Недействующий

Об утверждении Программы реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы

А. Реализация цели и задач реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) в 2005-2006 годах


Главной целью реформирования системы управления региональными финансами в Республике Саха (Якутия) стало повышение эффективности и результативности работы республиканских органов государственной власти и местного самоуправления, направленное на создание условий для экономического роста, улучшения социально-экономической обстановки и инвестиционного климата в регионе.

Исходя из заявленной цели и поставленных задач, Программа реформирования региональных финансов в Республике Саха (Якутия) реализовывалась по заявленным на I этапе (2005-2006 гг.) основным направлениям:

1. Реформа бюджетного процесса и управления расходами.

2. Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.

3. Административная реформа.

4. Реформирование государственного сектора экономики, включая его оптимизацию.

5. Совершенствование системы инвестиций.

6. Создание условий для развития доходной базы и формирование налогово-бюджетной политики, ориентированной на развитие доходного потенциала.

7. Совершенствование долговой политики и системы управления государственным долгом.

8. Совершенствование межбюджетных отношений.

В результате реализации Программы реформирования региональных финансов в 2005-2006 годах достигнут ряд результатов.

Создана система учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 395 "О мерах по формированию системы управления бюджетными услугами", где закреплены в детализированной форме стандарты качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, кинематографии и средств массовой информации, включающие описание бюджетных услуг, группы их потребителей, количественные параметры оценки конечного результата для потребителей, а также министерства и ведомства, ответственные за предоставление информации, периодичность предоставления и обновления информации, указание источника информации.)

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 396 "О мерах по повышению эффективности работы бюджетного сектора, оптимизации бюджетных расходов" был утвержден План снижения доли бюджетного финансирования и прекращения бюджетного финансирования ряда организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, а также разработан Типовой контракт о целевом финансировании социальных услуг, предоставляемых негосударственными организациями и (или) государственными автономными некоммерческими организациями, и Типовой договор по оказанию социальных услуг бюджетным учреждением, с основными требованиями к результатам работы бюджетных учреждений.

Реализована задача формирования среднесрочных ведомственных программ. Эта задача достигнута путем принятия постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 398 "О мерах по совершенствованию методов планирования бюджетных расходов на основе установленных требований к конечному результату", которым утвержден Перечень количественных показателей для оценки результатов работы министерств и ведомств по реализации государственного заказа на управление социально-экономическими процессами в Республике Саха (Якутия) до 2008 года.

Решена задача совершенствования порядка финансирования временных кассовых разрывов. Механизмом реализации данного направления стало принятие постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 390 "О совершенствовании порядка финансирования временных кассовых разрывов при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия)". Приложением N 1 к постановлению утверждена Методика планирования временных кассовых разрывов в целях повышения эффективности управления бюджетными средствами при исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия), обеспечения Правительства Республики Саха (Якутия) агрегированной информацией, позволяющей оценить влияние различных факторов на состояние государственных финансов, а также для осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) своевременных мероприятий, направленных на прогнозирование временных кассовых разрывов и формирование финансового резерва с целью финансирования временных кассовых разрывов при исполнении расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в течение финансового года.

Реализована обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства. Механизмом реализации стало постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 июня 2005 года N 298 "О проведении независимой публичной экспертизы законопроектов в области бюджетного и налоговогозаконодательства", которым установлено обязательное условие получения заключения независимых организаций и экспертов, в том числе и по поводу оценки последствий для бюджета, а также порядок проведения независимой публичной экспертизы указанных законопроектов.

Важным инструментом наведения порядка в использовании общественных финансов стало применение формализованных процедур планирования и осуществления бюджетных закупок (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 396 "О мерах по повышению эффективности работы бюджетного сектора, оптимизации бюджетных расходов").

Следующим важным этапом роста эффективности управления общественными финансами стало использование среднесрочного финансового планирования, механизмом реализации которого стало принятие постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 391 "О порядке составления перспективного финансового плана и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия)".

