Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2011 года N 175

Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 19.04.2014 N 100.
____________________________________________________________________

(изменения и дополнения:
Постановление Правительства РС (Я) от 29.09.2011 N 462)

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и реформирования системы управления общественными финансами в республике Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Программу Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 г.г. согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) и другим органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия) руководствоваться положениями Программы, при формировании и организации исполнения государственного бюджета, а также при подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов соответствующих бюджетов согласно основным положениям Программы.

4. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Первый заместитель

Председателя Правительства

Республики Саха (Якутия)

А. СТРУЧКОВ

Утверждена

постановлением Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 28 апреля 2011 года N 175

Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы

Паспорт Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы


Наименование Программы

Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы

Основание для разработки Программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

 Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N  1101-р ;

 Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1203;

 Методические рекомендации по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, приказ Минфина N 701 от 29 декабря 2010 года;

 Послание Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

 Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Саха (Якутия) на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов;

 Персональное поручение Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова членам Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.07.2010, протокол N 1, о разработке Программы повышения эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы.

Дата утверждения программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 года N 175 " Об утверждении Программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011-2013 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

Правительство Республики Саха (Якутия)

Цель и задачи программы

Цель - создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества.
   Задачи Программы:
 -  обеспечение увязки долгосрочного прогноза экономического развития Республики Саха (Якутия) и бюджетного планирования, целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;

 -  создание условий для повышения эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

 -  совершенствование механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;

 -  стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности бюджетных расходов;

 -  развитие системы управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок;

 -  повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публи чности показателей их деятельности;

 -  модернизация автоматизированной системы проектирования и управления государственными финансами Республики Саха (Якутия).

Сроки и этапы реализации программы

2011-2013 годы

Основные направления Программы

Основные направления:
 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов.
 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и переход на "программный формат" формирования государственного бюджета.
 3. Оптимизация функций государственного управления и повышения эффективности их деятельности.
 4. Внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и государственного (муниципального) задания, повышения качества государственных услуг и оптимизации расходов на их оказание.
 5. Стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности расходов местных бюджетов.
 6. Совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок.
 7. Создание информационной среды и технологий для управления бюджетным процессом.
 8. Повышение эффективности финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, контрольными и финансовыми органами муниципальных образований.

Объем и источники финансирования

Государственный бюджет РС (Я):
 2011 год -150 млн.рублей
 2012 год -100 млн.рублей
 2013 год -100 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1.  Формирование системы планирования социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), сбалансированной с финансово-бюджетным планированием.
 2.  Переход формирования республиканского бюджета на "программный" формат.
 3.  Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти РС(Я).
 4.  Внедрение новых принципов организации финансового контроля с использованием механизмов внутреннего контроля.
 5.  Повышение качества планирования и результативности государственных закупок.
 6.  Создание условий для вовлечения органов местного самоуправления в деятельность по повышению эффективности расходов местных бюджетов.
 7.  Развитие информационной системы управления государственными финансами.

Система организации контроля за исполнением Программы

Текущую координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет Правительство Республики Саха (Якутия)

Содержание

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа. Текущее состояние и основные направления развития бюджетно-финансовой системы Республики Саха (Якутия) 3

2. Основная цель и задачи программы. Целевые индикаторы и показатели. 3

3. План по проведению реформ.. 3

Направление 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов. 3

Направление 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и переход на "программный формат" формирования государственного бюджета. 3

Направление 3. Оптимизация функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения. 3

Направление 4. Внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения оказания государственных услуг и выполнения государственного задания, повышения качества государственных услуг и оптимизации расходов на их оказание. 3

Направление 5. Стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности расходов местных бюджетов. 3

Направление 6. Совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок. 3

Направление 7. Развитие информационной среды и технологий для управления бюджетным процессом.. 3

Направление 8. Повышение эффективности финансового контроля, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, контрольными и финансовыми органами муниципальных образований. 3

4. Перечень программных мероприятий на 2011 год.. 3

5. Финансирование мероприятий программы Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов.. 3

6. Механизм реализации программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия исполнителей программы... 3

7. Оценка социально-экономической эффективности программы... 3

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа. Текущее состояние и основные направления развития бюджетно-финансовой системы Республики Саха (Якутия)


Настоящая Программа повышения эффективности бюджетных расходов Республики Саха (Якутия) на 2011-2013 годы (далее - Программа) подготовлена в целях реализации положений Послания Президента Республики Саха (Якутия) Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Саха (Якутия) на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2010 года N 461, согласно Методическим рекомендациям по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации N 701 от 29 декабря 2010 года. В Программе также учтены основные требования, изложенные в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных Программ повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1203.

