Недействующий


ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 12 октября 2011 года N 964

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

(в ред. Указов Президента РС(Я) от 19.03.2013 N 1938, от 30.12.2013 N 2434)



В целях обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Саха (Якутия), развития системы профессионального образования и востребованности образовательных услуг

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы".

2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

г.Якутск

12 октября 2011 года

N 964


Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 12 октября 2011 г. N 964

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"

(в ред. Указов Президента РС(Я)
от 19.03.2013 N 1938, от 30.12.2013 N 2434)



Паспорт государственной программы


N

Базовый вариант

Интенсивный вариант

1

Наименование Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа)

2

Статус Программы

Государственная программа

3

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании";

Федеральный закон 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 года N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)";

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 года N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы";

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2011 года N 912 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 года N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы"

4

Ответственный исполнитель Программы

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия)

5

Соисполнители

государственной программы

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство образования Республики Саха (Якутия);

Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

Министерство архитектуры и строительного комплекса;

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия);

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия);

Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);

Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия);

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке

(п. 5 в ред. Указа Президента РС(Я) от 19.03.2013 N 1938)

6

Цель и задачи Программы

Цель - развитие профессионального образования в Республике Саха (Якутия) для обеспечения качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

формирование эффективной территориально-отраслевой организации системы профессионального образования Республики Саха (Якутия), ориентированной на потребности рынка труда;

повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования;

подготовка и переподготовка квалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) за ее пределами;

обеспечение восприимчивости профессионального образования к инновационным технологиям

7

Целевые индикаторы государственной Программы

Доля трудоустроившихся выпускников, обучение по образовательным программам начального профессионального образования

Доля трудоустроившихся выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования

Доля выпускников, прошедших обучение за пределами Республики Саха (Якутия) на основе целевой контрактной подготовки специалистов, трудоустроившихся в отчетном году

Доля выпускников, прошедших обучение по договорам

Доля исполнения предписаний органов Госпожнадзора учреждениями начального и среднего профессионального образования

8

Сроки реализации Программы

2012 - 2016 годы

9

Наименование подпрограмм (стратегические направления) государственной программы

1. Подготовка рабочих кадров с начальным профессиональным образованием.

2. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием.

3. Высшее и послевузовское образование.

4. Дополнительное профессиональное образование.

5. Обеспечение пожарной безопасности учреждений начального и среднего профессионального образования

10

Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам

23 519 931 тыс. руб., в том числе по годам:

2012 г. - 4 628 986 тыс. руб.;

2013 г. - 4 662 640 тыс. руб.;

2014 г. - 4 568 657 тыс. руб.;

2015 г. - 4 814 719 тыс. руб.;

2016 г. - 4 844 928 тыс. руб.

Объем финансирования на реализацию Программы уточняется ежегодно при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год

23 503 626 тыс. руб., в том числе по годам:

2012 г. - 4 628 986 тыс. руб.;

2013 г. - 4 662 640 тыс. руб.;

2014 г. - 4 506 423 тыс. руб.;

2015 г. - 4 736 607 тыс. руб.;

2016 г. - 4 968 971 тыс. руб.

Объем финансирования на реализацию Программы уточняется ежегодно при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год

(п. 10 в ред. Указа Президента РС(Я) от 30.12.2013 N 2434)

     

Раздел I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ


Переход к инновационной экономике требует модернизации системы образования, которая предполагает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности, в соответствии с требованиями современности, с сохранением и приумножением лучших традиций отечественного образования, пересмотр принципов функционирования системы образования.

В настоящее время отношения в сфере образования регулируют следующие нормативные правовые акты: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена", Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования", Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки", Федеральный закон от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов", Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства", постановления Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы" (от 30 декабря 2006 года N 850, от 20 декабря 2007 года N 903, от 14 февраля 2009 года N 130) и др.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р) определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, динамичного развития экономики и укрепления позиции России в мировом сообществе, а также определены направления развития образования. В частности, предусмотрено:

переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики;

внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга;

широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий.

Система профессионального образования в Республике Саха (Якутия) формируется государственными и негосударственными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования республиканского и федерального ведения, в которых реализуются программы соответствующего уровня, а также послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Начальное и среднее профессиональное образование, как составные части единой системы образования, являются ключевыми звеньями воспроизводства квалифицированной рабочей силы, удовлетворяя потребности общества и личности в разных профессиях. С другой стороны, учреждения начального и среднего профессионального образования выполняют функции социальной защиты значительной части населения, остро нуждающейся в государственной поддержке.

