УКАЗ
от 12 октября 2011 года N 964
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"
(в ред. Указов Президента РС(Я) от 19.03.2013 N 1938, от 30.12.2013 N 2434)
В целях обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Саха (Якутия), развития системы профессионального образования и востребованности образовательных услуг
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы".
2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Габышеву Ф.В.
3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
г.Якутск
12 октября 2011 года
N 964
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2016 ГОДЫ"
(в ред. Указов Президента РС(Я)
от 19.03.2013 N 1938, от 30.12.2013 N 2434)
N | Базовый вариант | Интенсивный вариант | ||
1 | Наименование Программы | Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" (далее - Программа) | ||
2 | Статус Программы | Государственная программа | ||
3 | Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; | ||
4 | Ответственный исполнитель Программы | Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) | ||
5 | Соисполнители | Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия); | ||
(п. 5 в ред. Указа Президента РС(Я) от 19.03.2013 N 1938) | ||||
6 | Цель и задачи Программы | Цель - развитие профессионального образования в Республике Саха (Якутия) для обеспечения качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. | ||
7 | Целевые индикаторы государственной Программы | Доля трудоустроившихся выпускников, обучение по образовательным программам начального профессионального образования | ||
Доля трудоустроившихся выпускников, завершивших обучение по образовательным программам среднего профессионального образования | ||||
Доля выпускников, прошедших обучение за пределами Республики Саха (Якутия) на основе целевой контрактной подготовки специалистов, трудоустроившихся в отчетном году | ||||
Доля выпускников, прошедших обучение по договорам | ||||
Доля исполнения предписаний органов Госпожнадзора учреждениями начального и среднего профессионального образования | ||||
8 | Сроки реализации Программы | 2012 - 2016 годы | ||
9 | Наименование подпрограмм (стратегические направления) государственной программы | 1. Подготовка рабочих кадров с начальным профессиональным образованием. | ||
10 | Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам | 23 519 931 тыс. руб., в том числе по годам: | 23 503 626 тыс. руб., в том числе по годам: | |
(п. 10 в ред. Указа Президента РС(Я) от 30.12.2013 N 2434) |
Переход к инновационной экономике требует модернизации системы образования, которая предполагает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности, в соответствии с требованиями современности, с сохранением и приумножением лучших традиций отечественного образования, пересмотр принципов функционирования системы образования.
В настоящее время отношения в сфере образования регулируют следующие нормативные правовые акты: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена", Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования", Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки", Федеральный закон от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов", Федеральный закон от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства", постановления Правительства Российской Федерации "О мерах государственной поддержки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы" (от 30 декабря 2006 года N 850, от 20 декабря 2007 года N 903, от 14 февраля 2009 года N 130) и др.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р) определены пути и способы обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, динамичного развития экономики и укрепления позиции России в мировом сообществе, а также определены направления развития образования. В частности, предусмотрено:
переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики;
внедрение механизма оценки качества профессионального образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга;
широкое системное распространение модульных программ профессиональной подготовки, обеспечение возможности выстраивания студентами и учащимися индивидуальных образовательных траекторий.
Система профессионального образования в Республике Саха (Якутия) формируется государственными и негосударственными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования республиканского и федерального ведения, в которых реализуются программы соответствующего уровня, а также послевузовского и дополнительного профессионального образования.
Начальное и среднее профессиональное образование, как составные части единой системы образования, являются ключевыми звеньями воспроизводства квалифицированной рабочей силы, удовлетворяя потребности общества и личности в разных профессиях. С другой стороны, учреждения начального и среднего профессионального образования выполняют функции социальной защиты значительной части населения, остро нуждающейся в государственной поддержке.
В настоящее время в республике функционируют 29 образовательных учреждений начального профессионального образования включая 2 профучилища уголовно-исполнительной системы, 31 учреждение среднего профессионального образования <1>, 4 филиала учреждений среднего профессионального образования, 2 учреждения среднего профессионального образования - филиалы высших учебных заведений, 5 учреждений высшего профессионального образования и 16 филиалов государственных вузов <2> с общим контингентом порядка 67 тысяч учащихся и студентов.
-------------------------------
<1> включая 2 профучилища уголовно-исполнительной системы.