В основу мероприятий Программы приняты основные положения Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.

На протяжении ряда лет в Республике Саха (Якутия) проводилась кропотливая работа, направленная на совершенствование системы управления региональными финансами, в том числе по следующим аспектам:

развитие системы казначейства;

повышение прозрачности региональных финансов;

сокращение бюджетного дефицита и ограничение государственных заимствований;

поэтапное сокращение кредиторской задолженности.

В результате напряженной работы всех органов государственной власти Республики Саха (Якутия) доходы государственного бюджета существенно возросли: с 48,4 млрд. руб. в 2006 году до 95,1 млрд. руб. в 2010 году. Законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год предусмотрено поступление доходов в размере 91,4 млрд. руб.

Расходы государственного бюджета также имели положительную динамику: они увеличились с 53,1 млрд. руб. в 2006 году до 91,5 млрд. руб. в 2010 году. Законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год предусмотрено осуществление расходов на сумму 98,1 млрд. руб. (рис.1.).

Рис.1. Исполнение бюджета Республики Саха (Якутия) в 2006-2010 гг., млн.руб.


На протяжении рассматриваемого 5-летнего периода только в 2009 году государственный бюджет был бездефицитным. Размер дефицита бюджета колебался от 0,9 млрд. руб. или 1,6% расходов в 2007 году до 4,7 млрд. руб. или 8,9% расходов в 2006 году. Законом о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год предполагается сохранение дефицита и в текущем году; его размер не должен превысить 6,6 млрд. руб., что составляет 8,9% от планируемых в 2011 году расходов бюджета (рис.2).

Рис.2. Профицит (+) или дефицит (-) бюджета Республики Саха (Якутия), в % к доходам


С целью повышения эффективности и результативности бюджетной системы Республики были разработаны и реализованы Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2005 - 2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2004 года N 548 и одобренная Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). В 2008-2010 годах реализована Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2007 г. N 517.

С помощью Программ реформирования государственных финансов в Республике Саха (Якутия) Правительству Республики Саха (Якутия) удалось не только существенно повысить эффективность и результативность работы республиканских органов государственной власти и местного самоуправления, но и создать условия для улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в регионе.

Важным направлением бюджетной политики является совершенствование казначейских технологий. Осуществлен перевод на казначейское исполнение всех расходов государственного бюджета РС(Я), обеспечено казначейское обслуживание исполнения местных бюджетов, охватывающих более 5 000 учреждений и организаций. Установлен казначейский контроль за операциями по зачислению и расходованию средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Разработана и реализована концепция единого счета по учету средств государственного бюджета РС(Я), обеспечивающая минимизацию разрыва между временем зачисления средств в доход бюджета и исполнением обязательств бюджетополучателей. Республиканским казначейством подготовлен и осуществлен перевод всех республиканских учреждений на казначейское обслуживание в удаленном режиме. Решена задача по обеспечению участников бюджетного процесса информацией о ходе исполнения государственного бюджета РС(Я) в режиме реального времени для принятия оперативных управленческих решений.

Созданные с использованием Web-технологий информационные базы позволяют сократить временные издержки при разработке проектов законов и нормативно-правовых актов РС(Я), мероприятий по совершенствованию бюджетного учета и отчетности, бюджетного планирования. Доступ к корпоративному Web-сайту и сервису электронной почты, реализованный для всех зарегистрированных удаленных и мобильных пользователей, позволил значительно сократить бумажный документооборот и повысить оперативность исполнения бюджета.