В настоящее время в республике функционируют 29 образовательных учреждений начального профессионального образования включая 2 профучилища уголовно-исполнительной системы, 31 учреждение среднего профессионального образования <1>, 4 филиала учреждений среднего профессионального образования, 2 учреждения среднего профессионального образования - филиалы высших учебных заведений, 5 учреждений высшего профессионального образования и 16 филиалов государственных вузов <2> с общим контингентом порядка 67 тысяч учащихся и студентов.

-------------------------------     

<1> включая 2 профучилища уголовно-исполнительной системы.

<2> из них 12 - филиалы ВУЗов Центра России, Сибири и Дальнего Востока. Данные ТО ФСГС по РС(Я) за 2010 год. Кроме того, действует 1 негосударственный ВУЗ; 6 филиалов негосударственных учреждений высшего профессионального образования.


Таблица 1

Общий контингент учащихся и студентов в Республике Саха (Якутия)

N

Уровень образования

Количество учебных заведений

Количество учащихся

1

НПО

29

6 474

2

СПО

37

18 279

3

ВПО

5

42 091

Всего

71

66 844


В ведении Республики Саха (Якутия) находится 57 учреждений начального и среднего профессионального образования: 27 учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) и 30 среднего профессионального образования (далее - СПО), из них в ведомственном подчинении:

Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) 26 учреждений НПО и 17 учреждений СПО;

Министерства образования Республики Саха (Якутия) 3 учреждения среднего профессионального образования;

Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) 3 учреждения среднего профессионального образования;

Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) 4 учреждения среднего профессионального образования;

Министерства по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия) 1 учреждение среднего профессионального образования;

Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) 1 учреждение начального профессионального образования;

Союз потребительских обществ "Холбос" 1 учреждение среднего профессионального образования.

Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям, в том числе:

69 профессиям начального профессионального образования, в том числе технического профиля - 42 (61%);

86 специальностям среднего профессионального образования, из них технического профиля - 46 (54%);

120 специальностям высшего профессионального образования, из них технического профиля - 31 (26%).

Кроме того, Республика Саха (Якутия) готовит кадры в ВУЗах центральной части России, в Сибири и на Дальнем Востоке - 4 497 чел., в том числе 4 429 в учреждениях профессионального образования Российской Федерации, 68 студентов обучается за рубежом (согласно решениям Правительства Республики Саха (Якутия), из них 20 - по заказу Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) для потребностей Государственного цирка Республики Саха (Якутия).

В числе обучающихся в настоящее время также 72 аспиранта, 6 докторантов, в том числе по техническим направлениям соответственно 18 и 3, а также 29 клинических ординаторов <5>.

--------------------------------     

<5> Начало 1990-х число студентов высших учебных заведений в Якутии составляло 66 на 10 тыс. человек населения.

Установлены долгосрочные договорные отношения с 198 учреждениями высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации <3>.

--------------------------------     

<3> Согласно отчету Департамента при Президенте Республики Саха (Якутия) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров от 01.01.2011.

Несмотря на нормативно-правовую обеспеченность данной сферы и позитивные изменения, произошедшие за последнее время в системе профессионального образования, ряд ключевых вопросов остается неурегулированным.

В целом по России, охват всего населения базовым образованием занимает одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция), наблюдается высокий уровень высшего образования по естественно - научным и инженерно-техническим специальностям - все это создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы.

Вместе с тем, тенденция к снижению качества образования на всех уровнях - от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского - способствует девальвации любых начинаний в этой сфере <4>.

--------------------------------     

<4> Исключение составляет рост в качестве чтения и понимания текста в начальной школе - по результатам PIRLS-2006 (Progress in International Reading Literacy Study). Российские четвероклассники демонстрируют практически одинаково высокий уровень чтения и понимания как литературного, так и научно-популярного текста. Вместе с тем, школьники более старших классов уступают своим зарубежным сверстникам из развитых стран по большинству показателей уровня знаний - математике (34-е место из 57 стран), тем же навыкам работы с текстом (39 из 56), знаниям в области точных наук (35 из 57).

В России, по данным Росстата, участие населения (в возрастной группе 25 - 64 лет) в непрерывном образовании в 2008 году составило 24,8%. При этом, в странах с высокой инновационной активностью этот показатель намного выше: Великобритания - 37,6%, Германия - 41,9%, Финляндия - 77,3%.

Численность студентов ВУЗов в расчете на 10 000 чел. населения составляет 513 студентов Начало 1990-х число студентов <5> высших учебных заведений в Якутии составляло 66 на 10 тыс. человек населения., что ниже, чем в целом по России (523), но выше, чем в Дальневосточном федеральном округе (492), где республика по величине показателя занимает 3 место <6>, результативность системы обучения в Якутии проявляется в высоком проценте людей с высшим образованием.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»