<2> из них 12 - филиалы ВУЗов Центра России, Сибири и Дальнего Востока. Данные ТО ФСГС по РС(Я) за 2010 год. Кроме того, действует 1 негосударственный ВУЗ; 6 филиалов негосударственных учреждений высшего профессионального образования.
Общий контингент учащихся и студентов в Республике Саха (Якутия)
N | Уровень образования | Количество учебных заведений | Количество учащихся |
1 | НПО | 29 | 6 474 |
2 | СПО | 37 | 18 279 |
3 | ВПО | 5 | 42 091 |
Всего | 71 | 66 844 |
В ведении Республики Саха (Якутия) находится 57 учреждений начального и среднего профессионального образования: 27 учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) и 30 среднего профессионального образования (далее - СПО), из них в ведомственном подчинении:
Министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия) 26 учреждений НПО и 17 учреждений СПО;
Министерства образования Республики Саха (Якутия) 3 учреждения среднего профессионального образования;
Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) 3 учреждения среднего профессионального образования;
Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) 4 учреждения среднего профессионального образования;
Министерства по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия) 1 учреждение среднего профессионального образования;
Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) 1 учреждение начального профессионального образования;
Союз потребительских обществ "Холбос" 1 учреждение среднего профессионального образования.
Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям, в том числе:
69 профессиям начального профессионального образования, в том числе технического профиля - 42 (61%);
86 специальностям среднего профессионального образования, из них технического профиля - 46 (54%);
120 специальностям высшего профессионального образования, из них технического профиля - 31 (26%).
Кроме того, Республика Саха (Якутия) готовит кадры в ВУЗах центральной части России, в Сибири и на Дальнем Востоке - 4 497 чел., в том числе 4 429 в учреждениях профессионального образования Российской Федерации, 68 студентов обучается за рубежом (согласно решениям Правительства Республики Саха (Якутия), из них 20 - по заказу Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) для потребностей Государственного цирка Республики Саха (Якутия).
В числе обучающихся в настоящее время также 72 аспиранта, 6 докторантов, в том числе по техническим направлениям соответственно 18 и 3, а также 29 клинических ординаторов <5>.
--------------------------------
<5> Начало 1990-х число студентов высших учебных заведений в Якутии составляло 66 на 10 тыс. человек населения.
Установлены долгосрочные договорные отношения с 198 учреждениями высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации <3>.
--------------------------------
<3> Согласно отчету Департамента при Президенте Республики Саха (Якутия) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров от 01.01.2011.
Несмотря на нормативно-правовую обеспеченность данной сферы и позитивные изменения, произошедшие за последнее время в системе профессионального образования, ряд ключевых вопросов остается неурегулированным.
В целом по России, охват всего населения базовым образованием занимает одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония, и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция), наблюдается высокий уровень высшего образования по естественно - научным и инженерно-техническим специальностям - все это создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы.
Вместе с тем, тенденция к снижению качества образования на всех уровнях - от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского - способствует девальвации любых начинаний в этой сфере <4>.
--------------------------------
<4> Исключение составляет рост в качестве чтения и понимания текста в начальной школе - по результатам PIRLS-2006 (Progress in International Reading Literacy Study). Российские четвероклассники демонстрируют практически одинаково высокий уровень чтения и понимания как литературного, так и научно-популярного текста. Вместе с тем, школьники более старших классов уступают своим зарубежным сверстникам из развитых стран по большинству показателей уровня знаний - математике (34-е место из 57 стран), тем же навыкам работы с текстом (39 из 56), знаниям в области точных наук (35 из 57).
В России, по данным Росстата, участие населения (в возрастной группе 25 - 64 лет) в непрерывном образовании в 2008 году составило 24,8%. При этом, в странах с высокой инновационной активностью этот показатель намного выше: Великобритания - 37,6%, Германия - 41,9%, Финляндия - 77,3%.
Численность студентов ВУЗов в расчете на 10 000 чел. населения составляет 513 студентов Начало 1990-х число студентов <5> высших учебных заведений в Якутии составляло 66 на 10 тыс. человек населения., что ниже, чем в целом по России (523), но выше, чем в Дальневосточном федеральном округе (492), где республика по величине показателя занимает 3 место <6>, результативность системы обучения в Якутии проявляется в высоком проценте людей с высшим образованием.