IV квартале по отношению к общим расходам за весь год), наличие неисполненных ассигнований на конец отчетного периода и т.д.;

учет и отчетность: оценивается наличие методических рекомендаций по реализации государственной учетной политики, наличие единой автоматизированной системы сбора и свода бюджетной отчетности, наличие в составе годовой бюджетной отчетности сведений о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств;

контроль и аудит: оценивается динамика сокращения количества нарушений, выявленных в ходе внешних контрольных мероприятий, факт проведения инвентаризации, оценивается факт наличия недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей;

исполнение судебных актов: оцениваются доля фактических выплат по взысканиям с казны республики и юридическая грамотность бюджетополучателей при оформлении соглашений, договоров, государственных контрактов;

кадровый потенциал финансового подразделения: оценивается работа по повышению квалификации работников финансово-экономических подразделений главного распорядителя и его укомплектованность, что, несомненно, также влияет на качество управления государственными финансами.