Другим важным направлением реформы на региональном уровне стала реализация административной реформы. Реализация данного направления осуществляется путем внедрения процедур открытого конкурса на замещение государственных должностей (Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)"). Установлена обязательная переаттестация работающих специалистов не реже, чем раз в три года независимыми экспертными комиссиями, что также закреплено Законом Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)", а также Указами Президента Республики Саха (Якутия) N 2099 от 21 апреля 2005 года "Об аттестации государственных гражданских служащих" (пункт 2 Аттестационным комиссиям проводить аттестацию государственных гражданских служащих один раз в три года) и от 19 мая 2005 года N 2134 "Об утверждении Плана повышения квалификации государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) на 2005-2006 годы".

Законодательно закреплено повышение квалификации государственных служащих на регулярной основе - Указ Президента Республики Саха (Якутия) N 2134 от 19 мая 2005 года "Об утверждении Плана повышения квалификации государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) на 2005-2006 годы", которым, в том числе, утверждены порядок, перечень направлений и предметов изучения при повышении квалификации государственных служащих на 2005-2006 годы в тринадцати академиях, высших учебных заведениях и учебных центрах России (приложение N 1 к данному Указу) и Закон Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 года N 433-III "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)".

Еще одним направлением наведения порядка в сфере региональных финансов стало повышение уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги при увеличении объема социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. Для его реализации было принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 397 от 30 июня 2005 года "Об утверждении Методики предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на выполнение государственных полномочий по предоставлению населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на 2005 год".

Еще одним важным направлением стал перевод натуральных льгот в денежную форму на адресной основе. Было принято постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 409 от 30 июня 2005 года "Об утверждении Порядка персонифицированного учёта граждан, имеющих право на льготы". 02 августа 2007 года принято распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) N 1012-р "О Плане мероприятий по переводу натуральных льгот в денежные выплаты для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством". В соответствии с утвержденным этим распоряжением Планом с 01 января 2009 планируется перевод натуральных льгот на оплату жилья и коммунальные услуги в ежемесячные денежные выплаты. Приняты поправки в соответствующие законы в части перевода натуральных льгот в денежную форму - Закон Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 N 188-З N 383-III "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия), Закон Республики Саха (Якутия) от 09.12.2004 N 188-З N 385-III "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Саха (Якутия)".

Следующим важным направлением реформирования общественных финансов в Республике Саха (Якутия) стало совершенствование системы инвестиций, включающее мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств. В этих целях приняты постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 402 от 30 июня 2005 года "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2001 года N 274 "О порядке организации и проведения республиканских конкурсов инвестиционных проектов" и N 403 от 30 июня 2005 года "Об установлении системы критериев, являющихся основанием для досрочного прекращения финансирования инвестиционных проектов за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)".

Создание условий для развития доходной базы региона реализуется путем организации оперативного учета задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет принятием постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 386 от 30 июня 2005 года "Об утверждении Порядка предоставления отсрочек и рассрочек по погашению задолженности неналоговых платежей в государственный бюджет Республики Саха (Якутия)", а также постановления Правительства Республики Саха (Якутия) N 387 от 30 июня 2005 года "Об утверждении Порядка проведения мониторинга дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей", в котором устанавливается процедура проведения мониторинга состояния организаций, получающих отсрочки и рассрочки платежей в бюджет, анализ их дебиторской задолженности на основе формы специальной отчетности.

Другим направлением стало создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов путем внесения поправок в Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 248-З N 503-III "О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)"" (часть 1 статьи 10), а именно: "Установить запрет на предоставление новых и пролонгацию фактически предоставляемых налоговых льгот в случае получения отрицательной оценки социально-экономического эффекта от их предоставления".

Важным направлением развития доходной базы региона признана организация учета объектов, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), и предоставление информации заинтересованным лицам. Для этого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 408 утверждено Положение о раскрытии информации о собственности Республики Саха (Якутия), в котором устанавливается процедура предоставления сведений о собственности всем заинтересованным лицам без ограничения доступа.

Порядок оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности Республики Саха (Якутии), утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 года N 407.

К данному направлению деятельности относится и мониторинг эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доли в уставном капитале которых принадлежат Республике Саха (Якутия).