За период с 2005 года в бюджетный процесс введены первые элементы бюджетирования ориентированного на результат. Была создана первая система учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах. Определен перечень бюджетных услуг в сфере образования, здравоохранения, спорта и физической культуры, средств массовой информации и культуры, по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении для целей бюджетного планирования в рамках действующих расходных обязательств Республики Саха (Якутия). Установлены первые перечени стандартов качества предоставления бюджетных услуг в отраслях социальной сферы для возможности их контроля со стороны потребителей, требования к результатам работы бюджетных учреждений (включая государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием в федеральных вузах), негосударственных организаций, автономных некоммерческих организаций по предоставлению бюджетных услуг.

Рис.3. Внедрение инструментов программно-целевого бюджетирования


Начата реализация задачи по внедрению программно-целевых методов бюджетирования в практику бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия). Начало было положено внедрением порядка формирования среднесрочных ведомственных программ, был утвержден Перечень количественных показателей для оценки результатов работы министерств и ведомств по реализации государственного заказа на управление социально-экономическими процессами в Республике Саха (Якутия) до 2008 года (Рис.3)

Решена задача совершенствования порядка финансирования временных кассовых разрывов. Механизмом реализации данного направления стало принятие постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 390 "О совершенствовании порядка финансирования временных кассовых разрывов при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия)". Утверждена Методика планирования временных кассовых разрывов в целях повышения эффективности управления бюджетными средствами при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), обеспечения Правительства Республики Саха (Якутия) агрегированной информацией, позволяющей оценить влияние различных факторов на состояние государственных финансов, а также для осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) своевременных мероприятий, направленных на прогнозирование временных кассовых разрывов и формирование финансового резерва с целью финансирования временных кассовых разрывов при исполнении расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в течение финансового года.

Реализована обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, установлено обязательное условие получения заключения независимых организаций и экспертов, в том числе и по поводу оценки последствий для бюджета, а также порядок проведения независимой публичной экспертизы указанных законопроектов.

Внедрены формализованные процедуры планирования и осуществления бюджетных закупок. В Республике Саха (Якутия) создан и действует единый портал государственных закупок, находящийся в сети Интернет по адресу http://www.goszakazyakutia.ru и обеспечивающий взаимодействие с заказчиками как государственных, так и муниципальных закупщиков.

Согласно статистике портала государственных закупок, самой популярной из предусмотренных федеральным законом N 94-ФЗ форм организации государственных закупок в Республике Саха (Якутия), является запрос котировок. Чуть менее популярен открытый аукцион. Открытый конкурс проводится в сравнительно небольшом количестве случаев, а электронные аукционы до сих пор остаются редкостью (рис.4).

Рис. 4. Наиболее популярные виды госзакупок по количеству контрактов

Рис.5. Наиболее популярные виды госзакупок по сумме контрактов


Однако в силу ограничений на объем контракта, размещаемого путем запроса котировок, при рассмотрении стоимостной структуры заключенных контрактов открытый аукцион оказывается лидером. Контракты, заключенные путем открытых электронных аукционов, составляют ничтожную долю в общей сумме государственных закупок в Республике Саха (Якутия) (рис.5).

Важным направлением реформирования государственного управления на региональном уровне стала реализация административной реформы, основные направления которой были определены в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.

Для реализации поставленных задач в этот период был утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия).

Общую координацию деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации административной реформы в республике осуществляет Комиссия по проведению административной реформы в Республике Саха (Якутия).

В целях наведения порядка в сфере региональных финансов повышен уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. В целях перевода натуральных льгот в денежную форму на адресной основе разработан и внедрен Порядок персонифицированного учета граждан, имеющих право на льготы, принят и реализован План мероприятий по переводу натуральных льгот в денежные выплаты для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством. Осуществлен перевод натуральных льгот на оплату жилья и коммунальные услуги в ежемесячные денежные выплаты. Приняты поправки в соответствующие законы в части перевода натуральных льгот в денежную форму. Совершенствовалась система инвестиций, включающая мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств.

Создание условий для развития доходной базы региона реализуется путем организации оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет и реализацией Порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей, включающего процедуры проведения мониторинга состояния организаций, получающих отсрочки и рассрочки платежей в бюджет, анализ их дебиторской задолженности на основе формы специальной отчетности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»